Взаимоотношения церкви и государства в XVI – XVII вв. Церковная реформа патриарха Никона и феномен «раскола».
Кризис социальный сопровождался кризисом идеологическим. Он обострился в связи со стремлением части церковников восстановить единство церковных обрядов и содержание богослужебных книг. Поскольку в те времена религия рассматривалась как совокупность обрядов, то унификация и регламентация обрядовой практики имела большое значение. Истоки религиозного кризиса относятся к 40-м гг. 17в., когда в Москве сложился «Кружок ревнителей древнего благочестия», группировавшийся вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева. В него входили будущие враги – Никон и Аввакум, а также настоятель Казанского собора в Москве Иоанн, костромской протопоп Данил, царский постельничий Федор Ртищев. Ревнители пытались решить 3 задачи: 1. они выступали против произвольного сокращения церковной службы, достигавшегося введением многогласия, а также беспорядков во время богослужения; 2. в программу ревнителей входило обличение таких пороков, укоренившихся среди духовенства, как пьянство, стяжательство и т.п. 3. они пытались противодействовать проникновению светских начал в духовную жизнь населения. Программа ревнителей соответствовала и интересам самодержавия, шедшего к абсолютизму. Поэтому царь Алексей Михайлович тоже выступал за исправление богослужебных книг и унификацию церковных обрядов. Единство взглядов было нарушено, когда зашла речь о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления. Одни считали, что за основу должны быть взяты древнерусские рукописные книги. Выяснилось, что совершенно одинаковых текстов в этих книгах нет. Именно поэтому, считали др, за образец книг следует взять гречиские оригиналы. Первой т.з. придерживался Аввакум, второй – Никон.
Сын мордвина-крестьянена, Никон совершил головокружительную карьеру от священника до патриарха, которым стал в 1652г. Сразу же он начал проводить церковную реформу, одобренную церковными соборами с участием восточных патриархов. Наиболее существенные новшества коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, велел произносить слово «аллилуйя» не дважды, а трижды, двигаться вокруг аналоя не по солнцу («посолонь»), а против него. Изменениям подверглась и одежда священнослужителей и монахов. В самом тексте богослужебных книг произведены замены одних слов, другими по сути равнозначными. Так «певцы» заменены «песнопевцами», «вечное» - «бесконечным», «видевшие» - «узревшие» и т.д. Поначалу споры между сторонниками и противниками реформ носили келейный характер и не выходили за рамки богословских рассуждений узкого круга лиц. Но, став патриархом, Никон порвал с кружком ревнителей и выслал их из Москвы. В Сибирь сослали Аввакума. Вслед за Никоном с ревнителями порвал и царь. На первых порах он не вмешивался в проведение реформы. Но после того, как Никон оставил патриаршество, царь стал продолжать дела, начатого патриархом. Надежда ревнителей на то, что с уходом Никона прекратятся «мудрования», не оправдались. Церковный собор 1666 – 1667гг. объявил проклятие всем противникам реформы, передал их суду «градских властей, которые должны были руководствоваться статьёй Уложения 1649г., предусматривавшей сожжение на костре всякого, «кто возложит хулу на господа Бога»». Аввакум, после многолетнего заточения в земляной тюрьме был сожжен на костре в 1682г.
После собора 1666 – 1667гг. споры между сторонниками и противниками реформы были перенесены в народные массы => чисто религиозное движение приобрело социальную окраску. Силы были не равными: на стороне Никона находилась церковь и государственная власть; старообрядцы располагали только одним средством нападения и защиты – словом. (Старообрядчество – сложное движение как по составу участников, так и по существу. Общим лозунгом был возврат к старене, протест против всех новшеств. Однако различные социальные группы вкладывали в понятие «старины» неодинаковое содержание. Уложение 1649г., жестоко расправилось с выступлением городских низов, организовала сыск беглых с целью возвращения их помещикам. С. Боролись против офицальной церкви, поддерживаемой государством, посягавшей на весь уклад веками сложившейся жизни => протест низов. Проповеди находили отклик и у стрельцов, т.к. они связывали со стариной вольготную службу в столицы, жизнь не обременную походами. Широкое участие в торгах и промыслах. В рядах раскольников было не мало черного и белого духовенства. У них старина ассоциировалась с привычным выполнением обрядов, заучиванием молитвами и т.д. Среди С. Встречаются и бояре. Для них старина означала возврат к боярскому самовластию, отрицание гос централизации, протест против формировавшегося абсолютизма).
