Избрание на царство михаила романова

1. Избрание Михаила

Сразу же после освобождения Москвы в октябре 1612 г. по городам были посланы грамоты о присылке в Москву выборных людей, по 10 представителей от каждого города, для "Государева обиранья". К январю 1613 г. выборные от 50 городов собрались в Москве и, вместе с высшим духовенством, уцелевшими боярами и представителями Москвы, составили Земский Собор.

Больше месяца предлагались различные кандидатуры и шли обсуждения. Но вот 7 февраля казачий атаман и два выборных дворянина предложили Собору имя сына митрополита Филарета, 16-тилетнего Михаила Фёдоровича Романова. 21 февраля 1613 г. Михаил Романов был провозглашён царём Московского государства и Собор принёс ему присягу. Затем были отправлены послы от Собора к Михаилу, жившему со своей матерью в Ипатьевском монастыре под Костромой.

Как только стало известно, что Михаил Фёдорович был избран на престол, один отряд поляков направился к Костроме, чтобы найти и убить Михаила. Когда поляки подошли к Костроме, они начали спрашивать у людей, где находится Михаил. Когда Иван Сусанин, которому был задан этот вопрос, спросил у поляков, зачем им нужно знать это, те отвечали, что хотят поздравить

нового царя с избранием на престол. Но Сусанин не поверил им и послал своего внука предупредить Михаила об опасности. Сам же он сказал полякам так: "Тут дороги нет, давайте я проведу вас лесом, по ближнему пути". Поляки обрадовались, что теперь они легко найдут Михаила и пошли за Сусаниным.

Прошла ночь, а Сусанин всё вёл и вёл поляков по лесу и лес становился всё глуше. Поляки кинулись к Сусанину, заподозрив его в обмане. Тогда Сусанин, в полной уверенности, что поляки не смогут найти дорогу из леса, сказал им: Теперь можете делать со мной, что хотите; но знайте, что царь спасён и вам не добраться до него! Поляки убили Сусанина, но и сами погибли.

Семья Ивана Сусанина была щедро награждена царём. В память этого самопожертвования знаменитый композитор Глинка написал оперу "Жизнь за Царя", а в Костроме, на родине Сусанина, ему был поставлен памятник.

Послы Собора долго упрашивали Михаила и его мать (отец Михаила, митрополит Филарет, был в польском плену) стать царём. Мать Михаила говорила, что русские люди измалодушествовались и погубят Михаила, как прежних царей. Послы же отвечали, что русские люди теперь хорошо понимают, что без царя государство погибает. В конце концов послы заявили, что, если Михаил и его мать не согласятся, то Русь погибнет по их вине. 4.Правление Михаила

В трудное время пришлось править молодому царю Михаилу. Вся западная часть государства была разорена, пограничные области захвачены врагами -- поляками и шведами. По всему государству бродили и грабили шайки, а иногда и большие отряды, поляков, воров, разбойников.

Поэтому молодой и неопытный царь Михаил 13 лет не распускал Земский Собор и правил совместно с ним. Михаилу Фёдоровичу стало легче, когда в 1619 г. из плена вернулся его отец и стал "великим государем патриархом Московским и Всея Руси". До своей смерти в 1633 г. патриарх Филарет, в соответствии с русскими традициями, помогал царю Михаилу править.

Так как в Московском государстве ещё долго продолжались беспорядки, то царь Михаил всё время пользовался помощью Земского Собора в управлении страной. Следует сказать, что Земские Соборы играли роль исключительно совещательную. Другими словами, царь советовался с Земским Собором по разным вопросам, но окончательные решения выносил сам, соглашаясь или не соглашаясь с мнением Собора.

Русские Земские Соборы состояли из трёх частей:

1. "Освященный Собор", т.е. высшее духовенство.

2. "Боярская дума", т.е. знать.

3. "Земля", т.е. выборные от "служилых" (дворянства) и "тяглых" свободных людей -- горожан и крестьян.

Земские Соборы этих времён выработали традицию: просьбы и пожелания "земли" почти всегда исполнялись царём, даже тогда, когда они были невыгодны боярам. Земские Соборы навсегда уничтожили мечту "княжат" о "боярском царе". Единоличная власть царя усиливалась, но он всегда опирался на "землю", т.е. народ, а "земля" всегда поддерживала царя.

2. Возврат к порядку

Первым делом царя Михаила было навести порядок в государстве. Астрахань, занятая казаками Заруцкого, пытающегося основать казацкое государство, была очищена от бунтовщиков. Марина Мнишек умерла в тюрьме, а её сын -- казнён вместе с Заруцким.

