Рекомендуемые Интернет-ресурсы. 1. Политическая система общества и её классификация.

План семинара.

1. Политическая система общества и её классификация.

2. Структура политической системы общества и её подсистемы.

3. Функции политических систем.

4. Типология и социодинамика политических систем.

5. Понятие политического управления и менеджмента.

Контрольные вопросы.

1. Приведите определение политической системы общества.

2. Каково различие между политической системой и политической организацией общества?

3. Каковы функции политической системы общества?

4. Что понимается под социодинамикой политической системы общества?

5. В чем сущность политического менеджмента?

6. Охарактеризуйте демократичнский тип политической системы общества.

7. Охарактеризуйте авторитарный тип политической системы общества.

8. Охарактеризуйте тоталитарный тип политической системы общества.

9. Что понимается под политическим управлением общества?

Задание.

1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:

а) политическая коммуникация;

б) агрегирование инте­ресов;

в) требования;

г) структурная диффе­ренциация;

д) «выход» политичес­кой системы;

е) функции;

ж) роль;

з) «вход» в политичес­кую систему;

и) политическая ста­бильность;

к) политический риск;

л) политическая систе­ма;

м) поддержка;

н) артикуляция интере­сов;

о) эффективность политической системы;

п) политический институт;

р) адаптация.

1) устойчивое состояние общества, позволяю­щее эффективно функционировать и разви­ваться в условиях внутренних и внешних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен;

2) внешние по отношению к системе явления, прямо или косвенно воздействующие на нее;

3) «наблюдаемые воздействия, имеющие целью адаптацию или регулирование дан­ной системы» (Р. Мертон), «доступная на­блюдению деятельность, которая формиру­ет политическую систему» (Г. Алмонд);

4) относительно высокая степень разделения между структурами по функциональному признаку;

5) совокупность реакций политической систе­мы, проявляющаяся в принятии формаль­но-правовых норм, решений и их реализа­ции;

6) смоделированное поведение;

7) «выражение мнения о том, что уполномо­ченные на то лица осуществляли или не осуществляли распределение в отношении какого-то указанного объекта» (Д. Истон);

8) «совокупность взаимодействий, посредст­вом которых происходит властное распре­деление ценностей в обществе» (Д. Истон), «система взаимодействия, которая выпол­няет функции интеграции и адаптации по­средством применения или угрозы приме­нения легитимного насилия» (Г. Алмонд);

9) процесс преобразования настроений, эмо­ций, чувств в рационально сформулирован­ные требования;

10) вероятность нежелательных политических событий, учет которых необходим в поли­тике и экономике;

11) лояльность по отношению к политическому со­обществу в целом, режиму и органам власти;

12) приспособление политической системы к требованиям, 'исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функ­ций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем;

13) распространение и передача политической информации, как между элементами поли­тической системы, так и между политичес­кой системой и окружающей средой;

14) общая способность политической системы результативно реагировать на требования, создавать и размещать ценности;

15) систематизированные и практически используемые формы политической деятель­ности и политических отношений на осно­ве определенных норм и процедур.

Деловая игра.
Экспертная оценка уровня политической стабильности

Для оценки уровня политической стабильности используют индекс политического риска. Одной из наиболее распространенных моделей расчета индекса политического риска является BERI (Business Environment Risk Index). Индекс политического риска рассчитывается на основе экспертных оценок. Попытайтесь выступить в роли эксперта и рассчитайте индекс политического риска для России. Ниже приводятся 15 переменных и вес каждой из них. Напротив каждой переменной поставьте количественную оценку от 0 до 4. «4» — это самая высокая оценка, «0» — самая низкая. На­пример, вы оцениваете такой параметр, как «политическая ста­бильность». В том случае, если политическая ситуация оценивается как контролируемая, выставляется оценка «4»; если существует потенциальная угроза правящим силам (сильная оппозиция) — «2»; высокая вероятность смены власти — «1»; приход к власти новых политических сил в результате революции, мятежа или пере­ворота — «0». Каждая выставленная оценка умножается на вес со­ответствующей переменной. Полученные итоги суммируются.

