К современной концепции государства
Тема 2. Функции и обеспечивающая их структурная организация государства
1. Понятие, признаки и содержание функций государства. Эволюция функций государства
ардак 2.1
2. Виды функций государства
3. Формы и методы осуществления функций государства
4. Понятие и структура механизма государства. Принципы организации и деятельности
5. Понятие и признаки органа государства. Виды органов государства
6. Механизм (аппарат) государства и местное самоуправление
К современной концепции государства
[Журнал "Правоведение"/1992/№ 2]
Ардашкин В.Д.
Государство это суверенная организация концентрированной власти, официально представляющая и охватывающая все общество (народ, нации и национальности, классы, слои и социальные группы) в пределах определенной территории.1.1 (понятие государства)
Управляемый процесс общественного производства состоит из деятельности по организации (управления) и непосредственного производства, распределения, обмена и потребления. Общественное производство начинается не само собой, а с организации и длится не беспорядочно, а организованно. В общесоциальном масштабе государственная власть есть объективно необходимый, «встроенный» в экономику фактор, а аппарат государства, правовая система—это незаменимая и глубинная регулятивная сила, а не просто надстроечные институты. И все-таки в комплексе властно организуемых экономических связей первичны отношения непосредственного производства и распределения. При этом организационно-властное начало, будучи относительно самостоятельным, подвержено воздействию и производственных, и естественно-природных, и духовных, и иных обстоятельств.
Государственная организация человеческого общежития обеспечивает последовательное раскрытие и реализацию цели и содержания социального прогресса: освобождение людей от всех видов порабощения и зависимости (от природных и социальных сил), полноценное и гармоничное развитие личности. Каждый шаг вперед по пути культуры (материальной и духовной), отмечал Ф. Энгельс, является шагом к свободе. Государственное общение возникло и функционирует как форма и средство достижения свободы личности и ее сообществ. Государства различных исторических эпох воплощают достигнутый уровень экономической, социальной, политической и личной свободы. Это официально закрепляется в праве — системе общеобязательных норм, выражающих возведенную в закон меру личной, экономической, социальной и политической свободы и выступающих государственно-волевым регулятором общественных отношений Трактовка государства как инструмента политического господства эксплуататорского класса, инструмента подавления протеста эксплуатируемых «ни в коем случае не исчерпывает функциональной сути этого института». Совокупность других функций (государство как олицетворение народности, правосудия и справедливости, как хранитель целостности и безопасности, арбитр в споре между публичными и частными интересами, наконец, цивилизующая функция государства) «превращает этот институт в огромной важности социально-творческий исторический фактор». 1.2 (Сущность и социальное назначение государства).
Возникновение классов, других социальных слоев — это в первую очередь отражение материальных, производственных потребностей, требований экономического прогресса человечества. Но дифференциация, расслоение общества неизбежно влечет формирование, с одной стороны, различных и противоречивых, в том числе антагонистических, интересов, и с другой стороны, интересов общих — тяги к взаимодействию, производственной кооперации. Условием жизнеспособности общества является такое регулируемое воспроизводство экономических отношений, при котором обеспечивается их устойчивость и целостность. На определенной ступени зрелости общества, в усложняющейся социальной обстановке, из производственных противоречий и общих потребностей вырастает государственная власть. Государство становится тем общественно-экономическим центром, а его аппарат тем рабочим органом власти, который выполняет общесоциальные функции регулирования отношений производства, обмена, распределения. Сердцевина экономических отношений — отношения собственности, имеющие ключевое значение для реальной свободы в государстве.Характеристика сущности государства как органа (машины) подавления класса (классов) верно отражает такие состояния в развитии общества, когда складывается особая классовая напряженность, когда политическое противоборство грозит разорвать общество. В обычные же, нормальные периоды в классовом обществе преобладают общесоциальные связи, более сильные и созидательные, чем классовые антагонизмы. Общество (в том числе социумы с классовыми противоречиями)—это единый социальный организм, его устойчивые, конструктивные состояния невозможно постоянно основывать на массовом насилии, Урегулированность и порядок как форма упрочения способа производства реально опираются на диалектическое единство всех социальных сил — классов, слоев, групп, национальных общностей. Сосуществуют, совмещаются, противоборствуя, сотрудничают различные общественные силы, в том числе находящиеся на противоположных социальных полюсах. По самой своей природе государственная организация есть политическое общежитие различных классов, слоев, социальных групп, национальных общностей. «Государственная философия» — это философия общего дома, государственного общежития, в котором сосуществуют все социальные силы с их общими, специфическими и отдельными интересами. Государство как общий дом изначально не выбирают (как и родителей). Выбирают политические партии, общественные организации, убеждения... А в государственном доме концентрируются общие и естественные человеческие интересы, которые выше классовых, групповых и прочих интересов. 1.2 (Общесоциальное и классовое в государстве).
Поэтому современная «государственная философия» несовместима с законодательным установлением в государстве единого, монопольного мировоззрения (религиозного, политического). Свобода мысли, убеждения, совести — это выстраданное человечеством элементарное условие и принцип государственного строительства, правового общежития. 1.1 (Плюрализм в понимании государства).
В современных государствах последовательно утверждаются общечеловеческие ценности, которые прошли многовековой путь становления. Это суверенитет и самоуправление народа, идеологический и политический плюрализм, государственное регулирование рыночной экономики, верховенство права, разделение властей. Без сомнения, высшей ценностью в государственной политике должен быть человек, его права и свободы. Государство, его органы, общественные объединения, короче, все социальные институты играют служебную по отношению к личности и гражданину роль, ответственны перед ним. Центральное место в социально-политической инфраструктуре принадлежит правовому государству, которому народ передает часть своих суверенных прав, образующих основу государственного суверенитета.