Поцелуев В.А., 1997 i) «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
В. А. Поцелуев
ИСТОРИЯ РОССИИ
XX столетия
(Основные проблемы)
«Рекомендовано Министерством общего
и профессионального образования
Российской Федерации в качестве
учебного пособия для студентов
высших учебных заведений»
Москва
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»
ББК 63.3(2)521 П64
Рецензенты: док. ист. наук, проф., член-корреспондент Российской академии естественных наук, В.А.Дунаевский (Московский государственный открытый педагогический университет); кафедра методики преподавания истории Московского педагогического университета (зав. кафедрой, доц. А.Н.Фукс)
Поцелуев В.А. П64 История России XX столетия: (Основные проблемы): Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 512 с: илл. ISBN 5-691-00004-7
В пособии канд. ист. наук, доц. кафедры истории России Российского университета дружбы народов проанализированы основные программные вопросы по курсу истории России XX века: истоки, сущность, диалектика, взаимосвязь. Вопросы и рекомендации дают возможность студенту расширить фактический материал сделать более полный анализ и представить свои выводы. Для этого в конце изучения каждого вопроса указаны литература и источники, наиболее актуальные проблемы истории России XX в.
Лучшему запоминанию материала способствуют контрольные вопросы и перечень основных событий и дат. В приложении даны схемы систем государственного управления, синхронистическая таблица, включающая имена государственных и политических деятелей Российской империи, Советской России, СССР и Российской Федерации.
4306020600-22
П------------------------ Без объявл.
К(03)-97
ISBN 5-691-00004-7
ББК 63.3(2)521
Поцелуев В.А., 1997 i) «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
ПРЕДИСЛОВИЕ
Читателю предлагается учебник, созданный профессиональным лектором, историком, остро чувствующим назревшую необходимость предоставить студентам возможность получить ориентиры в изучении отечественной истории XX века.
Исследователи истории России всегда стремились освещать ее с учетом изменений в обществе и последних достижений научной мысли.
Так было и в начале века, когда том за томом стал издавать свой фундаментальный труд «Курс русской истории» В.О.Ключевский (1-й — в 1904 г., 2-й — в 1906 г., 3-й — в 1908 г., 4-й — в 1910 г.), где он, отказавшись от концепции так называемой государственной школы и периодизации по царствованиям, изложил свою историческую концепцию развития России. В вводной лекции «Курса» он отмечал: «содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жития человечества в его развитии и результатах»1, а «человеческое общежитие» определяли, по Ключевскому: человеческая личность, людское общество и природа страны2. Не трудно заметить, что В.О.Ключевский сказал новое слово в исторической науке, которое не могло не оказать влияния на российскую историографию.
И тем не менее, на новом витке исторического развития России, после Великой Октябрьской революции Ключевского стали рассматривать как эпоху нашего научного прошлого, эпоху предреволюционную. Первый историк-марксист М.Н.Покровский положил в основу своей «Истории России в самом сжатом очерке» иную концепцию, базирующуюся на теории «торгового капитала». Эта теория и концепция были резко раскритикованы в условиях форсированного строительства социализма в СССР. Они были отринуты как близкие к вульгарно-экономическому марксизму.
Новый этап и новое видение истории России XX века в советской историографии неразрывно связаны с концепцией ста-
'Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. Т. I. M. 1987. С. 34. 2Там же. С. 40.
линского «Краткого курсй истории ВКП(б)», опубликованного в 1938 году. Эта концепция формационного развития человеческого общества и ведущей роли большевистской партии при построении социализма надолго стала официальной исторической концепцией в СССР. При тоталитарном режиме, политическом терроре и строгой цензуре она не изменялась, да и не могла измениться вплоть до провозглашения и начала гласности в связи с курсом Горбачева на перестройку общества. За полвека существования советской исторической концепции сложилась советская историческая школа, которой удалось, несмотря на жесткий цензурный режим, достигнуть немалого. Шло накопление большого фактографического материала, получили свое развитие многие проблемы истории, разрабатывались новые направления в изучении исторического пути развития России, в том числе периода империализма.