Огромное разбойничье войско атамана Баловня дошло до Москвы и только здесь было разбито и большинство его людей было переловлено. Князь Пожарский долго охотился за польским разбойником, Лисовским, но разогнать его шайку не удалось до тех пор, пока не умер сам Лисовский.

Очень трудно было восстанавливать повиновение и честность среди воевод и чиновников, которые привыкли к безвластью Смутного времени и пытались управлять, как им вздумается.

Нападения Швеции

Слабостью Московского государства решили воспользоваться старые враги Руси -- Польша и Швеция. Шведы, к тому времени уже владевшие Новгородом и другими северо-западными русскими областями, напали на Псков. Но жители Пскова дрались со шведами также решительно, как и во времена Св. Александра Невского: шведы должны были отступить. В 1617 г. со Швецией был подписан "вечный мир", по которому Швеция возвращала Руси Новгород с его землями, а Русь уступала Швеции побережье Финского залива со всеми старинными русскими городами.

Нападения Польши

Поляки, под предводительством королевича Владислава, напали на Московское государство в 1617 г. Королевич Владислав заявлял, что он идёт в Москву взять "своё Московское государство, от Бога нам данное и от всех вас крестным целованием утверждённое", как он писал в листовках для русских. Но русские оказали полякам сильное сопротивление и в 1618 г. с Польшей был подписан мир на 14 с половиной лет. Поляки получали Смоленскую и Чернигово-Северскую области. Только в 1632 г., после смерти Сигизмунда и наступившего "безкоролевья", русские сумели заставить Владислава отказаться от притязаний на московский престол.

Взятие Азова

В это же время Московское царство чуть было не попало в войну с Турцией и крымскими татарами. В 1637 г. вольные донские казаки, лишь отчасти признававшие власть царя, смелым и внезапным нападением захватили турецкую крепость Азов, расположенную у устья Дона. В 1641 г., отразив атаки турецко-крымских войск и ожидая нового нападения, казаки просили царя Михаила "принять Азов под свою высокую руку".

Соблазн был велик, но ослабевшему Московскому царству не под силу была бы возможная война с Турцией. В 1642 г. царь созвал Земский Собор, во время которого "земля" заявила царю, что народу очень тяжело и что воевать было бы очень трудно. "Земля", правда, заявила, что народ готов служить царю, если тот решит воевать с турками. Царь тогда решил отказаться от Азова и приказал казакам очистить крепость и отдать её туркам.

В своём решении Земский Собор высказался, что "Азов надо было бы принять". Здесь сказывается многолетнее желание русских людей вернуть старинные славянские земли, прилегающие к Азовскому и Чёрному морям. Эти земли, утерянные во время татарского нашествия, всё ещё находились в руках крымских татар. Создание военно-морской базы в Азове в значительной мере упростило бы защиту от крымских татар, которые постоянно нападали на южные окраины, грабили и брали пленных (турецкие рынки рабов были заполнены русскими, захваченными в таких набегах).

Но для длительной войны с Турцией не было сил. Кроме того, у Московского государства были более важные дела: ещё находились под властью врагов многие западные и северные земли, граница с Польшей проходила между Смоленском и Москвой, на расстоянии нескольких переходов.

Литература:

1. История России с древнейших времен до конца ХVII в. Отв. Ред. акад. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М., 1966.

2. История России с начала ХVIII в. до конца ХIХ вв. Отв. Ред. А.Н. Сахаров. М., 1966.

3. История России с древнейших времен до 1861 г. Отв. Ред. Н.И. Павленко. М., 1966.

4. Из истории русской культуры. Т.IV . ХVIII – начало ХIХ в. М. 1996.

5. Козлова Н.В. Российский абсолютизм и купечество в ХVIII в. М. 1999.

6. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. 1998.

7. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. М. 1986.

Источники.

Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. М., 1991.

Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988.

Казакова Н.А. Антифеодальные еретические движения на Руси ХIV-ХVI вв. М-Л., 1955.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сб. документов. М., 1954-1976. Т. 1-4.

Сказание Авраамия Палицына. М-Л., 1955.

Горсей Дж. Записки о России ХVI- начала ХVII вв. М.-Л., 1990.

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей ХIV-ХVI вв. М.-Л., 1950.

Памятники литературы Древней Руси ХIII-ХVII вв. Кн.1-2. М., 1981-1988.

Соборное Уложение 1649 года Л., 1987.

Судебники ХV-ХVI веков М.-Л., 1952.

Флетчер Д. О государстве Русском. Спб., 1906.

Литература

Александров В.А. Сельская община в России ХVII- начала ХIХ вв. М., 1976.

Альшиц Д.Н. Начало самодержавия. Л., 1988.

Борисов Н.С. Политика московских князей (конец ХIII – первая половина ХVII в.). М., 1999.

Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы. М., 1992.

.

