Наука и культура в период «оттепели»

Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г. ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако, половинчатый характер. Не имея политической воли довести начатое до конца, инициатор этого процесса первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сам со временем оказался жертвой реванша консервативных элементов административно-командной системы. Сталинский тоталитаризм вернулся в обличии брежневского «застоя». Эпоха Хрущева, краткий период относительной свободы, получил название «оттепели».

Во время периода десталинизации заметно ослабела цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности. «Первым поэтическим бестселлером» оттепели стал сборник стихов Леонида Мартынова (Стихи. М., Молодая гвардия, 1955). Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». Некоторые произведения этого периода получили известность и за рубежом, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В 1957 году в Милане опубликован роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Другими значимыми представителями периода оттепели были писатели и поэты Виктор Астафьев, Владимир Тендряков, Андрей Вознесенский. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-«шестидесятники» Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Настоящими властителями дум молодежи 60–70-х гг. стали Б. Ш. Окуждава, А. Галич, В. С. Высоцкий.

В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей- «шестидесятников»: Д. А. Гранина (Германа), Ю. Н. Нагибина, Ю. П. Германа, В. П. Аксенова. Много интересного было создано в жанре фантастической литературы. Философской глубиной, необычайно широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И. А. Ефремоваи, братьев А.Н. и Б. Н. Стругацких.

В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю. В. Бондарев, К. М. Симонов.

Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.

Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по-прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак (1890–1960). В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни – роман «Доктор Живаго», над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного героя – Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более чем сорокапятилетний срок. «Я закончил роман, – писал Пастернак в письме к В. Т. Шаламову, – исполнил свой долг, завещанный от Бога». Журналы отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. В прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б. Л. Пастернаку не оставалось ничего кроме как отказаться от награды. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя – 30 мая 1960 года его не стало.

В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.

Было резко увеличено производство фильмов. Григорий Чухрай первым в киноискусстве затронул тему десталинизации и оттепели в фильме «Чистое небо» (1963). Основные кинорежиссёры оттепели — Марлен Хуциев, Михаил Ромм, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай. Важным культурным событием стали фильмы — «Карнавальная ночь», «Застава Ильича», «Весна на Заречной улице», «Идиот», «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и другие.

В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение в творчестве многих режиссеров: М. К. Калатозов (по пьесе В. С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г. Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи(М. М. Хуциев«Застава Ильича» 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Н. Данелия 1964 г.).

Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского («Молодые скульпторы» 1964 г.), В. Е. Попкова («Строители Братской ГЭС» 1961 г.), Г. М. Коржнева (триптих «Коммунисты» 1960 г.) реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный).

Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.

Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» (глав. реж. О. Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964 г., глав. реж. Ю. П. Любимов, с 1964 г. и до конца своих дней актером Театра на Таганке был В. С. Высоцкий).

Серьезные реформы были проведены в сфере образования. В 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Этот закон положил начало школьной реформе, которая предусматривала введение обязательного 8-летнего образования (вместо 7-летнего). «Связь школы с жизнью» заключалась в том, что все желавшие получить полное среднее образование (11 классов) и в дальнейшем поступить в вуз, должны были в течение последних трех лет учебы по два дня в неделю работать на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Вместе с аттестатом зрелости выпускники школ получали свидетельство о рабочей специальности. Для поступления в высшее учебное заведение также требовался стаж работы на производстве не менее двух лет. Впоследствии эта система себя не оправдала и была отменена, т. к. занятость на предприятиях снижала качество получаемых знаний, в то же время массы временных рабочих-школьников и будущих студентов приносили народному хозяйству больше вреда, чем пользы. И все же успехи были достигнуты немалые: в 1958 – 59-м учебном году вузы СССР выпустили в 3 раза больше инженеров, чем США.

Больших успехов в конце 50 – начачале 60-х гг. достигли советские ученые. На переднем крае развития науки держалась физика, ставшая в сознании людей той эпохи символом научно-технического прогресса и торжества разума. Работы советских физиков получили всемирную известность. Нобелевскими лауреатами стали Н. Н. Семенов (1956 г., исследование химических цепных реакций), Л. Д. Ландау (1962 г., теория жидкого гелия), Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (1964 г., совместно с И. Таунсом, труды по радиоэлектронике, создание первого квантового генератора – мазера). В СССР была пущена первая в мире атомная электростанция (1954 г.), построен самый мощный в мире ускоритель протонов – синхрофазотрон (1957 г.). Под руководством ученого и конструктора С. П. Королева разрабатывалась ракетная техника. В 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника, а 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос.

Социальная политика Хрущева. Несмотря на все недостатки, экономическая политика по Н.С. Хрущева имела четко выраженную социальную направленность. Уже летом 1953 г. в стране начал осуществляться комплекс мероприятий, ориентированный на повышение благосостояния народа. Прежде произошло повышение заработной платы. С января 1957 г. был повышен минимальный размер зарплаты для рабочих и служащих, которые были заняты в промышленности, строительстве, предприятиях транспорта и связи. В результате заработная плата низкооплачиваемых групп трудящихся выросла на одну треть. В том же году были снижены налоги для рабочих и служащих, установленный минимум зарплаты, который не облагался налогом. Одновременно были отменены обязательные внутренние государственные займы, которые ранее составляли не меньше месячной зарплаты.

