В области противодействия коррупции
Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:
1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.
Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Существуют два режима международного сотрудничества: 1) в соответствии с международными договорами; 2) на основе принципа взаимности.
Так, международные договоры России осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ.
Под международными договорами понимаются межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера, независимо от их вида и наименования.
Базой для международного сотрудничества Росси в данной сфере являются также различные международные правовые акты, посвященные противодействию коррупции.
В масштабах СНГ базой для этой деятельности также является Договор Государств-участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, заключенный в Душанбе 5 октября 2007 года, направленный на борьбу с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями.
В частности, базовыми организациями СНГ по подготовке кадров для подразделений по борьбе с коррупцией являются Академия экономической безопасности РФ и Академия финансовой полиции Казахстана.
В соответствии с Договором о создании Союзного Государства (РФ и Беларусь) борьба с коррупцией отнесена к совместному ведению Союзного Государства.
Так, «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», заключенная в Минске 22 января 1993 года, вступившая для России в силу 19 мая 1994 года, предусматривает возможность выдачи лиц, осуществления уголовного преследования, передачи доказательств, в том числе и по уголовным делам о преступлениях, связанных с коррупцией.
Международные договоры могут связывать не только состоящие в каких-либо объединениях государства.
Нередко вопросы противодействия коррупции затрагиваются в двухсторонних международных договорах.
Так, резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года № 45/117 был принят «Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия», который может быть положен в основу заключаемых договоров в этой области.
В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, учреждающим партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, подписанным 24 июня 1994 года на острове Корфу между Европейским союзом и Российской Федерацией, стороны сотрудничают с целью предотвращения противоправной деятельности в сфере экономики, включая проблемы коррупции.
Россия является участником и более специализированных образований.
В 2006 году во время саммита G-8 в Санкт-Петербурге Россия присоединилась к антикоррупционной Инициативе по борьбе с коррупцией среди высших должностных лиц (перспективы этого присоединения для России, однако, в настоящее время неясны).
1 февраля 2007 года Россия вступила в GRECO - Группу государств по борьбе с коррупцией — международную организацию, созданную Советом Европы в 1999 году, основной целью которой является помощь странам-участницам в борьбе с коррупцией. GRECO устанавливает антикоррупционные стандарты (требования) к деятельности государства и контролирует соответствие практики этим стандартам, помогает обнаружить недостатки в национальной антикоррупционной политике и предлагает необходимые законодательные, институциональные или оперативные меры, предоставляет площадку для обмена лучшими решениями в области обнаружения и предотвращения коррупции.
GRECO состоит из 49 государств Европы и США.
Пункт 13 статьи 46 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года требует назначить в каждой стране центральный орган, отвечающий за выполнение просьб антикоррупционного характера.
В этих целях в нашей стране принят Указ Президента РФ от 18 декабря 2008 года № 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи».
Центральными органами Российской Федерации, ответственными за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г., касающихся взаимной правовой помощи, определены: Министерство юстиции Российской Федерации - по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел; Генеральная прокуратура Российской Федерации - по иным вопросам взаимной правовой помощи.
Так, в Генеральной прокуратуре РФ в декабре 2009 года создан Национальный контактный пункт (НКП) для международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией.
Проблема коррупции признается правительствами всех государств, а транснациональная коррупция посягает на нормальные экономические взаимоотношения.
Уголовная ответственность за коррупцию наступает по нормам, установленным международными договорами, или по национальному законодательству.
Так, Палермская Конвенция ООН против транснациональной и организованной преступной деятельности от 15 ноября 2000 года предусматривает унификацию законодательства в этой сфере, а коррупция отнесена к организованной преступности, признается, что честный бизнес делается нерентабельным, снижаются его моральные принципы.
Данная Конвенция, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 2006 года и Конвенция ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц от 17декабря 1997 года предлагают введение уголовной ответственности для юридических лиц за коррупцию, признавать предметами взяток преимущества нематериального характера (льготы, услуги и т.п.), введение ответственности за коррупцию для иностранных публичных должностных лиц и международных гражданских служащих.