Особую роль в изучении истории XX века сыграли историки-шестидесятники, которые разрабатывали исторические сюжеты в условиях хрущевской «оттепели» 1960-х годов. Через отрицание сталинизма и новое прочтение Ленина, на основе большого архивного материала группа ученых во главе с директорами Института истории АН СССР А.Л.Сидоровым и П.В.Волобуе-вым прошла большой путь к формированию широких самостоятельных взглядов на теорию исторического процесса, особенно в условиях империализма. Они получили название «нового направления» в исторической науке. К.Н.Тарновский — генератор новых идей с И.Ф.Гиндиным заложили концептуальные основы этого нового направления. Их идеи, как и их труды, заблокированные в годы «застоя», получили современное признание1. Среди них: концепция многоукладности, российско-прусского типа капитализма в России, специфически-обратного по сравнению с Западом формирования капитализма, классов и партий в России, теория «второго эшелона», догоняющего развития, катастрофическое для страны наложение одной эпохи на другую и т.д.
После объявленных в стране перестройки и гласности примерно с 1987 года начался новый этап в историографии России, в основе которой — плюрализм мнений, выдвижение иных, чем формационный, подходов к изучению человеческого общества и прежде всего — цивилизационного и социо-культурного. Вновь всплыла евразийская идея, связанная с особостью геопо-
'См.: Советская историография. М., 1996. С. 158, 372, 373, 376. 4
логического и географического положения России, занимающей срединное положение между Западом и Востоком на Евразийском континенте. Распад Союза ССР, устранение советской власти и власти КПСС, становление новой, многопартийной государственности дали возможность по-новому осветить исторический процесс, по которому шла Россия в XX веке. Страну захлестнула масса публикаций историко-публицистического характера — нередко плодов горячего воображения и стремления перечеркнуть все, что было в стране после Октября. Вместо «белых пятен», которыми изобиловала российская история, стали появляться «черные дыры». Это очернительство собственной истории, не делающее чести авторам, приостановилось, когда после многочисленных дискуссий и «круглых столов» слово взяли профессионалы-историки. Переосмысление исторических событий, изучение новых архивных данных сделало возможным появление монографических разработок, целью которых было — дать не тенденциозное, а по возможности объективное освещение основных проблем истории России, освободить страницы истории от стереотипов и штампов. Начатый процесс продолжается, хотя он и осложнен экономическими трудностями издательств и плохим финансированием науки академической и вузовской.
Известно, что вузовский курс истории отражает уровень достижений исторической науки. В стране создалось труднейшее положение с вузовскими учебниками. В связи с острой практической необходимостью обучения истории в школах и при поступлении в вузы один за другим стали выходить школьные учебники и пособия для абитуриентов. Вузовские учебники не создавались. Каждый лектор получил право читать свой авторский курс. В эти годы в стране стали переиздаваться многие труды зарубежных авторов и среди них — историков: Николя Верта, Эдварда Карра, Боффа Джузеппе и др. Книга Н.Верта «История Советского государства. 1900—1991» была рекомендована Комитетом по высшей школе в качестве учебного пособия российским вузам. Очевидно, был учтен подход к изложению событий, примененный автором: деилогизация, деполити-зация прошлого, рассмотрение в качестве объекта анализа не только политической власти и средств ее осуществления (Государства, Партии и Идеологии), но и экономических и общественных факторов. Разумеется, что этим учебником, написанным по традиционной схеме, не может быть удовлетворена потребность вузов России. Создание новых учебников - актуаль-
нейшая задача педагогов и ученых. Подготовленный В.А.Поце-луевым учебник идет навстречу решения этой задачи.