В 1960-1962 гг состоялось упорядочение зарплаты. В стране была введена всеобщая система ставок и окладов для всех отраслей, производств и категорий рабочего персонала. В 1964 г. была повышена заработная плата работникам образования, здравоохранения, торговли и некоторым другим категориям. К концу 1960 г. рабочие и служащие перешли на семи-и шестичасовой рабочий день. Средняя продолжительность рабочей недели составляла около сорока часов. Вводилась денежная форма оплаты труда в колхозах. Однако принятые меры имели ярко выраженный уравнительный характер.

Доминирующее рост минимальной зарплаты привело к сокращению разницы между минимальной и максимальной зарплатой трудящихся, к нивелированию оплаты труда. Это обусловило снижение творческой активности людей, породило апатию и безынициативность, что сказалось не только на эффективности работы, но и на нравственном развитии личности. В 1956 г. в СССР был принят пенсионный закон, который на тот момент был одним из лучших в мире. Он устанавливал низкий в то время возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин (60 и 55 лет соответственно).

Установлена ??верхняя граница государственной пенсии в 120 руб сначала в 1,6 раза превышала уровень средней зарплаты. В последующие годы заработная плата увеличилась (за 1956 - 1970 гг - в 1,7 раза), повысился минимальный размер пенсии, а шкала исчисления пенсии была построена по принципу: чем больше заработок, тем ниже процентная норма. В результате в этой сфере также стали формироваться уравнительные тенденции. Почти в одинаковом материальном положении оказались высококвалифицированные и малоквалифицированные рабочие.

Пенсионный закон 1956 г. не учитывал интересов крестьянства. Обеспечение колхозников пожилых и нетрудоспособных осуществлялось за счет средств колхозов. Лишь 15 июля 1964 г. был принят закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, согласно которому впервые в истории советского села устанавливалась государственная система социального обеспечения колхозников. Пенсии по возрасту на селе стали получать мужчины в возрасте 65 лет, а женщины - в 60. Выплаты осуществлялись из центрального фонда, созданного за счет отчислений от колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета. Сумма ежегодной пенсии колхозников колебалась от 12 до 15 руб.

С февраля 1958 колхозникам постепенно начали выдавать паспорта. В этот период приостановилась бегство людей из села, наблюдался прирост сельского населения. Процесс унификации паспортного режима в городе и деревне продолжался до 1974 г.

Существенные изменения произошли и в обеспечении населения жильем. Жилой фонд города с 1955 г. до 1964 г. увеличился на 80%. В начале 1960-х гг страна строила ежегодно 2 млн квартир, то есть 100-110 млн квадратных метров за счет всех источников финансирования. За период хрущевского десятилетия 54 млн человек получили жилье, причем не комнаты в коммуналках, а отдельные квартиры. Улучшились жилищно-бытовые условия людей также за счет теплофикации и газификации домов.

В 1960-е годы выполнялась программа здравоохранения: усиливалась ее материальная база, увеличилось производство медикаментов, совершенствовалась система подготовки кадров. Смертность населения в начале 60-х годов была относительно невысокой - 6,7 на 1 тысячу, средняя продолжительность жизни равнялась 70 годам.

В хрущевский период была существенно укреплена материальная база науки, образования и культуры. Согласно переписи населения 1959 г. высшее, среднее и неполное среднее образование имели 43% населения. В сентябре 1956 г. были отменены все виды платы за обучение в школах и вузах. Впрочем, для молодежи стала характерной преимущественная ориентация на высшее образование и потеря интереса к рабочим профессиям. В связи с этим в 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования». Вместо семилетней школы была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодежь теперь получала, окончив профтехучилище (ПТУ), техникум, вечернее (заочную) школу рабочей молодежи или проучившись три года в средней общеобразовательной трудовой политехнической школе «с производственным обучением». Для тех, кто желал продолжить обучение в высшем учебном заведении, вводился обязательный трудовой стаж. Осенью 1963 г. было признано, что школьная реформа 1958-1964 гг не удалась, и с 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.

Попытка открыть дорогу в высшие учебные заведения преимущественно молодежи с производства привели к развитию системы вечернего и заочного обучения. Этому же способствовали и новые правила приема в высшие учебные заведения 1957 г., которые предоставляли льготы демобилизованным из армии и абитуриентам с двухлетним трудовым стажем. В середине 1960-х годов льготники среди студентов составляли 70%, что негативно сказалось на уровне подготовки специалистов и привело к девальвации высшего образования.

Комплекс мероприятий по улучшению материального положения основных групп населения способствовал увеличению их доходов. Но повышение цен в начале 1960-х годов и снижение тарифных расценок в условиях ухудшения экономической ситуации в стране не позволили обеспечить существенного роста благосостояния населения.

Наши рекомендации