Борисов Н. С. Русская церковь в политической борьбе ХIV-ХV вв. М., 1986.

Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых земледельцев М., 1969.

Горская Н.А. Монастырские крестьяне Центральной России в ХVII. М., 1977.

Корецкий В.И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине ХVI в. М., 1970.

Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963.

Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХVII вв. Эпохи и стили. Л., 1973.

Санин Г.Л. Сношения России и Украины с Крымским ханством. М., 1987.

Скрынников В.Г. Царство террора. М., 1991.

Смирнов Н.А. Россия и Турция в ХVI-ХVII вв. М., 1946-1947. Т. 1-2.

Флоря Б.Н. Русско-польские отношения и политическое развитие Восточной Европы во второй половине ХVI- начале ХVII вв. М., 1978.

Носов Н.Е. Становление сословно- представительных учреждений в России. М., 1969.

Очерки истории СССР. Период феодализма. Конец ХV- начало ХVII в. М., 1955.

Очерки русской культуры ХIII-ХVII века. М., 1969-1979 гг.

Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве ХVI-ХVII вв. М., 1969.

Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в ХIV-ХVII вв. М., 1969.

Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в ХVI-ХVII вв. М., 1978.

Черная Л.А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. М., 1999.

Шмидт С.О. Становление российского самодержавия. М., 1973.

Источники.

Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. М., 1991.

Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца ХIV- начала ХVI вв. М.-Л., 1952-1954. Т.1-3.

Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988.

Казакова Н.А. Антифеодальные еретические движения на Руси ХIV-Х VI вв. М-Л., 1955.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сб. документов. М., 1954-1976. Т. 1-4.

Штаден Г.О. О Москве Ивана Грозного. М., 1995.

Сказание Авраамия Палицына. М-Л., 1955.

Тушинский вор: личность, окружение, время. Документы и материалы. М., 2001.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979.

Временник Ивана Тимофеева. М.-Л., 1951.

Горсей Дж. Записки о России ХVI- начала ХVII вв. М.-Л., 1990.

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей ХIV-ХVI вв. М.-Л., 1950.

Памятники литературы Древней Руси ХIII-ХVII вв. Кн.1-2. М., 1981-1988.

Соборное Уложение 1649 года Л., 1987.

Судебники ХV-ХVI веков М.-Л., 1952.

Флетчер Д. О государстве Русском. Спб., 1906.

Литература

Александров В.А. Сельская община в России ХVII- начала ХIХ вв. М., 1976.

Альшиц Д.Н. Начало самодержавия. Л., 1988.

Борисов Н.С. Политика московских князей (конец ХIII – первая половина ХIV в.). М., 1999.

Борисов Н.С. Иван III. М., 2000.

Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы. М., 1992.

Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства второй половины ХV в. М., 1952.

Борисов Н. С. Русская церковь в политической борьбе ХIV-ХV вв. М., 1986.

Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых земледельцев М., 1969.

Горская Н.А. Монастырские крестьяне Центральной России в ХVII. М., 1977.

Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000.

Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже ХIV-ХV вв. М., 1975.

Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в ХIII-ХIV вв.М., 1985.

Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1964.

Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России в ХV в. М., 1985.

Каргалов В,В, Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. М., 1967.

Корецкий В.И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине ХVI в. М., 1970.

Королюк В.Д. Ливонская война. Л., 1984.

Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в Х-ХIV вв. М., 1984.

Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963.

Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХVII вв. Эпохи и стили. Л., 1973.

Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974.

Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. Очерки по истории ХIII-ХV вв. Пг. 1918.

Санин Г.Л. Сношения России и Украины с Крымским ханством. М., 1987.

Сахаров А.М. Города Северо-Восточной Руси ХIV-ХV вв. М., 1959.

Скрынников В.Г. Царство террора. М., 1991.

Смирнов Н.А. Россия и Турция в ХVI-ХVII вв. М., 1946-1947. Т. 1-2.

Флоря Б.Н. Русско-польские отношения и политическое развитие Восточной Европы во второй половине ХVI- начале ХVII вв. М., 1978.

Носов Н.Е. Становление сословно- представительных учреждений в России. М., 1969.

Очерки истории СССР. Период феодализма. Конец ХV- начало ХVII в. М., 1955.

Очерки русской культуры ХIII-ХVII века. М., 1969-1979 гг.

Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве ХVI-ХVII вв. М., 1969.

Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в ХIV-ХVII вв. М., 1969.

Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в ХVI-ХVII вв. М., 1978.

Черная Л.А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. М., 1999.

Шапиро А.Л. Русское крестьянство перед закрепощением (ХIV-ХVI вв.) Л., 1987.

Шмидт С.О. Становление российского самодержавия. М., 1973.

Наши рекомендации