Переменная Вес пере­менной Оцен­ка, баллы Итого
1. Политическая стабильность   3,0          
2. Отношение к иностранным инвесторам 1,5    
3. Уровень национализации 1,5    
4. Степень инфляции 1,5    
5. Состояние платежного баланса 1,5    
6. Степень бюрократизации 1,0    
7. Степень экономического роста 2,5    
8. Конвертируемость валюты 2,5    
9. Осуществимость контрактов 1,5    
10. Стоимость рабочей силы 2,0    
11. Степень профессиональной подготовки 1,5    
12. Развитие инфраструктуры 1,0    
13. Местное управление 1,0    
14. Наличие краткосрочных кредитов 2,0    
Наличие долгосрочных кредитов 2,0    

Максимальный индекс может равняться 100. Это означает, что политическая система абсолютно стабильна и устойчива (по­дробнее об этом см.: Политический риск: анализ, оценка, прогно­зирование, управление. М., 1992. С. 23—24). Шкалы оценки уровня риска позволяют дать качественную оценку полученному риску.

Уровень риска Баллы Вероятность ущерба
Практически отсутствует 83—100  
Очень низкий 75—82 Низкая
Низкий 67—74 (Мала)
Заметный 60—66  
Ниже среднего 55—59 Умеренная
  51—54 (Допустимая)
Средний 45—50  
Выше среднего 40—44 Большая
На грани допустимого 34—39 (Велика)
Не допустимо 26—33    
  18—25 Высокая
  0—17  

Попробуйте с помощью приведенных шкал оценить уровень риска в России. В 1995г. индекс политического риска в России оце­нивался в 22 балла. Сравните полученные Вами результаты с данными 1995г. Каким образом изменился индекс политического риска?

Политический риск может также оцениваться с помощью мето­дики, предложенной У. Коплином и О’Лири. Американские ученые разработали матрицу, на основе которой рассчитывается индекс политического риска. Ниже приводится матрица, адаптированная к российской политической системе.

Актор   Ориен­тация   Последова­тельность   Мощь   Заинтере-сованность   Итого  
Президент                    
Премьер-министр                    
Министр иностранных дел                    
Председатель Центрального банка                    
Коммунистическая партия РФ                    
ЛДПР                    
«Наш дом — Россия»                    
«Яблоко»                    
Профсоюзы                    
Армия                    
ФСБ                    
МВД                    

Ориентация представляет собой отношение к различным факто­рам политического риска. Она может оцениваться положительно (+), отрицательно (-) или нейтрально (0). Например, если вы счи­таете, что Президент отрицательно относится к факторам полити­ческого риска (является гарантом стабильности), в графе ориента­ция ставится знак «-». Под последовательностью понимается со­хранение ориентации данной политической силы, под мощью — ре­сурсы, которыми она обладает, а под заинтересованностью — при­дание значения тому или иному фактору политического риска. Пос­ледовательность, мощь и заинтересованность отдельно оценивают­ся в баллах от 1 (наименьшей) до 5 (наибольшей). Затем результа­ты перемножаются и со знаком ориентации заносятся в графу «итог». Выступая в качестве экспертов, вы оцениваете расстановку, политических сил и их отношение к факторам политического риска.

Темы докладов.

1. Политическая институализация в современной России: проблемы и перспективы.

Тесты.

1. Кто из политологов определил политическую систему как:

а) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;

б) существующую во всех обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством примене­ния или угрозы применения легитимного насилия;

в) механизм для выявления и постановки проблем, а также для выра­ботки контроля за исполнением решений в сфере государственных отношений

1)М. Вебер;

2)С. Липсет;

3)Д. Истон;

4)Ч. Мерриам;

5)Г. Алмонд;

6)В. Парето;

7)Р. Макридис;

8)Р. Михельс;

9)М. Дюверже.