Частично эти рекомендации в новейшем российском законодательстве уже учтены.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
В настоящее время прорабатывается вопрос о подписании Россией Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, в которой определяются различные гражданско-правовые аспекты защиты лиц от коррупции, в частности, если ответчик совершил акт коррупции или не предотвратил его, истец понес ущерб и между этими фактами существует причинная связь.
Палермская Конвенция ООН против транснациональной и организованной преступной деятельности от 15 ноября 2000 года предлагает превентивные меры сосредоточить на укреплении сотрудничества между правоохранительными органами, разработать стандартную процедуру, предназначенную для добросовестной работы адвокатов, нотариусов, бухгалтеров, руководителей торговых предприятий, создать публичный реестр юридических и физических лиц, замеченных в коррупционных проявлениях, лиц, лишенных права занимать должности руководителей юридических лиц, с обменом этой информацией на международном уровне, в том числе через независимые СМИ, обладающие способностью к расследованию, в которых не должно иметь место «подкормка» журналистов, способных создавать «заказные» материалы.
Проблемы преследования за коррупцию во всех странах примерно одинаковы.
Это высокая латентность коррупции и сложность доказывания по делам о преступлениях, связанных с коррупцией, чему в значительной степени способствуют связи и должностное положение коррупционеров.
Впрочем, надо заметить, что уголовные дела о коррупции могут инициироваться и политическими противниками.
Помимо унификации законодательства, огромную роль в противодействии коррупции играет взаимная помощь государств по вопросам выдачи преступников.
Базой для этого служат международно-правовые акты, такие, как: Европейская Конвенция о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 года); Европейская конвенция от 20 апреля 1959 года «О взаимной правовой помощи по уголовным делам»; Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам (Страсбург, 15 мая 1972 года); Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными лицами (Страсбург, 30 ноября 1964 года); «Европейская конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам" (ets n 70) (Вместе с «Перечнем иных правонарушений, помимо правонарушений, рассматриваемых в соответствии с уголовным законодательством»), заключенная в Гааге 28 мая 1970 года; Конвенция о передаче осужденных лиц (Страсбург, 21 марта 1983 года).
Существуют и международные договоры о совместной оперативно-розыскной деятельности по делам о коррупции.
Положения этих документов развиваются в двух- и многосторонних актах.
Международное сотрудничество России в сфере уголовного судопроизводства базируется на нормах Конституции РФ, международных правовых актах, нормах различных отраслей отечественного права, в том числе уголовно-процессуального закона (часть пятая УПК РФ).
К международным организациям, занимающимся проблемами в сфере борьбы с преступностью и в области уголовного процесса, относятся Организация Объединенных Наций, учредившая, в частности, Комитет по предупреждению и контролю над преступностью и Комиссию по предупреждению преступности и содействию уголовному правосудию; международные суды (Международные военные и уголовные трибуналы, учреждаемые Советом Безопасности ООН, Международный уголовный суд в качестве постоянно действующего института, призванного рассматривать наиболее тяжкие преступления с точки зрения международного уголовного права, Европейский суд по правам человека, призванный обеспечивать защиту законных интересов граждан в случаях нарушения положений Европейской конвенции о защите прав и основных свобод и не нашедших надлежащей охраны на национальном уровне); международная организация уголовной полиции (Интерпол) (в МВД России имеется Национальное центральное бюро Интерпола, которое обеспечивает взаимодействие органов внутренних дел с полицией иностранных государств и Генеральным секретариатом Интерпола).
Таким образом, российский уголовно-процессуальный закон регулирует следующие основные направления международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией:
1) оказание правовой помощи в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела;
2) выдача лица, совершившего преступное посягательство, для уголовного преследования или исполнения судебного приговора;
3) передача лица, виновного в совершении преступления и осужденного к лишению свободы, для отбывания этого вида наказания в государстве, гражданином или подданным которого оно является.
