Основные направления реформирование системы социальной защиты
В России до настоящего времени не сформировано четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерна чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и пассивный характер. В течение последних лет социальная защита России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных жизненных проблем отдельных граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не направлен на профилактику кризисных ситуаций.
Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных проблем на протяжении всей его жизни.
Социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери и ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.
К основным направлениям реформирования социальной защиты населения относятся:
1. Реформирование социальной защиты детей, детства и отрочества – должно быть ориентировано на создание условий жизни и развитие детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей. Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям из неблагополучных семей.
Необходимо разрабатывать программы чрезвычайных мер по предупреждению и пресечению бродяжничества, безнадзорности и попрошайничества детей, а также эксплуатации труда детей. Назрела необходимость создания специального межведомственного координационного органа, обладающего всеми необходимыми полномочиями. В этой связи был учрежден институт Уполномоченного по правам детей при Президенте РФ.
На государственном уровне следует однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий: либо дать им статус пособий по бедности и тогда критерием их выплаты станет доход семьи, либо рассматривать их как проявление политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости и его выплата не будет зависеть от дохода семьи.
2. Реформирование социальной защиты трудоспособного населения – должно предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам. Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам РФ защиту от рисков, препятствующих:
· эффективной занятости;
· предоставлению регламентированных дополнительных гарантий занятости отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают трудности в поиске работы (молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей инвалидов, лицам предпенсионного возраста, военнослужащим, уволенным в запас, бывшим воинам – участникам военных конфликтов, инвалидам, лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтов, лицам, продолжительное время не имеющих работы, лицам, отбывающим наказание или находящимся на принудительном лечении по решению суда;
· выплате и получению заработной платы и всех видов социальной помощи в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательством;
· охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;
· оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;
· равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни;
· реализации молодежью своего потенциала в образовательном, научном, культурном и спортивном плане.
3. Реформирование социальной защиты нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Социальная защита нетрудоспособных должна включать механизмы, обеспечивающие:
· всем лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности др.
· полное пенсионное обеспечение в старости, при потере кормильца, выплату государственных пособий семьям, имеющих детей;
· недопущение задержек выплаты пенсий;
· осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечению социальной защищенности инвалидов, создание им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;
· проживание в семье;
· сохранение денежных сбережений и иных ценных бумаг;
· охране имущественных интересов;
· достойное обеспечение ритуальными услугами.