«История России XX столетия. (Основные проблемы)» является результатом многолетнего педагогического опыта и труда исследователя, внимательно изучающего новейшие достижения исторической науки и самостоятельно разрабатывающего многие аспекты российской истории. Его перу принадлежит ряд оригинальных трудов — о геральдике, внешней политике, трудовой активности советских людей, героях страны. Осмысление исторического опыта Советской страны нашло отражение в его обстоятельной статье о периодизации истории советского общества1. Насыщенное содержание учебника, оригинальная методика изложения материала, неординарность поставленной автором задачи, сопровождение текста контрольными вопросами, а также перечнем проблем для самостоятельного изучения, — все это позволяет видеть в издаваемой работе учебник нового поколения, так необходимый для современного студента.
В.А.Поцелуев поставил перед собой весьма сложную задачу: не столько изложить исторические события по программным вопросам, сколько обозначить главные проблемы истории России XX века, привлечь внимание студентов к изучению ключевых моментов исторического развития страны. Здесь среди вопросов для самостоятельного изучения автор ставит весьма острые (как например, русские в национальных республиках, волевые административно-территориальные изменения и т.п.), ответ на которые может быть дан только на основании специально проведенного сбора материала, его трактовки и анализа. Автор идет на это намеренно, справедливо отмечая в своем заключении, что возникшие при изучении вопросов различные точки зрения должны стать стимулом для самостоятельного исторического поиска и научного анализа.
Структурно-методическое построение учебника таково, что изложение материала прерывается вопросами: почему так произошло? каковы результаты? а были ли альтернативы данным явлениям? каковы политические судьбы упомянутых деятелей?
'См.: Поцелуев В.А. Гербы Советского Союза. М. 1987; он же. Внешняя политика СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. М. 1985; он же. Зарождение новых производственных отношений и социалистических форм организации труда. 1917—1928. М. 1987; он же. О периодизации истории советского общества // Историография, источниковедение отечественной истории. Сб. научных трудов. М. 1993; он же. Некоторые проблемы кратологии в истории России (советский период) // Россия и мировая цивилизация, М, 1996 и др.
и т.д. Это необычное построение учебника также нацелено на побуждение интереса у обучаемых.
Учебник имеет богатый научно-справочный материал. Каждая глава его сопровождена перечнем основных событий и дат, контрольными вопросами, списком источников и литературы — таким образом студенту вручается ключ к изучению истории страны. В тексте приводятся статистические таблицы, схемы битв, географические карты. В виде приложений даны схемы управления России в различные периоды ее истории, схемы политико-государственного деления страны. Составлен перечень персоналий, куда внесены лица, стоявшие во главе России: царского правительства, Временного правительства, Совнаркома, ВЦИК Советов, большевистской и эсеровской партий, КПСС, а также вошедшие в ГКЧП.
Нельзя не приветствовать появление такого оригинального учебника. Его автор, напутствуя молодых людей, изучающих историю великой России, призывает их расширять исторические познания, свой научный и жизненный кругозор, судить о прошлом строго, но по справедливости с тем, чтобы сделать свой выбор с чистой совестью и максимальным знанием нашего бытия. Смею надеяться, что работа студентов с новым учебником поможет им в достижении этой цели.
Т.Батаева,
академик Международной Академии Наук высшей школы, профессор, доктор исторических наук.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы стали появляться учебные издания, которые не только излагают краткую историю России, но и активизируют, мобилизируют сознание учащихся и, что особенно важно, вызывают интерес к предмету, тягу к познанию неведомого. Хорошо и то, что учебники, а в основном они для школьников, разные, хотя все еще в чем-то очень похожи друг на друга1. Учебников для студентов почти нет, не считая учебных пособий, в них также, как правило, дана краткая история России2.
В отличие от имеющихся учебников и учебных пособий в настоящем издании рассмотрены основные проблемы истории России XX столетия. Исходя из программных требований курса «История России», автор показывает динамику исторического процесса, выявляет закономерности и особенности развития российского общества. Главная задача, которую поставил перед собой автор, состоит в том, чтобы не исчерпать поставленные проблемы, а обозначить наиболее актуальные, акцентируя внимание обучающихся на ключевых моментах их изучения.
'См.: Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900—1940 гг.: Учебная книга для старших классов средних учебных заведений. М, 1992; Островский В.Л., Старцев В.И., Старков Б.А,, Смирнов Г.М. История Отечества, 1939—1991 гг.: Учебник для 11 класса средней школы. М., 1992; История Отечества: Новые подходы к содержанию предмета: Учебное пособие / Сост. и науч. ред. проф. Е.И.Иванов. Псков, 1994; Долуцкий И.И. Отечественная история России XX века: Учебник для старших классов. Ч. 1. М., 1994; Дмитренко В.П., Еса-ков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. пособие для общеобраз. школ. М., 1995; Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век: Учеб. кн. для 9 кл. общеобраз. учреждений. М., 1995; Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. 11 кл.: Учеб. для общеобраз. учеб. заведений. М, 1995.
2БоффаДж. История Советского Союза. Т. 1—2, М., 1990; Карр Эд. История Советской России. Т. 1—2, кн. 1. М., 1990; История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1—2. М, 1991; Наше Отечество: Опыт политической истории. Т. 1—2. М., 1991; Верш Н. История Советского государства. 1900—1991. М., 1992; История Отечества / Мунчаев Ш. и др. М., 1993. Ч. 1—2; Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1993; Хоскинг Д. История Советского Союза. 1995; История современной России. 1985—1994: Экспериментальное учебное пособие. / Под общ. ред. В.Журавлева. М., 1995; История России: Учебное пособие для вузов, а также колледжей, лицеев, гимназий и школ: В 2 т. Т. 2. / М.М.Горинов, А.А.Горский, А.А.Данилов. М., 1995.
Вопросы и рекомендации значительно расширяют текстовые рамки учебника. Студенты с обязательным использованием минимума рекомендуемой новейшей исторической литературы и особенно источников, а также хронологических и биографических справочников1, делают самостоятельный научный анализ изучаемой проблемы, приходят к своим оригинальным выводам.
Для концентрированного запоминания основных моментов истории России в конце каждой главы дан перечень основных событий и дат, а в целях самопроверки изучаемого материала и его усвоения — контрольные вопросы.
Особого внимания заслуживают предлагаемые проблемы для самостоятельного изучения.
Хронологические рамки учебника объясняются тем, что XX столетие —- период наиболее противоречивого общественного развития России, история которой хранит не только много тайн, но и необъективных толкований известного прошлого. Именно XX век, начавшийся с мирового социально-экономического кризиса, который не миновал и Россию, разразился мировой войной, падением российской монархии и крутым изменением общественного курса на мифический коммунизм. Именно российские коммунисты более 70 лет вели огромную державу — Союз Советских Социалистических Республик к «светлому будущему», обещая «златые горы и реки, полные вина». Как и почему сотни миллионов людей шли за мечтателями, верили авантюристам и аферистам, остается загадкой, разга-
'См.: Коммунистический Интернационал в документах. М., 1993; Сборник программ российских политических партий 1917—1957. Клайпеда, 1989; Документы внешней политики. М., 1957—1990; Архив русской революции. Т. 1—10. М., 1991—1993; Похлебки» В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах и фактах. Вып. 1. М., 1992; Неизвестная Россия. XX век. Кн. 1-4. М.: 1992-1994; Военные архивы России. Вып. 1. М., 1993; История Отечества в документах. 1917—1993. Ч. 1—4. М.} 1994—1995; Сталинское политбюро 30-х годов: Сб. док. М., 1995; Деятели СССР и революционного движения в России: Энциклопедический словарь Гранат. М., 1989; Политические деятели России 1917 г.: Биографический словарь. М., 1993; Хронология русской истории: Энциклопедический справочник / Под рук. Ф.Конта; Пер. с фр. Я.Богданова. М., 1994; Вронская Д. Чугуев В. Кто есть кто в России и бывшем СССР. М., 1994; ВЧК ГПУ. Документы и материалы / Ред.-сост. Ю.Фельштинский. М., 1993; История Отечества. XX век: Документы. Материалы. Комментарии: В 3 кн. Пермь, 1993; Политическая история России: Хрестоматия / Сост. В.И.Коваленко и др, М., 1993; Хрестоматия по истории России первой половины XX века / Сост. И.С.Хромова. М., 1995; Хрестоматия по истории России. 1917—1940 / Сост. М.Главацкий и др. М., 1995; История Отечества в портретах политических и государственных, деятелей. Вып. 4—5. М.; Брянск, 1994-1995.
