Руководящий орган – Национальный Антикоррупционный Совет РФ (НАС РФ).
Национальный Антикоррупционный Совет РФ «НАС РФ» (далее – Совет) – постоянно действующий орган, координирующий и консолид-ирующий усилия общественных организаций с целью решения задач «Национального Плана противодействия коррупции» на территории Российской Федерации. Состав НАС РФ определяется участием в работе Совета руководителей общественных объединений и организаций – коллективных членов Совета.
Член Совета – руководитель общественного объединения, общественной организации или иного института гражданского общества.
От имени своей организации Член Совета:
– от имени НАС РФ представляет интересы Совета и своей органи-зации в органах региональной власти и органах местного самоуправления;
– от имени Совета осуществляет консолидированный контроль за дея-тельностью органов региональной власти и органов местного самоуправления;
– в рамках принимает обращения граждан по вопросам предпола-гаемых и приписываемых случаев коррупции;
– от имени НАС РФ заключает договора о сотрудничестве с юридическими и физическими лицами с целью консолидации усилий гражданского общества по выполнению «Национального Плана противодействия коррупции».
– по вопросам о предполагаемых коррупционных действиях представителей региональной власти в Исполнительный орган НАС РФ для последующего рассмотрения данных вопросов на заседаниях Совета..
В настоящее время что значительная доля (47%) региональных антикоррупционных программ утверждается правительствами субъектов Российской Федерации. Высшими должностными лицами региональных органов государственной власти утверждается – 28,9% всех региональных программ. Администрацией региональных руководителей утверждается 18,1% региональных программ.
Незначительная доля региональных антикоррупционных программ (порядка 5%) разрабатывалась и утверждалась специализированными региональными антикоррупционными органами с последующим утверждением органами государственной власти.
Правовые подходы в регионах свидетельствуют о том, что антикоррупционные программы – это один из видов социального планирования по противодействию негативным явлениям в обществе, которым должны быть присущи системность, комплексность, научность, выполняемость и, что самое главное, обеспеченность ресурсами.
В региональных Программах наиболее часто встречающимися являются следующие дополнительные цели:
1) обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от проявления коррупции;
2) содействие органам местного самоуправления в осуществлении антикоррупционных мер;
3) повышение уровня правовой культуры и антикоррупционного поведения населения;
4) формирование нетерпимости граждан к коррупционным действиям;
5) вовлечение институтов гражданского общества и граждан в реализацию основных направлений предупреждения коррупции;
6) формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции и другие.
Анализ финансирования региональных антикоррупционных программ свидетельствует о том, что их специальное финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации предусмотрено лишь в 39 субъектах Российской Федерации, что составляет лишь 47%. В остальных случаях такое финансирование не предусмотрено либо осуществляется в рамках текущего финансирования.
Наиболее сложным вопросом реализации региональных антикор-рупционных программ остается адекватная оценка результативности её реализации, в том числе:
а) общее количество антикоррупционных телепередач на региональном или муниципальном телевидение;
б) общее количество государственных гражданских служащих подавших декларации о доходах и расходах;
в) общее количество проведенных проверок по исполнению антикоррупционного законодательства;
и) общее количество проведенных социологических исследований по антикоррупционной проблематике и другие.
Очевидно, важным фактором качества антикоррупционных программных продуктов является отсутствие научных исследований по вопросам стратегического и тактического планирования антикорруп-ционной деятельности. и как следствие специальных образовательных программ, посвященных подготовке и переподготовке таких специалистов.
8. «Национальная программа борьбы с коррупцией», предложенная Партией народной свободы[17].
Она предлагает меры по борьбе с коррупцией в стране, в том числе:
В политической сфере:
7. Ограничить пребывание на посту президента, губернаторов и мэров двумя сроками – не только подряд, но и с перерывом.
8. Отменить фактическую политическую цензуру. В первую очередь – на телевидении и в массовых изданиях.
9. Вернуть честные свободные выборы с участием в них реальной политической оппозиции.
10. Вернуть выборы губернаторов и мэров городов.
11. Обеспечить институт парламентских расследований.
12. Добиться реальной независимости судебной системы и ответственности судей за принимаемые решения.
В законодательной сфере:
5. Обязать чиновников декларировать не только доходы, но и расходы, а также имущество. В случае выявления несоответствия расходов и имущества доходам имущество конфисковывать в судебном порядке.
6. Ратифицировать 20-ю статью Декларации ООН о противодействии коррупции. В этой статье говорится о конфискации имущества коррупционеров в случае несоответствия доходов расходам и имуществу.