В настоящее время наиболее развитой формой международного сотрудничества является правовая помощь одного государства другому по уголовным делам.
Оказание правовой помощи по делам о коррупции является особым производством, заключающимся в правоотношениях и деятельности участников уголовного процесса при определяющей роли государственных органов различных государств по оказанию помощи друг другу в сфере уголовного процесса.
Порядок направления запроса о правовой помощи регулируется ст. 453 УПК.
Так, при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.
Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Генеральной прокуратуры Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.
Запрос о производстве процессуальных действий направляется через:
1) Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;
2) Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;
3) Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков - по уголовным делам, находящимся в их производстве;
4) Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях.
Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.
Содержание и форма запроса должны отвечать требованиям, сформулированным в ст. 454 УПК.
Так, запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать:
1) наименование органа, от которого исходит запрос;
2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;
3) наименование уголовного дела и характер запроса;
4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения;
5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;
6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК Российской Федерации, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.
Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения поручений об оказании правовой помощи по делам или направленные в Россию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами РФ, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями отечественного уголовно-процессуального закона (ст. 455 УПК РФ).
Вызов участников уголовного процесса, находящихся за пределами России, на ее территорию регулируется ст. 456 УПК РФ.
Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, находящиеся за пределами территории РФ, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится дело, для проведения процессуальных действий на территории Российской Федерации. Этот запрос направляется в иностранное государство по общим правилам (ч. 3 ст. 453 УПК РФ).
Следственные и иные процессуальные действия с участием перечисленных лиц, явившихся из иностранных государств, производятся в порядке, установленном отечественным процессуальным законом.
Лица, явившиеся по вызову органов, осуществляющих уголовный процесс, не могут быть на территории РФ:
1) привлечены в качестве обвиняемых;
2) взяты под стражу;
3) подвергнуты другим ограничениям личной свободы за совершение деяния или на основании судебных приговоров, имевших место до пересечения ими Государственной границы РФ.
Действие данного иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию РФ до истечения непрерывного срока в течение 15 суток с момента, когда его присутствие больше не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда по собственной инициативе вновь возвращается в РФ.
Лицо, находящееся под стражей на территории иностранного государства, вызывается в Россию в общем порядке, установленном ст. 456 УПК, при условии, что оно временно передается на территорию РФ для совершения процессуальных действий, указанных в запросе о вызове. Это лицо продолжает оставаться под стражей на все время пребывания его на территории РФ на основании соответствующего решения компетентного органа иностранного государства. Это лицо должно быть возвращено на территорию соответствующего иностранного государства в сроки, указанные в ответе на запрос.
Условия передачи или отказа в передаче лица, находящегося под стражей, определяются международными договорами РФ или письменными обязательствами на основе принципа взаимности.
В свою очередь, исполнение в России запросов об оказании правовой помощи иностранным государствам регулируется ст. 457 УПК РФ.
Так, суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа исполняют переданные им в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством иностранного государства оказать Российской Федерации правовую помощь в производстве отдельных процессуальных действий, полученным Верховным Судом Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
При исполнении запроса применяются нормы УПК РФ, однако могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации.
При исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности.
Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности.
В случае совершения преступления на территории РФ иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ все материалы возбужденного и расследуемого дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос о направлении этих материалов в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования (ст. 458 УПК РФ).
В свою очередь, запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении российского гражданина, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Россию, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. В таких случаях расследование и судебное разбирательство уголовного дела в отношении российского гражданина производятся в соответствии с российским процессуальным законом.
В случае совершения на территории иностранного государства преступления гражданином России, возвратившимся на ее территорию до возбуждения в отношении его уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 УК, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным органами иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ, в соответствии с отечественным процессуальным законом (ст. 459 УПК РФ).
В ряде случаев государства сотрудничают в сфере выдачи лица, совершившего преступление, для уголовного преследования или исполнения приговора в виде особого производства, заключающегося в правоотношениях и деятельности участников уголовного процесса при определяющей роли государственных органов различных стран в сфере выдачи лица, совершившего преступление, для уголовного преследования или исполнения приговора в государство, гражданином или подданным которого он является.