дать которую невозможно без знаний исторического прошлого, очищенного от конъюнктуры, эмоций и прикрас. Разобраться в истории должен каждый, и каждый должен определить свою истину, ибо истина ведет к вере, а вера — это катализатор нашей деятельности, залог нашего благополучия и процветания. Не страшитесь, что неодинаковая истина породит борьбу противоположностей. Бойтесь того, чтобы истину доказывали насилием. Истина проявляется лишь по истечении времени, о чем и свидетельствует история безумного XX столетия несчастной России.
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО
ОБЩЕСТВА. ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И ТЕХНИКИ.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС.
Промышленное производство
Отмена крепостного права в России несомненно способствовала развитию капитализма.
(D Сравните данные таблицы:
Рост промышленного производства с 1890 по 1900 г. (в млн. пудов, 1 пуд = 16,4 кг)*
Производство: | ||
. чугун | 56,6 | 179,1 |
уголь | 367,2 | 986,3 |
хлопок | 8,3 | |
железо и сталь | 48,3 | |
нефть | ||
сахар | 24,6 | 48,5 |
Источник: Portal R, La Russie industrielle (1881-1927). P.: CDU, 1966 | ||
Длина железных дорог (км) | 29 000 | 53 000 |
Объем иностранных капиталов в промышленных и банковских компаниях (в золотых рублях) | 214 000 000 | 911 000 000 |
*Philippot R. La Modernisation inachevee (1855—1900), Histoire de.la Russie. P,, 1974. T. 2. |
® Ваш вывод?
На рубеже XIX—XX вв. в России по мере развития и концентрации промышленного производства стали складываться монополистические отношения. Отмечая закономерность развития империализма, В. И Ленин в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916) определил основные признаки и особенности империалистического развития: «1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни; 2) слияние банковского капитала с промышленным и создание на базе этого «финансового капитала» финансовой олигархии; 3) вывоз капитала, в отличие от ввоза товаров, приобретает особо важное значение; 4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир, и 5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами. Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами». Не вдаваясь в подробный теоретический анализ ленинского определения империализма, можно условно взять его за основу в характеристике промышленного развития России.
Концентрация производства в России была обусловлена рядом обстоятельств: 1) сохранение крупного помещичьего землевладения; 2) компактные месторождения полезных ископаемых (каменного угля в Донбассе, железной и марганцевой руды в Криворожье и др.); 3) мировой экономический кризис; 4) зависимость предпринимателей от стратегических задач правительства и воли монарха.
Затруднение в сбыте товаров, дорогие кредиты, падение рыночных цен и т.п. заставляли капиталистов объединяться и договариваться о более рациональном промышленном производстве и сбыте продукции. Господствующее положение заняли в своих областях синдикаты «Продамет», «Продвагон», «Проду-голь», «Нобель-Мазут», «Гвоздь» и др.
Концентрация производства неразрывно связана с усилением банковского капитала и образованием финансовой олигархии. Это гарантировало устойчивость промышленного производства, банковскую стабильность и общие большие дивиденды. Ча-
сто во главе заводов и банка стоял один человек. Так, председатель правления Русско-Азиатского банка А.Путилов одновременно был председателем 12 крупнейших акционерных обществ и членом правления 38 других обществ. Финансовая олигархия была тесно связана с царизмом, что обусловливало взаимовыгодную внутреннюю и внешнюю политику.
Существенное значение в развитии промышленного производства в России играл иностранный капитал, получавший 20— 30% прибыли вместо 4—5% у себя на родине. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла более 20% от общего капитала. Сумма иностранного капиталовложения в угольную промышленность с 1890 до 1900 г. увеличилась в 5 раз, достигнув 70% всех капиталовложений, в металлургию — в 3,5 раза, составив 42% общей суммы. Таким образом, с одной стороны, приток иностранного капитала стимулировал развитие наиболее важных и трудоемких отраслей промышленного производства, способствовал индустриализации России, с другой — возникала опасность зависимости России от экономической интервенции, создавалась угроза национальной независимости страны.
Ф Проанализируйте данные таблицы.
Главные торговые партнеры России в 1901 г.*
1) Экспорт (в млн. руб. золотом) | 2) Импорт (в млн. руб. золотом) | ||
Германия | 178 855 000 | Германия | 210 954 000 |
Великобритания | 156 751000 | Великобритания | 102 954 000 |
Голландия | 84 689 000 | США | 34 921 000 |
Франция | 61 222 000 | Франция | 27 972 000 |
Австрия | 30 217 000 | Австрия | 24 901 000 |
США | 4 000 000 | ||
Общий объем российского экспорта: 761 583 000 руб. золотом | Общий объем российского импорта: 593 425 000 руб. золотом |
* Portal R. La Russie industrieUe (1881-1927). P., 1966.
(?) Возможно ли было превращение огромной России в колонию основных капиталовкладчиков — Бельгии, Франции, Англии, Германии ?
Вместе с тем и российские предприниматели вывозили свой капиталы не только в национальные окраины империи, но и в восточные, менее развитые станы — Иран, Афганистан, Турцию, Китай. Часто в финансовых операциях за границей русские банкиры выступали как посредники иностранных банков.
О стабильности русских финансов свидетельствует введение в 1896—1897 гг. золотого обращения и свободного обмена кредитного рубля на золото. Российский рубль был одной из устойчивых валют мира.
® Какое значение имела конвертируемость рубля?
Являясь неразрывной частью мирового империалистическо
го развития, российские монополии вели активную борьбу за
раздел мира, экономическое мировое господство в,нефтяной,
золотодобывающей и других отраслях промышленного произ
водства. Царизм, поддерживающий приоритеты российских
предпринимателей, активизировал свой внешнеполитический
курс и оказался втянутым в борьбу между крупнейшими импе
риалистическими державами за влияние на Балканах, в Азии и
на Дальнем Востоке. К тому же борьба русской буржуазии за
господство велась и на втором фронте — в национальных рай
онах Российской империи (Польско-Прибалтийском, Финлян
дии, Баку, Сибири, Средней Азии, Казахстане), которые пре
вышали центральную Россию в 3 раза по площади и в 4 раза по
числу жителей. .
Л5\ Какие формы носила эта борьба и какова была ее эффективность?
Таким образом, в начале XX в. Россия находилась в стадии империалистического развития, на признаки которого указывал В.И.Ленин. Однако империализм в Российской империи имел ряд особенностей.
Развитие промышленности в России в начале XX в., несмотря на мировой экономический кризис 1900—1903 гг., совпавший с неурожаем и депрессией 1904—1908 гг., по отдельным отраслям даже обгоняло развитые страны. Так, за 1909—1913 тт. выплавка чугуна в мире увеличилась на 32%, в США — на 20, в Германии — на 50, в России — на 64%. Россия занимала 2-е место в мире по добыче нефти, 4-е — по машиностроению, 5-е — по добыче угля, железной руды и производству стали.
Однако по производству электроэнергии Россия стояла на 15-м месте в мире, а некоторые отрасли промышленности вообще отсутствовали.
@ Какие отрасли промышленности не были развиты, а по каким технологиям Россия занимала ведущие места ?
Несмотря на поразительные темпы промышленного производства, которые в 1909—1913 гг. составляли 13% среднегодовых, а в отраслях, производящих товары широкого потребления, — 6,2% в год, Россия отставала от развитых капиталистических стран. Так, производство товаров промышленности на душу населения в России было в 13 раз меньше, чем в Германии, в 14 раз меньше, чем в Англии, в 21,4 раза меньше, чем в США.
