Функции службы по связям с общественностью в государственном секторе
Доверие и понимание общественности могут достигаться только при условии, что государственные органы сами направлены на предельно допустимое доведение до общества правдивой информации о своих действиях и принимаемых решениях, а также положении в стране. Служба связей с общественностью в государственном секторе в своей деятельности базируется на основополагающих принципах: принципе демократии, обеспечения альтернативности и технологичности. PR-структуры! в государственном секторе преследуют конкретные цели: 1) обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе; 2) обеспечение связей с гражданами и их объединениями; 3) помощь сотрудничеству с гражданами, их объединениями в разработке и осуществлении программ решений; содействии в выполнении законодательства; 4) способствование становлению институтов гражданского общества. Для достижения целей службы связей призваны выполнять ряд функций: 1) нахождение контактов с гражданами и организациями, их расширение и поддержание; 2) изучение общественного мнения и доведение до общественности информации о сущности принимаемых решений; 3) анализ общественного мнения на действия должностных лиц и органов власти; 4) снабжение органов власти прогнозными аналитическими разработками; 5) формирование положительного имиджа власти и должностных лиц.
В ходе выполнения вышеперечисленных функций PR-структуры в государственном секторе занимаются: 1) своевременным распространением через информационные агентства (печать, радио, телевидение) заявлений, пресс-релизов и иных материалов, которые призваны разъяснить деятельность государственных органов; 2) освещением через средства массовой информации деятельности государственных органов при осуществлении реформ в кризисных ситуациях; 3) проведением и организацией пресс-конференций, брифингов и встреч с отечественными и зарубежными журналистами, подготовкой материалов для печати; 4) подготовкой фото– и печатных материалов, отображающих деятельность органов юстиции; 5) организацией и проведением выступлений руководителей на радио, телевидении, освещением в печати существующих проблем; 6) аккредитацией корреспондентов; 7) развитием информационных связей с пресс-службами иных органов власти и министерств других государств; 8) подготовкой документов об учредительской деятельности государственного органа, оказанием помощи в издании журналов и газет; 9) анализом сообщений в СМИ.
22. Спиндоктор как профессия. Среди новых профессиональных терминов все чаще встречается слово«спиндоктор». Происходит оно из двух переведенных с английского составляющих : spin –«верчение», «кружение», doctor «лечение». Зарубежом под этим термином понимается процесс управления сообщением всредствах массовой коммуникации. В этом значении «спиндоктор»употребляется и у нас в России.Можно проследить историю зарождения этого вида деятельности, и мыувидим, что корни «спиндокторства» в сфере политики, в работе поуправлению общественным мнением со стороны органов власти. Некоторые авторы находят первые проявления «спина» в работе Петра I и Екатерины. Важной предпосылкой является также высокий уровень развития средствмассовой коммуникации. Историки отмечают, что яркие примерыиспользования «спина» наблюдаются в аппаратах президентов США Ф. Рузвельта, В.Вильсона, Дж.Кеннеди.В работе команды первого российского президента Б.Н.Ельцина«спин»применялся в полной мере. Особенно это касается периода, когда Б.Н.Ельцинстал терять доверие населения,когда пошатнулось его здоровье, а нужныбыли доказательства его способности управлять страной.В основе «спина» - утверждение, что самое событие и его освещение – далеко не одно и то же. В информационном обществе , в век стремительногоразвития масс-медиа значительно усложнился процесс отражения картинымира в сознании людей. Кто владеет информацией – тот правит миром. Эта расхожая фраза полна глубокого смысла. Широкие слои населения чащевсего получают не просто информацию – а рожденные где-то, вопределенных целях версии происходящего. Данное обстоятельство вомногом повышает ответственность тех, кто имеет влияние на СМИ иосуществляет коммуникации.Спиндоктор – это своего рода специализация для профессионала в сфере связей с общественностью. Чтобы ею овладеть , нужно хорошо усвоитьосновы менеджмента новостей, а также особенности психологии восприятиямассовых коммуникаций. Спиндоктор – это набор приемов, технологиядостижения определенного результата на этапе восприятия новости(события), на этапе резонанса. Это умение предвидеть реакции целевыхаудиторий, умение интерпретировать события, умение эффективно осуществлять коммуникационную кампанию. Особенно значимой являетсяэта деятельность в период , когда организация попадает в кризиснуюситуацию.Этапы работы в режиме спиндоктора.2. Предвиденье или «создание» события (то есть информационного поводадля него) – так называемый «до- спин».В ситуации, когда нужно обратить внимание на какое-либо явление иопределенным образом моделировать его восприятие, создаетсяинформационный повод. Так, например, недавно заступивший на должностьгубернатора политик заинтересован в укреплении своего имиджа.Принимается решение – регион участвует в престижной международной выставке. Событие широко освещается и комментируется. Поднимается рейтинг региона.2. Событие должно произойти (это от нас не зависит), но может вызвать самые противоречивые отклики. Делается все для того, чтобы нужная нам версия объяснения события оказалась наиболее тиражированной.3. Событие уже произошло и вызывает противоречивые отклики. Наша точка зрения не является доминирующей.Это наиболее сложный вариант «спина» - называемый «торнадо-спин».Чтобы переломить отношение общественности к событию, важно иметь хорошие связи среди наиболее талантливых журналистов, иметь опору на лидеров мнений, активно привлекая их к информационной кампании.Возможно даже использование метода специальных событий, которые наиболее зримо могут представить ситуацию.Наиболее распространенные приемы, применяемые в «спине»:-Правило первого звонка. Важно первым сообщить о своей версии происшедшего. Особенность массового сознания такова, что первую интерпретацию оно воспринимает с большим эффектом.-Необходимо позаботиться о частоте упоминания вашей версии происходящего. Чем выше частота – тем эффективнее «спин».-Неоднозначность оценки события вредит эффекту «спина». Ваша версия должна быть простой и ясной.-Известные персоны, представители элит – важный компонент усиления«спина».-Точный подбор слов и эпитетов в сообщении, внедрение их во все СМИ являются важным условием достижения нужного результата. Наиболее спорным и сложным является вопрос об этических основах«спина». С одной стороны, пресс-служба президента Б.Н.Ельцина дезинформировала население, скрывая плохое состояние его здоровья в конце 90-х годов, подчеркивая его «крепкое рукопожатие». С другой стороны, она не нарушала законов: в России пока не проработана законодательно процедура ответственности за такого рода информацию.Поэтому критерием профессиональной этичности может служить вопрос – во имя какой цели осуществляется «спин». Если эта цель общественно значима и несет социальную пользу – мы можем допустить использование приемов «спина».Как соотносятся понятия «манипулирование» и «спин»? Прежде всего первое понятие шире, «спин» имеет отношение только к сфере масс-медиа.Во-вторых, «спин» как технология может стать как орудием манипулятора,так и орудием грамотного и социально ответственного управленца.В этой связи существует выделение двух типов «спина» - тоталитарного и демократического. Тоталитарный «спин» претендует на повсеместный и полный контроль над информацией, ориентирован на запрет информации с нежелательными версиями. Демократический «спин» предполагает контроль лишь над частью системы информирования и не допускает запретов – а открывает поле для состязания в профессионализме.