Рекомендуемые Интернет-ресурсы. 1. Политическая система общества и её классификация.
План семинара.
1. Политическая система общества и её классификация.
2. Структура политической системы общества и её подсистемы.
3. Функции политических систем.
4. Типология и социодинамика политических систем.
5. Понятие политического управления и менеджмента.
Контрольные вопросы.
1. Приведите определение политической системы общества.
2. Каково различие между политической системой и политической организацией общества?
3. Каковы функции политической системы общества?
4. Что понимается под социодинамикой политической системы общества?
5. В чем сущность политического менеджмента?
6. Охарактеризуйте демократичнский тип политической системы общества.
7. Охарактеризуйте авторитарный тип политической системы общества.
8. Охарактеризуйте тоталитарный тип политической системы общества.
9. Что понимается под политическим управлением общества?
Задание.
1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:
а) политическая коммуникация;
б) агрегирование интересов;
в) требования;
г) структурная дифференциация;
д) «выход» политической системы;
е) функции;
ж) роль;
з) «вход» в политическую систему;
и) политическая стабильность;
к) политический риск;
л) политическая система;
м) поддержка;
н) артикуляция интересов;
о) эффективность политической системы;
п) политический институт;
р) адаптация.
1) устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внутренних и внешних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен;
2) внешние по отношению к системе явления, прямо или косвенно воздействующие на нее;
3) «наблюдаемые воздействия, имеющие целью адаптацию или регулирование данной системы» (Р. Мертон), «доступная наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему» (Г. Алмонд);
4) относительно высокая степень разделения между структурами по функциональному признаку;
5) совокупность реакций политической системы, проявляющаяся в принятии формально-правовых норм, решений и их реализации;
6) смоделированное поведение;
7) «выражение мнения о том, что уполномоченные на то лица осуществляли или не осуществляли распределение в отношении какого-то указанного объекта» (Д. Истон);
8) «совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе» (Д. Истон), «система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения легитимного насилия» (Г. Алмонд);
9) процесс преобразования настроений, эмоций, чувств в рационально сформулированные требования;
10) вероятность нежелательных политических событий, учет которых необходим в политике и экономике;
11) лояльность по отношению к политическому сообществу в целом, режиму и органам власти;
12) приспособление политической системы к требованиям, 'исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем;
13) распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой;
14) общая способность политической системы результативно реагировать на требования, создавать и размещать ценности;
15) систематизированные и практически используемые формы политической деятельности и политических отношений на основе определенных норм и процедур.
Деловая игра.
Экспертная оценка уровня политической стабильности
Для оценки уровня политической стабильности используют индекс политического риска. Одной из наиболее распространенных моделей расчета индекса политического риска является BERI (Business Environment Risk Index). Индекс политического риска рассчитывается на основе экспертных оценок. Попытайтесь выступить в роли эксперта и рассчитайте индекс политического риска для России. Ниже приводятся 15 переменных и вес каждой из них. Напротив каждой переменной поставьте количественную оценку от 0 до 4. «4» — это самая высокая оценка, «0» — самая низкая. Например, вы оцениваете такой параметр, как «политическая стабильность». В том случае, если политическая ситуация оценивается как контролируемая, выставляется оценка «4»; если существует потенциальная угроза правящим силам (сильная оппозиция) — «2»; высокая вероятность смены власти — «1»; приход к власти новых политических сил в результате революции, мятежа или переворота — «0». Каждая выставленная оценка умножается на вес соответствующей переменной. Полученные итоги суммируются.
Переменная | Вес переменной | Оценка, баллы | Итого |
1. Политическая стабильность | 3,0 | ||
2. Отношение к иностранным инвесторам | 1,5 | ||
3. Уровень национализации | 1,5 | ||
4. Степень инфляции | 1,5 | ||
5. Состояние платежного баланса | 1,5 | ||
6. Степень бюрократизации | 1,0 | ||
7. Степень экономического роста | 2,5 | ||
8. Конвертируемость валюты | 2,5 | ||
9. Осуществимость контрактов | 1,5 | ||
10. Стоимость рабочей силы | 2,0 | ||
11. Степень профессиональной подготовки | 1,5 | ||
12. Развитие инфраструктуры | 1,0 | ||
13. Местное управление | 1,0 | ||
14. Наличие краткосрочных кредитов | 2,0 | ||
Наличие долгосрочных кредитов | 2,0 |
Максимальный индекс может равняться 100. Это означает, что политическая система абсолютно стабильна и устойчива (подробнее об этом см.: Политический риск: анализ, оценка, прогнозирование, управление. М., 1992. С. 23—24). Шкалы оценки уровня риска позволяют дать качественную оценку полученному риску.
Уровень риска | Баллы | Вероятность ущерба |
Практически отсутствует | 83—100 | |
Очень низкий | 75—82 | Низкая |
Низкий | 67—74 | (Мала) |
Заметный | 60—66 | |
Ниже среднего | 55—59 | Умеренная |
51—54 | (Допустимая) | |
Средний | 45—50 | |
Выше среднего | 40—44 | Большая |
На грани допустимого | 34—39 | (Велика) |
Не допустимо | 26—33 | |
18—25 | Высокая | |
0—17 |
Попробуйте с помощью приведенных шкал оценить уровень риска в России. В 1995г. индекс политического риска в России оценивался в 22 балла. Сравните полученные Вами результаты с данными 1995г. Каким образом изменился индекс политического риска?
Политический риск может также оцениваться с помощью методики, предложенной У. Коплином и О’Лири. Американские ученые разработали матрицу, на основе которой рассчитывается индекс политического риска. Ниже приводится матрица, адаптированная к российской политической системе.
Актор | Ориентация | Последовательность | Мощь | Заинтере-сованность | Итого |
Президент | |||||
Премьер-министр | |||||
Министр иностранных дел | |||||
Председатель Центрального банка | |||||
Коммунистическая партия РФ | |||||
ЛДПР | |||||
«Наш дом — Россия» | |||||
«Яблоко» | |||||
Профсоюзы | |||||
Армия | |||||
ФСБ | |||||
МВД |
Ориентация представляет собой отношение к различным факторам политического риска. Она может оцениваться положительно (+), отрицательно (-) или нейтрально (0). Например, если вы считаете, что Президент отрицательно относится к факторам политического риска (является гарантом стабильности), в графе ориентация ставится знак «-». Под последовательностью понимается сохранение ориентации данной политической силы, под мощью — ресурсы, которыми она обладает, а под заинтересованностью — придание значения тому или иному фактору политического риска. Последовательность, мощь и заинтересованность отдельно оцениваются в баллах от 1 (наименьшей) до 5 (наибольшей). Затем результаты перемножаются и со знаком ориентации заносятся в графу «итог». Выступая в качестве экспертов, вы оцениваете расстановку, политических сил и их отношение к факторам политического риска.
Темы докладов.
1. Политическая институализация в современной России: проблемы и перспективы.
Тесты.
1. Кто из политологов определил политическую систему как:
а) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;
б) существующую во всех обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения легитимного насилия;
в) механизм для выявления и постановки проблем, а также для выработки контроля за исполнением решений в сфере государственных отношений
1)М. Вебер;
2)С. Липсет;
3)Д. Истон;
4)Ч. Мерриам;
5)Г. Алмонд;
6)В. Парето;
7)Р. Макридис;
8)Р. Михельс;
9)М. Дюверже.
2. Теория политической системы основывается на общем системном подходе. Назовите основные положения системного подхода:
а) система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих некоторое целостное единство;
б) система — это сумма частей, ее составляющих;
в) система — это относительно замкнутое, автономное целое;
г) любая система взаимодействует с окружающей средой;
д) любая система в большей или меньшей степени способна адаптироваться к окружающей среде;
е) окружающая среда в незначительной степени влияет на систему;
ж) между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий.
3. Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю и внешнюю. К какой среде относятся:
а) экологическая система;
б) международные социальные системы;
э) международные политические системы;
г) биологическая система;
д) международные биологические системы;
е) социальные системы;
ж) международная социальная структура;
з) система культуры;
и) международная экономическая система;
к) демографическая система;
л) международная система культуры;
м) социальная структура;
н) международная демографическая система.
Внутренняя среда | Внешняя среда |
1. …. | 1. …. |
2. …. | 2. …. |
3. …. | 3. …. |
4. Какие из перечисленных элементов относятся к политической системе?
а) политическая власть;
б) экология;
в) внешняя среда;
г) политика;
д) международное сообщество;
е) политическая культура;
ж) политические партии;
з) государство;
и) связь-коммуникация;
к) политический результат.
5. Г. Алмонд выделяет функции «входа» и функции «выхода». Какие из перечисленных функций являются функциями «входа», а какие — функциями «выхода»?
а) исполнение правил и норм;
б) агрегирование интересов;
в) определение правил (нормотворчество);
г) политическая коммуникация;
д) политическая социализация и рекрутирование;
е) контроль за соблюдением правил и норм;
ж) артикуляция интересов.
Распределите эти функции по соответствующим разделам таблицы:
Функции «входа» | Функции «выхода» |
1. .... | 1. ... |
2. .... | 2. ... |
3. .... | 3. ... |
6. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции артикуляции интересов?
а) «озвучивание» интересов средствами массовой информации;
б) трансформация интересов от социальных групп к правительству;
в) преобразование настроений, эмоций, чувств в рационально сформулированные требования.
7. Какое из названных положений соответствует функции агрегирования интересов?
а) реализация поступивших в политическую систему требований;
б) процесс согласования различных интересов;
в) преобразование требований в поддержку политической системы.
8. Какое из нижеприведенных положений соответствует функции коммуникации?
а) информирование населения о проводимой политике;
б) выработка новых норм и правил;
в) принятие наиболее важных решений.
9. Какие из перечисленных структур выполняют функцию артикуляции интересов?
а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.
Литература
Литература
Политология [Текст]: учеб. для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 232—256.
Франчук, В.И. Политическая система как средство выживания общества и основы ее реформирования / В.И. Франчук // Социально-гуманитарные знания, 2005. – № 1. – С. 120—133.
Гончаров, П.К. Политическая система общества: гносеологическая и онтологическая основы теории / П.К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания, 2006. – № 2. – С. 96—117.
Токарев, Д.Н. О понятии политической системы общества / Д.Н. Токарев // Российский юридический журнал, 2009. – № 4 (июль-август). – С. 209—212.
Перегудов, С.П. Политическая система России после выборов 2007—2008 гг.: факторы стабилизации и дестабилизации / С.П. Перегудов // Полис: Политические исследования, 2009. – № 2. – С. 23—38.
Гаран, Л. Психоэкономическая система большевистского типа / Л. Гаран // Полис. – 1993. – № 1. – С. 72—77.
Гончаров, П.К. Политическая система общее: гносеологическая и онтологическая основы теории / П.К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 2. – С. 96—117.
Рекомендуемые Интернет-ресурсы
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология - http://www.humanities.edu.ru/db/msg/59345
Д. Истон «Категории системного анализа в политике» -
http://www.politnauka.org/library/teoria/iston.php
Фарукшин М.Х. «Политическая система общества» - http://www.politnauka.org/library/teoria/farukshin.php
Демидов А., Федосеев А. Основы политологии -
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Demid/12.php
Семигин Г.Ю Антологии мировой политической мысли -
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Sem/36.php