Объект и предмет социальной политики
Объект и предмет социальной политики — это многоуровневые и системные феномены. Для их обозначения употребляются различные понятия:
· социальный комплекс;
· социальная сфера;
· социальная инфраструктура;
· третичный сектор экономики;
· непроизводственная сфера;
· социально-трудовая сфера.
Социальный комплекс характеризуется как третичный сектор экономики, сфера услуг, являющаяся составной частью хозяйственного комплекса, входящего в общую систему экономических отношений.
Понятие социальная инфраструктураопределяется как непроизводственная сфера, как комплекс мероприятий, сооружений и учреждений, обеспечивающих на определенной территории необходимые материальные и культурно-бытовые условия жизни населения, т.е. жилой фонд, учреждения науки и искусства, общего и профессионального образования, здравоохранения и социального обеспечения, предприятия торговли и коммунального обслуживания, сооружений спортивно-оздоровительного назначения, пассажирский транспорт.
В начале 90-х в Российской Федерации действовала классификация Госкомстата СССР, по которой сфера материального производства включала 12 укрупненных отраслей: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство, водное хозяйство в части производственной деятельности, геология и разведка недр, транспорт грузовой, связь по обслуживанию мероприятий, пр. виды деятельности сферы материального производства. К непроизводственной сфере относились две группы отраслей:
1. отрасли, услуги которых удовлетворяют общие, коллективные потребности общества: водное хозяйство (кроме тех видов деятельности, которые отнесены к материальному производству); управление, наука и научное обслуживание; общественные организации; кредитование и государственное страхование);
2. отрасли, услуги которых удовлетворяют культурно-бытовые и социальные потребности населения; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание; народное образование; культура и искусство; пассажирский транспорт и связь (в части обслуживания непроизводственной сферы); здравоохранение, физическая культура и социальное страхование.
Существует также международный классификатор, позволяющий уточнить сущность понятия социальная сфера.
Еще в 1969 г. ООН утвердила Международную стандартную хозяйственную классификацию (МСХК). В ней все виды экономической деятельности разделены на 10 отраслей, в каждой из которой выделяются виды — всего 260 видов. Эта классификация включает:
· Первая отрасль — горнодобывающая промышленность — 16 видов.
· Вторая отрасль — обрабатывающая промышленность — 116 видов.
· Третья отрасль — сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство — 16 видов.
· Четвертая отрасль — электротехника, газовое и водное хозяйство — 8 видов.
· Пятая отрасль — строительство — 3 вида.
· Шестая отрасль — оптовая и розничная торговля, складское хозяйство, рестораны и гостиницы — 11 видов.
· Седьмая отрасль — финансы, страхование, операции с недвижимостью, имуществом и коммерческие услуги — 20 видов.
· Восьмая отрасль — транспорт, складское хозяйство и связь — 20 видов.
· Девятая отрасль — коммунальное, общественное и личное обслуживание — 49 видов.
· Десятая отрасль — виды деятельности, не определенные достаточно точно — 1 вид.
Виды деятельности, традиционно относящиеся к социальной сфере в российской системе управления, включены, преимущественно в девятую группу отраслей. Именно здесь в подразделе «Культурное обслуживание и культурно-бытовое обслуживание» мы находим просвещение, здравоохранение, коммунальное и бытовое обслуживание.
В последнее время достаточно часто для обозначения объекта и предмета социальной политики используется понятие социально-трудовой сферы (СТС). Оно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение.
Соответственно, основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают этапы процесса воспроизводства рабочей силы:
· отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, наука, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор);
· рынок труда, службы занятости, переподготовки (в том числе и безработных);
· сфера мотивации производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения
· система социальной защиты населения;
· система социального партнерства;
· система социального страхования;
· пенсионная система;
· охрана труда.
Анализ составных частей и элементов СТС позволяет сделать вывод, что большинство из них пострадали и подверглись отрицательным деформациям в ходе проводимых реформ. Об этом свидетельствует резкое падение уровня жизни, рост безработицы, утрата мотивации к труду, кризис науки, системы здравоохранения, ЖКХ и других отраслей социальной сферы.
Модели социальной политики
|
Социальная политика представляет собой последовательную реализацию фаз выработки политики (социальная диагностика, планирование и прогнозирование), принятие решений реализации политики (социальное регулирование, организация выполнения решений, непосредственное руководство процессами, контроль и т.п.).
Социальная политика не может ограничиваться только так называемое «социальной сферой»; её объектом могут быть и политика, экономика и культура, поскольку все общественные отношения прямо или косвенно влияют на положение и возможности развития различных социальных общностей
Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ.
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.
Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымаемая часть доходов населения в виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам, при этом практикуется дифференцированный подход, как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).
Анализ реализации социальной политики в мире позволяет выделить две основных модели: