Составление и защита отчета по преддипломной практике

По окончании преддипломной практики студент должен составить письменный отчет, завизировать его у руководителя от базы практики и сдать своему научному руководителю вместе с характеристикой (отзывом), подписанной руководителем организации, в которой проходила практика. Характеристика (отзыв) должна быть заверена печатью этой организации.

Отчет по преддипломной практике должен быть представлен в печатном виде на листах бумаги А4: шрифт Times New Roman, размер 14 через 1,5 интервала. Требования к полям страницы: верхнее – 20 мм, левое – 35 мм, правое – 10 мм.

Объем работы рекомендуется в пределах 40-50 страниц.

Сокращения слов, кроме общепринятых, в отчете не допускаются. При введении в текст собственных сокращений необходимо после первого полного употребления термина в скобках дать его сокращенное название.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на титульном листе номер не проставляется) и заканчивая последним листом списка использованной литературы.

В содержании должны быть перечислены основные заголовки работы, а также соответствующие страницы.

Текст основной части работы следует разделить на главы, а главы можно разбить на параграфы. Все главы и параграфы должны быть озаглавлены. Заголовки можно выделить жирным шрифтом. Переносы слов в заголовках не допускаются. Каждая глава должна начинаться с новой страницы. Параграфы в главе печатаются друг за другом без перехода на новую страницу, при этом их следует разграничить двумя дополнительными интервалами. Текст от заголовка следует отделять одним дополнительным интервалом. Заголовок не должен быть последней строкой на странице. При нумерации глав и параграфов используются арабские цифры. Параграф имеет двойную нумерацию: первая цифра – номер главы, вторая – номер параграфа. Например:

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ (УЧРЕЖДЕНИЯ)

1.1.Организационная структура организации (учреждения)

В тексте отчета могут быть перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылки на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Если необходима дальнейшая детализация перечислений, используют арабские цифры, после которых ставится скобка.

Следует обратить внимание на правильность оформления иллюстративного материала, среди которого выделяют рисунки и таблицы. И по рисункам, и по таблицам используется отдельная нумерация. В тексте должна быть ссылка на иллюстративный материал (например: (табл. 1) или (рис. 1). Располагают рисунки и таблицы сразу же после ссылки на них. Таблицы и рисунки, занимающие более одной страницы, выносят в приложения.

Основными правилами, определяющими технику формирования таблиц, являются следующие:

1. Все таблицы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Над правым верхним углом помещают слово «Таблица» с указанием порядкового номера и без знака «№» и точки после нее. Например: «Таблица 5».

2. В заголовке таблицы должны найти отражение объект, признак, время и место совершения события. Например: «Основные макроэкономические показатели развития банковского сектора Российской Федерации в 2012-2013 гг.»

3. Если заголовок таблицы состоит из двух предложений, точка ставится только в конце первого. Названия таблицы, граф и строк пишутся полностью, без сокращений.

4. При переносе таблицы на другую страницу (что является нежелательным) пронумеровывают ее графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Справа над чертой указывают: «Продолжение табл. 5» или «Окончание табл. 5».

5. Если названия отдельных граф повторяются между собой, содержат повторяющиеся термины или несут единую смысловую нагрузку, то им присваивается общий заголовок.

6. Графы и строки должны содержать единицы измерения. При этом используются общепринятые сокращения.

7. Числа желательно по возможности округлять. Округление чисел в пределах одной и той же графы или строки следует производить с одинаковой степенью точности. Следует избегать больших чисел.

8. Отсутствие данных об анализируемом явлении отмечается следующим образом:

а) если позиция не подлежит заполнению, то ставится знак «х»;

б) если отсутствуют сведения, то ставится «…» или «нет свед.»;

в) если отсутствует явление, то ставится «–».

Для отображения очень малых чисел используются обозначения 0,0 или 0,00.

Пример оформления таблицы:

Таблица 3

Площадь недвижимого имущества г. Чебоксары в 2011 – 2012 гг., кв.м.

Показатели Годы Отклонение, (+, -) Темп прироста, %
1. Недвижимое имущество - всего 2 668 108,04 2 666 879,61 - 1 228,43 - 0,04
2. Муниципальные унитарные предприятия (хозяйственное ведение) 48 402,30 40 751,40 - 7 650,90 - 15,81
3. Муниципальные учреждения (оперативное управление) 1 066 492,94 865 893,76 - 200 599,18 - 18,81
4. Казна 1 553 212,80 1 760 234,45 207 021,65 13,33

Наличие рисунков в отчете повышает аналитичность изложения материала. Кроме непосредственного графического образа, иллюстрация должна содержать масштабные ориентиры, систему координат, пояснения условных знаков и необходимые уточнения. Название и номер иллюстрации указывается после условных обозначений через общепринятое сокращение «Рис.» - рисунок (один рисунок не нумеруется).

В приложения включаются различные аналитические материалы и документы, подготовленные в процессе практики, иллюстрирующие положения, отраженные в основной части отчета, а также являющиеся основанием для проведения диссертационного исследования. Количество приложений не ограничивается.

Составление и защита отчета по преддипломной практике - student2.ru

Рис. 3. Динамика показателей ликвидности банковского сектора Российской Федерации в 2010-2012 гг.

На титульном листе отчета о прохождении преддипломной практики студент должен поставить свою подпись и дату окончания его составления (Приложение 3).

К отчету о прохождении преддипломной практики, кроме характеристики (отзыва) руководителя базы практики, прилагаются:

- график прохождения преддипломной практики (Приложение 4);

- дневник магистра-практиканта (Приложение 5);

- характеристика (отзыв) от организации (учреждения) – базы прохождения преддипломной практики (Приложение 6).

График заверяется подписями научного руководителя и руководителя от базы прохождения практики.

Дневник заверяется подписью руководителя от базы прохождения практики и печатью организации (учреждения).

Студенты, проходящие практику по месту основной трудовой деятельности, составляют более подробный отчет о прохождении преддипломной практики по тематике того участка, где проходила их практика с углубленным отражением этих вопросов во всех разделах отчета.

Студенты (иностранцы), получившие разрешение ректората на прохождение практики на кафедре государственного и муниципального управления составляют отчет о результатах исследовательской работы, проведенной ими под руководством своего научного руководителя в соответствии с программой преддипломной практики.

Защита отчета о прохождении преддипломной практики проводится на кафедре государственного и муниципального управления. В процессе защиты выявляется круг вопросов, изучению которых уделялось внимание во время прохождения практики, качество проведенной аналитической и другой исследовательской работы, инициативность студента-практиканта, существо разработанных им предложений и мер по улучшению работы организаций (учреждений), объем и качество собранного для диссертационного исследования материала.

Оценка результатов профессиональной стажировки определяется в процессе защиты и вносится в приложение к диплому об окончании магистратуры на экономическом факультете ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова».

Наши рекомендации