Примером перерастание полемики в открытое неповиновение властям является Соловецкое восстание 1668 – 1676гг. Началось оно с того, что «царские нищие богомольцы» наотрез отказались принять исправленные богослужебные книги. Правительство решило укротить непокорных монахов путём блокады монастыря и конфискации его владений на материке. Монастырь, однако, располагал богатыми запасами продовольствия, и его осада присланными стрельцами не принудила осаждённых к сдаче – стены монастыря надёжно защищали монахи и трудники от штурма. К тому же ряды восставших пополнялись разинцами, прибывшими в монастырь после победы над ними правительственных войск. Под влиянием мирских людей восстание, зародившееся на региональной почве, приобрело политический характер – монастырский собор 1674г. вынес постановление, «чтоб за великого государя богомолье отставить». На этом же соборе было решено «стоять и биться против государевых людей до смерти». Однако, среди осаждённых оказался предатель-перебежчик, указавший в 1676г. тайный ход в монастырь. Монахи и трудники ожесточённо сопротивлялись: из 500 защитников монастыря в живых осталось 60. В 1652г., когда Никон отправился за мощами Филиппа на Соловки, умер патриарх Иосиф. Алексей Михайлович прочил патриарха Никона, но последний зная, что царь полностью подчинился его властному характеру, выдвинул условия своего вступления на патриаршество: царь во всем должен проявлять ему, Никону, послушание как главному архипастырю. Реализацию идеи примата церкви над государством Никон начал с наступления на Уложение 1649г., ограничивавшего рост монастырского землевладения. Вопреки запрету Никон расширял патриаршие владения за счёт царских пожертвований и приобретения новых земель. Главная цель его политики – превосходство духовной власти над светской. Не терпевший возражений, Никон жестоко наказывал подчиненных церковнослужителей. Пользуясь покровительством царя он активно вторгался в светские дела, чем вызвал недовольство бояр. Они докладывали Никону, как и царю стоя. После поражения в войне со Швецией, затеянной по настойчивому совету патриарха, отношения царя к Никону охладели. Чтобы вернуть былое положение, патриарх решил после службы Успенском соборе облачиться в простую монашескую одежду и покинул патриаршество. Царь сдержанно попросил не покидать трон, но после отказа, предложил переизбрать нового патриарха – Крутицкого. Когда Никон понял, что примирение с царём невозможно, он в 1660г. заявил, что не отказывался от патриаршества, а в декабре 1664г. заявил, что считает себя патриархом. После этого демарша Никон убедился в невозможности вернуть себе патриаршество, согласился отречься от сана, но просил сохранить за ним 3 монастыря со всеми привилегиями. Суд над Никоном начался 6 декабря 1666г. Обвинительную речь против патриарха произнёс царь. 12 декабря собор предъявил приговор: Никона обвинили в том, что он досаждал государю, вторгся в дела, не подведомственные патриарху, отречением от патриаршества бросил паству на произвол судьбы, препятствовал избранию нового патриарха, глумился над архиереями идр. Собор низвёл Никона до простого монаха и определил место ссылки – Фералонтов монастырь. При царе Федоре Алексеевиче гонения на Никона усилились, он был переведён в Кириллов монастырь, затем царь велел перевезти его в Воскресенский монастырь. В дороге Никон скончался 17 августа 1681г.
ВЫВОД: предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений. (Церковный раскол - первоначально считалось всякое отпадение от Церкви группы верующих. Позднее церковное право стало рассматривать основания такого отделения: ересь, собственно раскол и раздор (подцерковничество). Под расколом стали понимать отделение от юрисдикции Церкви и образование отделившимися отдельного самостоятельного сообщества без изменения вероучительной (догматической) стороны).