СССР в период «хрущевской оттепели»

Новые подходы в общении с миром.. С приходом к власти послесталинского руководства «холодная война» вступила в новую фазу, появились признаки «потепления» международной ситуации: была окончена война в Корее, стали налаживаться отношения с Югославией, был провозглашен тезис о том, что в третьей мировой войне не будет победителей в силу разрушительного характера ядерного оружия. ХХ съезд КПСС (1956 г.) основным принципом советской внешней политики провозгласил мирное сосуществование. СССР внес в ООН предложения: о приостановке испытаний ядерного оружия и принятии обязательств об отказе от его применения; о сокращении вооруженных сил СССР, США, Китая; о ликвидации баз на чужих территориях. В 1958 г. СССР в одностороннем порядке прекратил проведение ядерных испытаний. Западные страны скептически отнеслись к советским предложениям, предлагая разработать меры доверия и контроля за исполнением принятых решений, тогда как Советский Союз отказывался от этих мер, рассматривая их как вмешательство во внутренние дела.

Во второй половине 1950-х-первой половине 1960-х гг. улучшились отношения Советского Союза с Турцией, Ираном. С Японией в 1956 г. была подписана декларация, предусматривающая прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Велись двусторонние переговоры с Англией, Францией, было заключено соглашение с США о сотрудничестве в сфере культуры, экономики, об обмене делегациями ученых, деятелями культуры. В 1959 г. Н.С.Хрущев с первым официальным визитом посетил США. Последующий ход событий показал, что западные державы не стремились к развитию отношений и росту взаимопонимания с Советским Союзом, о чем свидетельствовали отказ США отменить дискриминационные меры в торговле с СССР, срыв переговоров между двумя странами по финансовым вопросам. В мае 1960 г. в районе Свердловска советской ракетой был сбит американский разведывательный самолет У-2, производивший фотосъемку военных объектов. Президент Д.Эйзенхауэр заявил, что такие акции осуществляются в соответствии с национальной интересами США. И в случае необходимости будут проводиться и впредь. Возникшая напряженность между странами привела к отмене визита Д.Эйзенхауэра в СССР, отказу Н.С.Хрущева от намеченной встречи на высшем уровне в Париже.

В то же время неизменными оставались позиции СССР в восточноевропейских социалистических странах, при их некоторой большей политической самостоятельности. Однако попытки выхода за рамки дозволенной «либерализации» пресекались достаточно жестко. Наиболее ярко это продемонстрировали события в Венгрии в 1956 г. и в ГДР в 1961 г.

В 1956 г. в Венгрии начались антикоммунистические, антисоветские демонстрации. К власти пришло новое правительство, стремившееся восстановить демократию в западном варианте, выйти из Организации Варшавского Договора и прекратить союзнические отношения с СССР. Была открыта граница с Австрией, создавались антикоммунистические вооруженные отряды. С помощью советских войск мятеж подавили, была восстановлена власть компартии и все союзнические обязательства Венгрии.

Серьезным кризисом были события 1961 г. в Германии. Территорию Западного Берлина западные государства использовали как базу для работы спецслужб. Многие не согласные с порядками в Восточной Германии использовали Западный Берлин в качестве транзитного пункта для переезда на Запад и как удобное место для контактов с представителями политических сил Запада. Весной-летом 1961 г. в ГДР обострился политический кризис, вызванный тем, что значительная часть ее населения, прежде всего молодежь крупных городов, стала открыто выступать за изменение политического строя страны. Правительство ГДР приняло решение возвести вокруг Западного Берлина стену, для прекращения контактов между «внутренней и внешней контрреволюцией». Создание «Берлинской стены» отрицательно сказалось на развитии международных отношений.

Вслед за Берлинским кризисом последовал Карибский кризис, поставивший мир на грань мировой катастрофы. Советское руководство в ответ на создание США военных баз с ядерными ракетами, достигающими советской территории и стремясь защитить антиамериканский режим Ф.Кастро, приняло решение разместить на Кубе войска и ракеты с ядерными боеголовками. К октябрю 1962 г. на Кубу тайно доставили ракеты с дальностью полета свыше 2 тыс. км., способные поразить цели на большей части территории США. Обнаружив их, США объявили морскую и воздушную блокаду Кубе и привели в полную боеготовность свои войска. СССР и США оказались на пороге ядерной войны. Благодаря проявленной мудрости со стороны Н.С.Хрущева и президента США Дж.Кеннеди, удалось предотвратить ядерную катастрофу и прийти к компромиссу: СССР вывез ядерные ракеты с Кубы, США гарантировали безопасность Кубы и убрали ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР, с американских военных баз в Турции. Этот кризис эпохи «холодной войны», показал, что ракетно-ядерное оружие не может быть инструментом реализации политических целей военными методами.

Во второй половине 1950 - начале 1960-х гг. возникли проблемы во взаимоотношениях СССР с Китаем. Китайскому руководству не понравилось разоблачение культа личности Сталина, осторожная критика Н.С.Хрущевым экономического курса Китая, отказ СССР предоставить Китаю ядерное оружие, его нейтралитет во время индийско-китайского конфликта и его сдержанность в американо-китайских столкновениях из-за прибрежных островов. Китай больше не хотел мириться с ролью «младшего брата» в социалистической семье и стремился оттеснить СССР с лидирующих позиций. Советское руководство не могло согласиться с этим, что и вызывало постоянно нарастающую напряженность.

В 1950-1960-е гг. многие азиатские и африканские колониальные страны получили независимость. СССР и США пытались иметь «своих людей» в правительствах новых государств, направлять их внешнюю и внутреннюю политику, оказывали экономическую и военную помощь. Главными «горячими точками» в это время были Юго-Восточная Азия и Ближний Восток. Сторонники коммунистических движений заняли обширные районы в Малайзии, Таиланде, Южном Вьетнаме, входили в правительства Индонезии и Северного Вьетнама. СССР стремился наладить дипломатические отношения с развивающимися странами, наиболее прочные связи установились с Индией и Индонезией. Если в Индии умеренный и прагматический курс приносил свои плоды, то более форсированный индонезийский эксперимент завершился неудачей, после военного государственного переворота там стали уничтожаться коммунисты.

Сложные процессы происходили и на Ближнем Востоке. В конце 1940 - начале 1950-х гг. большинство арабских стран освободилось от колониальной зависимости. В то же время с 1948 г. в регионе существовало государство Израиль, созданное согласно решениям ООН, за которые голосовали США и СССР. Проамериканский курс израильского правительства и антиимпериалистическая политика ряда арабских стран явились основой конфликта между Израилем и арабскими странами. Другой причиной был еврейский и арабский национализм, подталкивавший соседние народы к непримиримой вражде. СССР поддерживал арабские страны в политическом, экономическом, военном плане. В 1956 г. Англия, Франция и Израиль, после национализация Египтом Суэцкого канала, начали военную операцию против этой страны. Силы сторон были неравны, было ясно, что Египет потерпит неминуемое поражение. В этот трагический момент решающую роль сыграла позиция СССР, полностью вооружившего египетскую армию, и в самый критический момент сделавшего заявление о готовности послать в Египет добровольцев. США проявили колебание, не желая усиливать противоборство с СССР, Англия, Франция и Израиль вывели из Египта свои войска. Война 1956 г. значительно укрепила позиции СССР на Ближнем Востоке. С этого времени влияние Советского Союза в странах «третьего мира» стало возрастать, в начале 1960-х гг. СССР поддержал новые государства в Африке, которые обрели независимость.

В целом к середине 1960-х гг. произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Противостоящие системы во главе с СССР и США вышли из крупных, на грани войны, конфликтов, приобрели опыт взаимоотношений в новых условиях существования военно-политических блоков и ядерного оружия, рождения из рухнувшей колониальной системы многочисленных независимых государств.

Попытки десталинизации.. Советская политическая история, во многом, определялась личностью лидера, находящегося на властном Олимпе. Уход из жизни Сталина означал начало нового этапа развития советской политической системы. С точки зрения выработки политического курса и его реализации важными рубежами являются июнь, сентябрь 1953 г., январь 1955 г., февраль 1956 г., июнь 1957 г., принятие Программы КПСС в 1961 г.

Требовалось провести «инвентаризацию» доставшегося «наследства» и перераспределить властные функции между партийными, государственными и силовыми структурами. Важным фактором перемен становилась борьба за власть между преемниками Сталина. Первым делом преемники Сталина провозгласили принцип коллективности руководства, что означало стремление не допустить явного лидерства одного из них. Расстановка сил в руководстве страны свидетельствовала о наличии наибольшего политического веса у Г.М.Маленкова (являвшегося формальным преемником Сталина по занимаемому посту председателя Совета министров), Л.П.Берия (возглавлявшего МВД), Н.С.Хрущева (руководившего партийным аппаратом ЦК КПСС).

Весной-летом 1953 г. Л.П.Берия внес правительство и ЦК КПСС ряд предложений, касавшихся различных сфер жизни страны: ликвидировать ГДР и создать объединенную Германию; восстановить нормальные отношения с Югославией; по его инициативе состоялась амнистия заключенных (1млн. 184 тыс. чел. вышли на свободу). ГУЛАГ был передан Министерству юстиции, а все строительные главки, находившиеся в ведении МВД, – соответствующим министерствам. Была поставлена под сомнение эффективность колхозного производства и т.д. Эти предложения свидетельствовали о стремлении Л.П.Берия поскорее избавиться от наиболее одиозных проявлений существующей системы. В июне 1953 г. Л.П.Берия был арестован. На Пленуме ЦК его обвиняли в стремлении поставить органы МВД над партией и государством, фабрикации ложных дел против невинных людей, в интригах, склоках и т.п., но судили и расстреляли Л.П.Берия «за измену Родине, за организацию антисоветского заговора, за совершение террористических актов». Начинается новый этап в борьбе за власть в правящей элите, его политическим содержанием являлось столкновение партийного и государственного аппаратов за лидирующее место в системе управления. После ликвидации Л.П.Берия упрочил свои властные позиции Н.С.Хрущев и партийный аппарат.

Следующим важным моментом в политической борьбе явился январь 1955 г., когда Г.М.Маленков был освобожден с поста председателя Совета Министров. В докладе на Пленуме ЦК Н.С.Хрущев высказал мнение «коллективного руководства» о том, что Г.М.Маленков не обеспечивает надлежащего выполнения обязанностей председателя правительства, так как не обладает достаточными качествами, а также «очень робко и нерешительно, а зачастую и беспринципно подходит к решению многих вопросов». Ему припомнили «ленинградское дело» и возложили политическую ответственность за отставание сельского хозяйства. Это была победа Н.С.Хрущева, открывавшая ему дорогу к неограниченной власти.

Важную роль в общественно-политической жизни страны сыграл ХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.). На нем в специальном докладе, с которым выступил Н.С.Хрущев, прозвучала критика культа личности Сталина. Данное событие имело большой резонанс в стране и в мире. По существу был нанесен мощный удар по имиджу СССР и построенному в нем обществу в глазах многих людей за рубежом, для которых ранее СССР олицетворял образец справедливого общественного устройства. Вместе с тем разоблачение культа личности создавало новые условия внутри страны. Был дан импульс процессу раскрепощения общественного сознания, усложнения духовной жизни общества, официально именовавшийся демократизацией общественно-политической жизни, а неофициально, получивший название «оттепель». В советском обществе «секретный» доклад вызвал неоднозначную реакцию: от неприятия и осуждения, через молчаливое одобрение и поддержку до признания его явной ограниченности критикой личности, а не системы. Решения ХХ съезда явились мощным импульсом, ускорившим процесс политической реабилитации репрессированных. Всего до 1961 г. было реабилитировано более 700 тыс. чел.

Важной вехой в борьбе Н.С.Хрущева за политическое лидерство явился июнь 1957 г., когда члены Президиума ЦК КПСС В.М.Молотов, Г.М.Маленков, Л.М.Каганович и др. попытались сместить первого секретаря ЦК КПСС. Н.С.Хрущева обвинили в нарушении принципа коллективности руководства, в проявлениях грубости и нетерпимости по отношению к отдельным членам Президиума. Говорили, что в стране растет его культ личности, что он насаждает практику подавления инициативы и самостоятельности советских органов, а партийные организации при этом берут на себя не свойственные им хозяйственные функции, отмечались крупные просчеты в руководстве сельским хозяйством. Положение Н.С.Хрущева становилось угрожающим. Тогда, председатель КГБ И.А.Серов и министр обороны Г.К.Жуков в срочном порядке самолетами транспортной авиации доставили в Москву членов ЦК, сторонников Н.С.Хрущева. Вмешательство членов ЦК помешало осуществиться этому замыслу и привело к упрочению позиций Н.С.Хрущева, как единоличного лидера, что формально закрепляется в 1958 г., когда он становится Председателем Совета министров СССР, сохраняя пост первого секретаря ЦК КПСС.

В октябре 1957 г. лишился поста министра обороны Г.К.Жуков. Его обвинили в попытках уменьшить влияние партийных организаций, политорганов в вооруженных силах; в поощрение создания культа своей личности, в возвеличивание собственной роли в победах во Второй мировой войне; в склонности к авантюризму; в недостатке партийности.

Лишившись реальных конкурентов в борьбе за власть, Н.С.Хрущев в полной мере проявил качества авторитарного лидера. Кульминацией его политической карьеры явился ХХII съезд КПСС (1961 г.). На нем Н.С.Хрущев выступал со всеми основными докладами (Отчетным, о Программе, об Уставе партии, с заключительным словом). Принятая на съезде КПСС Программа партии провозгласила построение коммунистического общества в обозримые исторические сроки. В данном документе переплетались реализм и утопизм поставленных целей и задач, он являлся плодом представлений советских людей конца 1950-х - начала 1960-х гг. о мире, собственной стране, тенденциях общественного развития. Уже вскоре после принятия Программы волна эйфории в обществе, порожденная обещаниями скорого коммунистического изобилия, пошла на спад в связи с нарастающими социально-экономическими трудностями.

Обостряющиеся проблемы Н.С.Хрущев пытался решать с помощью административно-организационного фактора: меняя кадры и создавая новые управленческие структуры. В 1962 г. партийные органы были разделены на промышленные и сельские, что не устраивало партийно-государственную номенклатуру. Произошло ее сплочение под знаком устранения источника этих опасностей в лице Н.С.Хрущева. В октябре 1964 г. на заседании Президиума ЦК КПСС бывшие «преданные» соратники первого секретаря предъявили ему широкий набор обвинений в провалах и ошибках во внутренней и внешней политике и вынудили Н.С.Хрущева подать в отставку. В стране существовала широкая оппозиция Н.С.Хрущеву среди значительной части крестьянства, интеллигенции, государственного аппарата, партийной номенклатуры, в армии. Причины отставки Н.С.Хрущева кроются в кризисе его собственной политики. И если к отстранению Г.М.Маленкова и особенно Г.К.Жукова многие отнеслись отрицательно, то уход с политической арены Н.С.Хрущева одобрило абсолютное большинство населения.

Социально-экономические реформы. К концу сталинского правления параметры социально-экономического состояния страны были неоднозначными по результатам. В промышленности, в основном, было завершено послевоенное восстановление. Развертывалось новое крупное промышленное строительство, особенно на востоке страны, в Прибалтике, Поволжье, Закавказье. В аграрном секторе в результате государственной политики, состоящей в изъятии подавляющей доли ресурсов в пользу индустриального сектора, наблюдалось тяжелое положение жителей села, возможности решения зерновой проблемы были ограничены, имела место низкая техническая оснащенность. В начале 1950-х гг. в сельское хозяйство вкладывалось лишь около 20% от общей суммы инвестиций в промышленность. В 1953 г. только 22% колхозов были электрифицированы, большинство крестьянских изб продолжало освещаться свечами, керосиновыми лампами и даже лучинами.

Преемники Сталина понимали необходимость проведения социально-экономической политики, которая, продолжая линию на построение социализма и коммунизма, нацеливала бы на решение насущных человеческих проблем: обеспечение питанием, одеждой, жилищем. Были определены три основных направления модернизации страны. Первым являлось укрепление обороноспособности, что объяснялась геополитическими реальностями: необходимостью сохранения и упрочения положения СССР как одной из ведущих мировых держав, на основе наличия мощного военного потенциала. Были учреждены Министерст­во среднего машиностроения — флагман секретной атом­ной промышленности, Министерство общего машиностроения, руководившее работами по ракетостроению и освоению космоса. Сокращение сухопутной армии и надводного флота компенсировалось созданием ракетно-ядерного оружия и атомного подводного флота. Запуск 4 октября 1957 г. первого искусственного спут­ника Земли взволновал все человечество, но особенно, население США, поскольку был положен конец «заоке­анской неуязвимости». Освоение космоса велось в СССР при участии военных и в военных це­лях. Исторический полет в космос Ю.А.Гагарина в апреле 1961 г. Н.С.Хрущев «обыгрывал» и с военной точки зрения. Летом 1961 г. он за­явил: «У нас нет 50- или 100-мегатонных бомб, у нас есть бомбы мощностью свыше 100 мегатонн. Мы вывели в кос­мос Гагарина и Титова, но мы можем заменить их другим грузом и направить его в любое место на Земле». Принимаемые меры в области вооружений привели к значительному усилению военного потенциала страны за счет внедрения новых технологий. Тем не менее, к началу 1960-х гг. США обладали количественным и качественным превосходством в области стратегического ядерного вооружения.

Второй приоритет — это аграрный сектор. Здесь усилиями Г.М.Маленкова и Н.С.Хрущева летом-осенью 1953 г. была намечена программа снижения налогового бремени, использования экономических стимулов хозяйствования, помощи государства селу техникой, кредитами. В 1952-1958 гг. в несколько раз возросли государственные закупочные цены, выросли денежные доходы колхозников. Изменение курса аграрной политики в сторону интересов крестьянства позволило увеличить товарную продукцию сельского хозяйства к 1960 г. по сравнению с 1953 г. на 60%.Росту валовой продукции сельского хозяйства способствовало и освоение около 33 млн га целинных и залежных земель на востоке страны. Создавался привлекательный образ целинника - молодого, образованного человека, который, преодолевая трудности, начинает строить новый совхоз – «агрогород». На целину - в Зауралье, Западную Сибирь, Алтай и Казахстан в 1954-1957 гг. переселились 55 924 семьи. За 1954 - 1955 гг. на целине было создано 425 крупных зерновых совхозов. В результаты столь масштабной акции с середины 1950-х гг. от трети до половины всего хлеба, произведенного в стране, приходилось на долю целинного урожая. Но, оправдались и опасения скептиков. На целине не были подготовлены зернохранилища, транспортная сеть оставалась неразвитой, большое количество зерна гибло, не хватало ремонтных мощностей, механизаторов для уборки урожая, что вынуждало ежегодно привлекать к сезонным работам студентов из других районов страны, военнослужащих, заключенных. Поэтому себестоимость целинного зерна была выше, чем в центральных районах СССР. Решение зерновой проблемы за счет освоения целинных земель в короткие сроки обернулось запустением «старопахотных» областей Нечерноземья. Пренебрежение со стороны партийно-государственного руководства рекомендациями ученых, недооценка таких опасных последствий, как эрозия почв, пыльные бури снизили эффективность освоения целины.

Крупным шагом в реформировании колхозного строя явилась реорганизация машинно-тракторных станций (МТС), проведенная в 1958 г. Был изменен порядок технического обслуживания колхозов, которые стали хозяевами техники и могли использовать ее более эффективно, а их кадры пополнили свыше миллиона перешедших из МТС механизаторов. Но выплаты за технику, часто изношенную, привели к изъятию у колхозов значительных средств. Государство сохранило за собой материально-техническое снабжение колхозов и заказ на колхозную продукцию, что усилило неэквивалентность обмена между ними.

Во второй половине 1950-х гг. аграрный курс, основой которого была ставка на материальную заинтересованность колхозников, претерпел серьезные изменения. На фоне главной идеи - движения к коммунистическому обществу - личные подсобные хозяйства казались досадным «пережитком капитализма» и должны были исчезнуть в ближайшем будущем. Ущемление личного подсобного хозяйства привело к тому, что в начале 1960-х гг. была уничтожена значительная часть скота у колхозников. За пять лет наступления на частный сектор (1956 - 1961) рыночные цены на продовольствие подскочили на 30 - 40%. В результате в 1958 - 1964 гг. размеры приусадебных участков в колхозах и совхозах существенно сократились, производство мяса и молока в личном хозяйстве упало на 20%.

Характерной чертой хрущевских реформ в сельском хозяйстве стала вера в чудодейственный метод, который мог бы разом улучшить положение этой отрасли. Наряду с целиной такими методами стали внедрение кукурузы во всех регионах страны, квадратно-гнездовой метод посадки растений, ликвидация чистых паров, внедрение беспривязного содержания коров, раздельная уборка хлебов. В начале 1960-х гг. нарастающая неэффективность функционирующей системы аграрных отношений в СССР привела к значительному отставанию аграрного сектора от промышленного, обострению продовольственной проблемы и началу закупок зерна за рубежом. В 1963 г. из Госфонда СССР было продано на экспорт рекордное за весь послевоенный период количество золота - 520,3 т, из которых 372,2 т ушли непосредственно на закупку продовольствия.

Третий приоритет - сохранение опережающего роста тяжелой промышленности при одновременном усилении внимания к решению социальных вопросов: повышению заработной платы и пенсий, увеличению производства товаров народного потребления, в том числе современных для того времени бытовых приборов (телевизоров, холодильников, стиральных машин), развертыванию массового жилищного строительства на основе новых индустриальных технологий.

Социальная политика послесталинского руководства способствовала повышению жизненного уровня населения страны. К 1960 г. завершился перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. Регулярно повышалась заработная плата (ежегодно в среднем на 6%). Прекратился выпуск обязательных облигаций государственных займов. Были вдвое увеличены пенсии для рабочих и служащих, отменены все виды платы за обучение. Существенно повысился уровень потребления основных продовольственных товаров: по овощам и фруктам - более чем в 3 раза; по молочным продуктам - на 40%; мясу - на 50%; рыбе - почти в 2 раза. В целом к концу 1950-х гг. по сравнению с 1950 г. реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, а колхозников - на 90%.

Н.С.Хрущев выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку!» именно в сфере потребления. В конце 1950-х гг. были опубликованы «научно обоснованные» нормы потребления продуктов питания и промышленных товаров, обозначившие меру удовлетворения потребностей, к которой следовало стремиться. Нормы потребления продуктов питания ориентировались на США и были очень высокими, однако намеченный уровень потребления продуктов животноводства на душу населения так и не был достигнут. Некоторые же нормы на товары потребления длительного пользования позднее были повышены, поскольку они явно не соответствовали изменившимся потребностям населения. Так, первоначально не было предусмотрено владения легковыми автомобилями, ввиду того что Н.С.Хрущев выступал за широкое развитие общественного транспорта, а также развитие сети проката легковых автомобилей. Стиральными машинами должны были совместно пользоваться несколько семей. Но в остальном намеченные нормы принципиально не отличались от западных моделей потребления. О существовавшем тогда разрыве в уровне потребления свидетельствуют следующие данные. В середине 1950-х гг. почти 100% семей США располагали холодильниками, 86% - черно-белыми телевизорами. Через несколько лет на рынке появились цветные телевизоры, морозильники, домашние кондиционеры, посудомоечные машины. В СССР же, например, в семьях машиностроителей Урала, т.е. высокооплачиваемой категории трудящихся, в 1960 г. стиральные машины имелись в каждой четвертой, черно-белые телевизоры - в каждой третьей семье. Почти 60% советских семей пользовались радиоприемниками, швейными машинами. В 1958 г. в СССР действовало 53 телецентра, а число телевизоров достигло 3 млн, тогда как еще в 1953 г. телецентров в стране было лишь 3, а число телевизоров едва превышало 200 тыс.

Использование индустриальных технологий позволило обеспечить собственным жильем миллионы советских людей, ютившихся в коммуналках. За 1956 - 1960 гг. новоселье справили около 54 млн чел. (четверть населения страны). При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи стали получать от государства не комнаты, а отдельные, хотя и малогабаритные квартиры. Одновременно обострилась проблема обустройства своего жилища мебелью, бытовыми приборами и т.д.

В начале 1960-х гг., когда в торговле возникли перебои с мясом, молоком, маслом и хлебом, правительство предпринимает попытки поправить дела в экономике за счет трудящихся. Почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а розничные цены на продовольствие с мая 1962 г. в среднем на столько же возросли, причем на часть продуктов питания, пользующихся повышенным спросом, цены возросли почти в 2 раза. Ухудшение социально-экономической ситуации способствовало росту оппозиционных настроений в стране. В ряде городов произошли стихийные выступления рабочих. Самое крупное из них было в июне 1962 г. в Новочеркасске, где власти применили оружие, и 23 человека погибли.

Во время правления Н.С.Хрущева проводились реформы в сфере управления страной. Сверхцентрализованная, милитаризованная экономика страны сталинского времени породила систему, состоящую из разветвленных отраслевых министерств, которые управляли промышленными предприятиями, доводили до них многочисленные показатели: количество работающих, нормы повышения производительности труда и др. Министерства определяли поставщиков сырья для предприятий и получателей их продукция. В 1957 г. по инициативе Н.С.Хрущев прежний порядок управления промышленностью был изменен. Ключевым звеном становились Советы народного хозяйства экономических административных районов (совнархозы): территория, объединенная единством управления экономикой и коллегиальный орган управления, руководивший комплексным развитием промышленности, которому подчинялись промышленные и строительные предприятия, хозяйственные учреждения, расположенные на данной территории. В РСФСР было создано 70 совнархозов, на Украине - 11, в Казахстане - 9, в Узбекистане - 4, по одному – в остальных союзных республиках. Централизованное управление было сохранено только для наиболее наукоемких и важных отраслей военной промышленности. Последствиями создания совнархозов стали: уменьшение затрат на транспортировку сырья и продукции, усиление кооперационных связей предприятий, расположенных на одной территории, разрушение привычной управленческой вертикали наркоматов-министерств, расширение возможностей для региональной партийной и хозяйственной элит.

Веру Н.С.Хрущева в преимущества социализма, в возможности догнать и перегнать капитализм по важнейшим экономическим показателям укрепляли не только идеология, но и реальные достижения. Рост национального дохода в СССР с 1950 по 1960 г. составил 265%, тогда как в США - только 134%. С 1954 по 1964 г. производство электроэнергии увеличилось почти в 5 раз, добыча нефти – в 3,5 раза, выплавка стали – в 2 раза. К началу 1960-х гг. в стране был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Только на территории РСФСР функционировало более 400 отраслей промышленности. Страна вышла в космос, овладела новейшими военными технологиями. По данным ЮНЕСКО, в 1960 г. СССР делил 2 – 3-е место в мире по интеллектуальному потенциалу страны. В то же время советская экономика была плохо сбалансированной, требовала для своего роста постоянного наращивания производственных ресурсов. Тяжелая и сырьевая отрасли промышленности, а также ВПК развивались успешно, чего нельзя было сказать о гражданских отраслях машиностроения, практически лишенных притока новейших технологий и поэтому обреченных на отставание. Падение темпов экономического роста уже с начала 1960-х гг. стало реальностью. Это обстоятельство в числе других заставило Н.С.Хрущева от идеи реорганизации управления обратиться к идее экономической реформы, которая начала реализовываться в середине 1960-х гг. уже после его отставки.

«Оттепель» в сфере культуры. В культуре и духовной жизни советского общества «оттепель» начала проявляться вскоре после смерти Сталина еще до XX съезда КПСС. Обновление затронуло практически все виды искусства и формы общественной жизни, но ярче всего эти процессы проявились в литературе. В произведениях И. Эренбурга «Оттепель», В. Пановой «Времена года», Ф. Панфёрова «Волга-матушка река», В. Дудинцева «Не хлебом единым», Д. Гранина «Искатели» и др. авторы стремились показать не идеальную, а реальную жизнь с её проблемами и противоречиями, искали истоки и причины формирования общественных проблем и пороков.

После XX съезда КПСС, придавшего процессу обновления новый импульс, давление партийной идеологии на все виды искусства, включая музыку, живопись и кинематографию, ослабло, и они стали развиваться более свободно. Вместе с тем, примером противоречивости политики «оттепели» стало отношение властей к Б.Л.Пастернаку и А.И.Солженицыну. В романе «Доктор Живаго» Пастернак дал оценку событиям Октябрьской революции 1917 г. и жизни общества того времени не с классовой (партийной), а с общечеловеческой точки зрения, выйдя за рамки дозволенного партией. Поэтому автор не смог опубликовать «Доктора Живаго» в СССР и решил издать его на Западе. За публикацию запрещенного в СССР романа и получение Нобелевской премии он был исключен из Союза писателей и, боясь высылки из страны, отказался от Нобелевской премии. Поначалу Хрущев, заинтересованный в борьбе со сталинским наследием, благосклонно относился к А.И.Солженицыну и разрешил ему опубликовать «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича» в советских издательствах. Затем началась систематическая критика за «недооценку руководящей роли партии», «формализм», «безыдейность», «идеологическую сомнительность» не только Солженицына, но и других писателей и поэтов (А. Вознесенского, Д. Гранина, В. Дудинцева, К. Паустовского), скульпторов, художников, режиссёров (Э. Неизвестного, Р. Фалька, М. Хуциева), философов, историков. В тоже время создавались произведения, получавшие одобрение власти и признание народа («Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева, фильмы «Летят журавли» М. Калатозова, «Чистое небо» Г. Чухрая). В оценке произведений литературы и искусства власть придерживалась принципа «золотой середины», т.е. отказа в равной степени от лакировки советской действительности и её очернительства, т.е. изображения только с негативной стороны.

После XX съезда КПСС советское общество перестало быть политически и идейно монолитным, люди могли более свободно обсуждать вопросы общественной и культурной жизни. Началось зарождение относительно самостоятельного и демократического направления в культуре в противовес официальному идеологическому подходу, в котором единственно допустимым считался социалистический реализм.

Контрольные вопросы

1.Какие изменения произошли во внешней политике СССР в послесталинский период?

2.Назовите приоритетные направления модернизации социально-экономической сферы в 1953-1964 гг.

3.Насколько успешно развивалась экономика СССР в хрущевские годы и какое влияние оказывала на нее позиция руководителя страны?

4.Какие этапы в своем развитии прошла политическая система в хрущевское десятилетие?

5.Назовите проявления противоречивого характера хрущевской «оттепели» в сфере культуры.

Литература

Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М., 2010.

Даниелс Р.В. Взлет и падение коммунизма в России. М., 2011.

Зубок В.М. Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева. М., 2011

Пыжиков А. В. Хрущёвская «оттепель». М., 2002

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Россия: образы прошлого и смыслы настоящего. Екатеринбург, 2012.

СССР в годы «застоя»

Международные отношения и внешняя политика СССР.К началу правления Л.И. Брежнева в мире уже сложилась биполярная система международных отношений. Во второй половине 1960-х гг. отношения СССР с США и их союзниками были достаточно напряженными. Продолжалась гонка ядерных вооружений. Резкую критику со стороны СССР вызывало активное участие во вьетнамской войне американских военных сил (1965–1973 гг., более 500 тыс американских военных). Параллельно с этим наметилась тенденция к улучшению отношений между капиталистическим и социалистическим мирами. Примером является подписание в июле 1968 г. договора между СССР, США и Великобританией о нераспространении ядерного оружия.

Сложности возникали во второй половине 1960-х гг. и в социалистическом лагере. Серьезным испытанием его на прочность стал чехословацкий кризис 1968 года. Весной–летом 1968 года чехословацкое руководство предприняло попытку реформирования сложившейся социалистической системы, вошедшую в историю как «Пражская весна». В ходе реформ происходило ослабление руководящей роли коммунистической партии, внедрение элементов рыночной экономики, расширение свободы слова и печати, увеличение связей с Западом и т.д. Советское руководство, опасаясь переориентации Чехословакии в сторону капиталистического развития и потери ее для мира социализма, приняло решение о вводе на ее территорию 21 августа 1968 г. войск стран ОВД (Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии и СССР). Вооруженное подавление «Пражской весны» сильно ударило по авторитету Москвы и в целом мирового коммунистического движения. Среди европейских соцстран эту акцию не поддержали Албания, Румыния, Югославия, что негативно сказалось на их отношениях с СССР.

Вторая половина 1960-х гг. ознаменовалась резким ухудшением советско-китайских отношений. В КНР в это время проводилась политика «культурной революции», сопровождавшаяся, в том числе, антисоветской пропагандистской кампанией. Кульминацией противостояния двух крупнейших социалистических государств стала череда вооруженных пограничных столкновений в 1969 г.: в марте в районе острова Даманский (р. Уссури, Дальний Восток), в августе – в районе озера Жаланашколь (Казахстан). Потери советской стороны составили около 60 человек, со стороны КНР – около 1000. Советский Союз и Китай смогли удержаться от масштабного военного конфликта, однако весь брежневский период отношения между ними оставались напряженными.

Отдельным направлением внешней политики СССР являлось формирование отношений с развивающимися странами. Во многом это было связано с активным про

Наши рекомендации