Формирование института социальной защиты
История социальной защиты, социальной работы и деятельности социальных служб начинается с 1750 г., когда в Вавилоне создавались коды справедливости – гражданские акты, призывающие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. Первоначально социальная защита существует в форме благотворительности, которая выражается, в свою очередь, как милостыня, общественное призрение, попечительство. Постепенно, именно на основе благотворительности и была создана организованная государственная система социальной защиты населения.
Важно отметить, что капитализм научился сочетать рынок и социальную защиту путем разработки и реализации экономической политики, пройдя несколько этапов этого взаимодействия.
Период классического либерализма характеризуется господством свободной конкуренции. Основная цель производства в этот период ‑ получение максимальной прибыли, а индивид рассматривался как «экономический человек». Государство вело политику невмешательства в экономику.
Идея экономического либерализма как последовательная и всесторонняя политико-экономическая концепция была разработана А. Смитом и другими представителями английской политической экономии.
В XX веке с вступлением капитализма в монополистическую стадию возникла концепция «неолиберализма»: механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования экономических и социальных процессов, рационального распределения экономических ресурсов и удовлетворения запросов потребителей.
После кризиса 30-х годов наступил так называемый «кейнсианский» период, когда общество признало необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, необходимость социальной защиты неимущих: государство имеет право и должно вмешиваться в перераспределение доходов в сторону социальной защиты неимущих.
Влияние Дж. М. Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса. Его основная работа «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) показала, что для удовлетворения современных классовых и экономических потребностей общества необходимы правительственные меры: удовлетворительный уровень цен и занятость должны устанавливаться путем государственного регулирования, государственной политики.
Посткейнсианский этап наступил после Второй мировой войны и характеризовался концепцией «социального рыночного хозяйства».Один из ее авторов Л. Эрхард выдвинул модель социальной защиты населения на основе сильной социальной политики.
Идеология посткейнсианства, характерная для современного этапа развития института социальной защиты, в отличие от идеологии кейнсианства ориентирует не на использование государственно-бюрократических методов, а на политику, направленную на создание условий, позволяющих человеку самому зарабатывать себе на жизньи, более того, направленную на рост числа собственников.
Другой особенностью современной западной системы социальной защиты населения является профессионализация социальной работы.
Переход к рыночной экономике потребовал новых методов организации и финансирования социальной защиты населения. Перестройка этой системы опиралась как на опыт развитых капиталистических стран, так и на российские традиции.
В 90-х годах сменилось не только название самой системы социального обслуживания населения, сменились и ключевые понятия. Время потребовало не столько социального обеспечения, сколько социальной защиты населения. Проявляются новые принципы в социальной политике, идет организация системной помощи, что обусловлено экономическим кризисом и возникшими в связи с этим социальными проблемами. Стихийные процессы и процессы, связанные со стабилизацией социально – экономической ситуации, выдвинули задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения в современном обществе, приоритетные группы населения, которым в первую очередь необходима всесторонняя поддержка.
В новых документах по организации социальной работы учитываются требования Декларации ООН о правах человека, Конвенции ООН о правах ребенка, Европейской социальной хартии, Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. Ряд важных социальных прав и гарантий человека закрепила Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Большую роль в формировании социальной политики стал играть прожиточный минимум, определяемый в целом по России и из-за сильной дифференциации социально – экономических, природных и других условий жизни по регионам. В целом по России этот показатель используется для оценки уровня жизни населения, формирование федеральных программ борьбы с бедностью, обоснования минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат и соотношений между ними. Региональный прожиточный минимум – основа разработки программ социальной поддержки населения, определения критериев малообеспеченности граждан и оказания им адресной социальной помощи.
Министерством социальной защиты населения РФ была разработана «Концепция социальной защиты населения» – первый приближенный к условиям рыночной экономики программный документ. Концепция предусматривала разработку федеральных программ по социальной защите, реформирование пенсионного обеспечения, системы социального обслуживания, механизмы финансирования. Органам исполнительной власти на местах предоставлялись большие права в принятии решений об установлении различных видов целевых пособий – по бедности, на приобретение продуктов питания, на оплату жилья и коммунальных услуг, семьям с детьми и т.д. Были предусмотрены новые формы натуральной и денежной помощи, предоставление услуг малоимущим категориям граждан, оплачиваемых из местных бюджетных и внебюджетных средств. Предлагалось изменить порядок индексации пенсии посредством ежеквартальной выплаты компенсационных сумм в твердых размерах, соответствующих полной индексации минимального размера пенсии по старости. Было признано целесообразным создание в системе органов исполнительной власти федеральной пенсионной службы России с возложением на нее функций назначения, выплаты и доставки пенсий, сбора и аккумуляции средств на эти цели. Было выдвинуто требование укрепления сферы социального обслуживания, в частности создания муниципальных центров с новым статусом на базе территориальных центров.
В 1991 году соответствующими решениями Госкомтруда и Гособразования СССР открываются специальности «социальный работник», «социальный педагог», «специалист по социальной работе».
В 1994-96 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабатываются и принимаются концепции развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных видов социальных служб.
В период с 1994 года на федеральном уровне был принят ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность института социальной защиты. Основными из них являются:
· Федеральный закон «О ветеранах» от 16 декабря 1994 года;
· Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 года;
· Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 17 мая 1995 года;
· Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 20 июля 1995 года.
Особенностью постперестроечного периода развития института социальной защиты стало увеличение численности и значения разнообразных льгот. Эти льготы стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. К 2004 г. свыше 70% россиян обладало правом на разнообразные льготы. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, зачастую невыполнению обязательств по выплате льгот. Кроме того, предоставление льгот в натуральном выражении значительно снижало эффективность управления муниципальным хозяйством.
И, наконец, анализ сложившейся практики предоставления льгот показал, что это направление деятельности не совсем эффективно с точки зрения равномерного получения «социальной поддержки» всеми категориями граждан, имеющими право на те или иные льготы.
þНапример, не всегда гражданин, живущий в отдаленном населенном пункте, имеет возможность и желание пройти курс санаторно-курортного лечения, либо воспользоваться бесплатным проездом на воздушном, водном либо железнодорожном транспорте. Не все граждане могут прийти и попросить какую-либо помощь, хотя бы потому, что не так воспитан или не позволяет чувство собственного достоинства, поскольку прежде чем получить какую-либо социальную поддержку человек должен доказать (представить справки и документы), что он действительно нуждается в помощи и поддержке. Замена льгот денежными выплатами ‑ способ «уравнивания» всех категорий населения в гарантированном получении предоставляемых государством «благ», шаг на пути
Данные обстоятельства привели к необходимости модернизации системы выплаты льгот, в частности, принятию т.н. закона о монетизации льгот (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Несмотря на все проблемы и трудности, возникшие на пути реализации этого закона, его введение в значительной степени позволит решить указанные проблемы.