Так, в соответствии со ст. 460 УПК РФ, Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора Российской Федерации выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Направление запроса о выдаче лица на основе принципа взаимности осуществляется, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание - в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев - в случае выдачи для исполнения приговора.
При возникновении необходимости запроса о выдаче и наличии для этого оснований и вышеуказанных условий все необходимые материалы предоставляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства.
Запрос о выдаче должен содержать:
1) наименование и адрес запрашивающего органа;
2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;
3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;
4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.
К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания.
Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.
Эти требования не распространяются на случаи, когда преступление совершено указанным в ней лицом после его выдачи.
Согласия иностранного государства не требуется, если:
1) выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию Российской Федерации. В этот срок не засчитывается время, когда выданное лицо не могло не по своей вине покинуть территорию Российской Федерации;
2) выданное лицо покинуло территорию Российской Федерации, но затем добровольно возвратилось в Российскую Федерацию (ст. 461 УПК РФ).
Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.
Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.
Выдача лица может быть произведена в случаях:
1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;
2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;
3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.
Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняет ему право на обжалование данного решения в суд.
Решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. В случае обжалования решения выдача не производится вплоть до вступления в законную силу судебного решения.
При наличии запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в течение 24 часов письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято (ст. 462 УПК РФ).
Российская Федерация в соответствии с международными договором РФ или на основе принципа взаимности может по соответствующему запросу разрешить иностранному государству осуществить транзитную перевозку по территории Российской Федерации лица, выданного третьим государством для уголовного преследования или исполнения приговора.
Решение по запросу о транзитной перевозке лица по территории Российской Федерации принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.
Основанием для содержания под стражей лица при транзитной перевозке по территории Российской Федерации являются разрешение Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя на транзитную перевозку и решение судебного либо иного компетентного органа иностранного государства о заключении выданного лица под стражу.
В разрешении на транзитную перевозку по территории Российской Федерации может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных ст. 464 УПК РФ.
При транзитной перевозке воздушным путем разрешение на ее осуществление требуется только в случае промежуточной посадки воздушного судна на территории Российской Федерации. В этом случае запрос о транзитной перевозке лица по территории Российской Федерации рассматривается в общем порядке (ст. 462.1 УПК РФ).
Решение Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче может быть обжаловано в верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту нахождения лица, в отношении которого принято это решение, или его защитником в течение 10 суток с момента получения уведомления.
Если лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, находится под стражей, то администрация места содержания под стражей по получении адресованной суду жалобы немедленно направляет ее в соответствующий суд и уведомляет об этом прокурора.
Прокурор в течение 10 суток направляет в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица.
Проверка законности и обоснованности решения о выдаче лица производится в течение одного месяца со дня поступления жалобы в суд судьей единолично в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче, и его защитника, если он участвует в уголовном деле.
В начале заседания председательствующий объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, разъясняет присутствующим их права, обязанности и ответственность. Затем заявитель и (или) его защитник обосновывают жалобу, после чего слово предоставляется прокурору.
В ходе судебного рассмотрения суд не обсуждает вопросы виновности лица, принесшего жалобу, ограничиваясь проверкой соответствия решения о выдаче данного лица законодательству и международным договорам Российской Федерации.
В результате проверки судья выносит одно из следующих постановлений:
1) о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и его отмене;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
В случае отмены решения о выдаче лица судья отменяет и меру пресечения, избранную в отношении лица, подавшего жалобу.
Постановление судьи об удовлетворении жалобы или отказе в этом может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации (ст. 463 УПК РФ).
Выдача лица не допускается, если:
1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;
2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации;
6) деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением.
В выдаче лица может быть отказано, если:
1) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;
2) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;
3) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.
Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура Российской Федерации уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа (ст. 464 УПК РФ).
В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории Российской Федерации, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора.
Если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления, то запрашиваемое к выдаче лицо может быть выдано на время при наличи