Таким образом, хотя в России и были все признаки империализма, в начале XX в. она была среднеразвитой капиталистической страной с ярко выраженными особенностями: 1) неравномерность развития капитализма по промышленным отраслям и географическим регионам; 2) высокая концентрация производства и рабочей силы; 3) преимущественное развитие сельскохозяйственного производства.
Состояние сельского хозяйства
Несмотря на монополистическое развитие промышленности, Россия продолжала оставаться аграрной страной с примитивным уровнем ведения сельского хозяйства. На долю сельскохозяйственного производства приходилось 2/3 стоимости валовой продукции страны. Большая часть земли, и особенно плодородной, принадлежала помещикам: 70 млн. десятин на 30 тыс. помещичьих семей, т.е. в среднем на каждое помещичье имение приходилось около 2333 десятин. В то же время 50 млн. крестьян (примерно 10,5 млн. дворов) имели 75 млн. десятин земли, т.е. около 7 десятин на одно крестьянское хозяйство.
@ Как решалась проблема перенаселения российских деревень?
Большая часть производства зерна приходилась на кулацкие хозяйства (около 2 млрд. пудов из 5 млрд. пудов всего урожая). Помещики производили 600 млн. пудов. Таким образом, на долю середняков и бедноты приходилась половина валового сбо-
pa при весьма низкой товарности (14,7%), ибо зерна едва хватало на прокорм семьи и скотины. Средний урожай пшеницы с десятины составлял в России 55 пудов, в Австрии — 89, в Германии — 157, в Бельгии — 168 пудов; ржи — соответственно 56; 92; 127; 147 пудов.
/й\ В чем причины отсталости сельскохозяйственного производства в России?
В начале XX в. «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промьппленности» выявило две альтернативы, связанные с именами С.Ю.Витте и В.К.Плеве. Основные положения программы развития деревни Витте изложил в «Записке по крестьянскому делу». По его мнению, «сельскохозяйственный вопрос», затрагивавший и разорявшихся помещиков, и вечно полуголодных обезземеленных крестьян, вполне может быть решен на основе личной инициативы и капиталистической предприимчивости самих предпринимателей — «сельских хозяев». Выступая против общинного землевладения, он считал, что все должны быть «равноправными» собственниками: и крестьянин — своего клочка земли, и помещик — своих огромных латифундий. Предлагалось активизировать кредитную деятельность Крестьянского банка, способствовать переселению всех желающих на неосвоенные земли.
По мнению Плеве, крестьянская община должна быть сохранена, разорявшиеся помещичьи хозяйства необходимо было поддерживать государственными средствами и методами.
Таким образом, практическое воплощение идей Витте привело бы к ослаблению монархии, к расширению личной инициативы и капиталистического способа сельскохозяйственного производства. Результатами идеи Плеве должны были стать еще большее закрепощение крестьянства, укрепление самодержавия, поощрение бесхозяйственности помещиков, что в конечном итоге тормозило не только сельскохозяйственное производство, но и весь комплекс социально-экономического развития России.
(9) Так ли это?
Социальная характеристика российского общества
В начале XX в. в России продолжало сохраняться сословное деление населения. Все жители Российской империи (в 1897 г. — 125,6 млн. человек, а в 1913 г. — 165,7 млн., из которых 50% были
моложе 21 года), согласно повинностям в пользу государства и правам, закрепленным в законодательстве, распределялись по следующим сословиям: крестьяне (77,1% всего населения), мещане (10,6%), инородцы —жители Средней Азии, Восточной Сибири, Кавказа и Северного Кавказа, Астраханской и Архангельской губернии (6,6%), войсковые казаки (2,3%), дворяне потомственные и личные, чиновники не из дворян (1,5%), иностранцы (0,5%), духовенство христианского вероисповедания (0,5%), потомственные и личные граждане (0,3%), купцы (0,2%), лица других сословий (0,4%). Таким образом, сословия отражали уровень развития страны. Вместе с тем развитие капиталистических отношений формировало новые социальные группы — буржуазию и пролетариат.
Q\ Какова общественная значимость различных сословий и классов?