2. Теория политической системы основывается на общем систем­ном подходе. Назовите основные положения системного подхода:

а) система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих некото­рое целостное единство;

б) система — это сумма частей, ее составляющих;

в) система — это относительно замкнутое, автономное целое;

г) любая система взаимодействует с окружающей средой;

д) любая система в большей или меньшей степени способна адаптироваться к окружающей среде;

е) окружающая среда в незначи­тельной степени влияет на сис­тему;

ж) между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий.

3. Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю и внешнюю. К какой среде относятся:

а) экологическая система;

б) международные социальные системы;

э) международные политические системы;

г) биологическая система;

д) международные биологические системы;

е) социальные системы;

ж) международная социальная структура;

з) система культуры;

и) международная экономическая система;

к) демографическая система;

л) международная система культу­ры;

м) социальная структура;

н) международная демографичес­кая система.


Внутренняя среда Внешняя среда
1. …. 1. ….
2. …. 2. ….
3. …. 3. ….

4. Какие из перечисленных элементов относятся к политической системе?

а) политическая власть;

б) экология;

в) внешняя среда;

г) политика;

д) международное сообщество;

е) политическая культура;

ж) политические партии;

з) государство;

и) связь-коммуникация;

к) политический результат.

5. Г. Алмонд выделяет функции «входа» и функции «выхода». Какие из перечисленных функций являются функциями «входа», а какие — функциями «выхода»?

а) исполнение правил и норм;

б) агрегирование интересов;

в) определение правил (нормотворчество);

г) политическая коммуникация;

д) политическая социализация и рекрутирование;

е) контроль за соблюдением пра­вил и норм;

ж) артикуляция интересов.

Распределите эти функции по соответствующим разделам таблицы:

Функции «входа»   Функции «выхода»  
1. .... 1. ...
2. .... 2. ...
3. .... 3. ...

6. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции артикуляции интересов?

а) «озвучивание» интересов средствами массовой информации;

б) трансформация интересов от социальных групп к правительству;

в) преобразование настроений, эмоций, чувств в рационально сформу­лированные требования.

7. Какое из названных положений соответствует функции агре­гирования интересов?

а) реализация поступивших в политическую систему требований;

б) процесс согласования различ­ных интересов;

в) преобразование требований в поддержку политической системы.

8. Какое из нижеприведенных положений соответствует функ­ции коммуникации?

а) информирование населения о проводимой политике;

б) выработка новых норм и правил;

в) принятие наиболее важных решений.

9. Какие из перечисленных структур выполняют функцию арти­куляции интересов?

а) правительство;

б) группы интересов;

в) суд;

г) политические партии;

д) законодательные органы;

е) избирательные системы.

Литература

Литература

Политология [Текст]: учеб. для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 232—256.

Франчук, В.И. Политическая система как средство выживания общества и основы ее реформирования / В.И. Франчук // Социально-гуманитарные знания, 2005. – № 1. – С. 120—133.

Гончаров, П.К. Политическая система общества: гносеологическая и онтологическая основы теории / П.К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания, 2006. – № 2. – С. 96—117.

Токарев, Д.Н. О понятии политической системы общества / Д.Н. Токарев // Российский юридический журнал, 2009. – № 4 (июль-август). – С. 209—212.

Перегудов, С.П. Политическая система России после выборов 2007—2008 гг.: факторы стабилизации и дестабилизации / С.П. Перегудов // Полис: Политические исследования, 2009. – № 2. – С. 23—38.

Гаран, Л. Психоэкономическая система большевистского типа / Л. Гаран // Полис. – 1993. – № 1. – С. 72—77.

Гончаров, П.К. Политическая система общее: гносеологическая и онтологическая основы теории / П.К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 2. – С. 96—117.

Рекомендуемые Интернет-ресурсы

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология - http://www.humanities.edu.ru/db/msg/59345

Д. Истон «Категории системного анализа в политике» -

http://www.politnauka.org/library/teoria/iston.php

Фарукшин М.Х. «Политическая система общества» - http://www.politnauka.org/library/teoria/farukshin.php

Демидов А., Федосеев А. Основы политологии -

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Demid/12.php

Семигин Г.Ю Антологии мировой политической мысли -

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Sem/36.php

Наши рекомендации