7. Ввести в действие дополнительные законодательные гарантии для запрета родственникам чиновников заниматься предпринимательской деятельностью.
8. Принять закон об обязательной публикации и доступе любого гражданина ко всем без исключения решениям властей.
В правоохранительной сфере:
4. Провести независимое расследование деятельности Путина и его приятелей – чиновников и бизнесменов на предмет коррупции.
5. Реформировать МВД, ФСБ, прокуратуру.
6. Социальный пакет для работников правоохранительных органов должен стимулировать к честной и продолжительной работе.
В экономической сфере:
6. Сократить число чиновников на 800 тыс. человек.
7. Премьер-министр должен быть одновременно и руководителем антимонопольного ведомства.
8. Упразднить госкорпорации. Расследовать деятельность руководства и менеджеров государственных монополий.
9. Провести акционирование и приватизацию на свободном рынке государственной муниципальной собственности, оставив госконтроль исключительно в естественных монополиях.
10. Не допустить повышения налогов. Отменить повышение социального налога до 34% как коррупционное, уводящее бизнес в тень.
Эти меры гарантированно и в короткие сроки приведут к снижению коррупции с уровня Гвинеи-Биссау до восточно-европейского (грузин-ского). Для их реализации необходимо только одно – политическая воля и честность высшего руководства страны».
Заключение.
Можно предположить, что для повышения качества антикоррупционного планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях необходимо осуществить следующее:
Во-первых, необходима разработка стратегических региональных антикоррупционных программных документов на долгосрочную перспективу – 10-15 лет, которые можно именовать по-разному – Стратегии, Концепции и т.д.
Во-вторых, продолжение проведения научных исследований в области прогнозирования и планирования антикоррупционной деятельности на различных уровнях.
В-третьих, начать реализацию уже имеющихся образовательных программ по антикоррупционному планированию и программированию для различных категорий обучающихся.
В-четвертых, для повышения качества разработки и эффективности реализации антикоррупционных программ субъектов Российской Федерации необходимо привлечение квалифицированных специалистов из общественных организаций и иных институтов гражданского общества.
Не бороться с коррупцией – значит поддерживать ее, а учитывая, какие разрушительные последствия такого бездействия возникают во всех сферах жизни общества, проблема противодействия этому «внутреннему врагу» стоит в любом государстве. Поэтому столь важно изучение причин коррупции – ведь надо бороться не только с самим сорняком, но и с его семенами. Понимая, что из себя представляет коррупция, исследуя это явление и опыт других стран по сопротивлению ему, мы получаем знание – а знание, как известно, сила. Главное, чтобы эта сила нашла себе должное применение – для этого необходима не только политическая воля, но и поддержка со стороны всего общества. Иначе бой против коррупции будет проигран.
Приложение А.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ».
Статья1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имуществен0-ного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
2) противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
3) члены семьи государственного или муниципального служащего – супруга (супруг) и несовершеннолетние дети.
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, в том числе путем антикоррупционной пропаганды;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) предъявление в установленном законом порядке специальных (квалификационных) требований к гражданам, претендующим на замеще-ние государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установ-ленном порядке сведений, представленных указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставление им сведений или представление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
7) установление ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение прежде всего государственных и муниципальных служащих, а также физических лиц к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, повышение независимости средств массовой информации;
8) неукоснительное соблюдение принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
9) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
10) разработка системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
11) сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-разыскных мероприятий;
12) обеспечение прозрачности, конкуренции и объективности при проведении конкурсов и аукционов на право заключения государственных или муниципальных контрактов;
13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности, сужение сферы теневой экономики;
14) усиление надзора за структурой собственности организации при наличии информации о ее причастности к коррупционным правонарушениям;
15) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов
(в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
16) повышение уровня оплаты труда государственных и муниципальных служащих;
17) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и специальными службами, подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
18) повышение контроля за разрешением вопросов, содержащихся в обращениях физических и юридических лиц;
19) передача части полномочий федеральных органов государственной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации при одновременном внедрении системы оценки их работы и части функций государственных органов в негосударственный сектор;
20) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы;
21) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
22) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Статья 10. Понятие конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
1. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
2. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для государственного или муниципального служащего, членов его семьи или иных лиц, а также для граждан и организаций, с которыми государственный или муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Проект Федерального закона также:
· предусматривает положения об «обязанности государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (статья 8), об «обязанности государственных и муниципальных служащих уведомлять о совершении коррупционных правонарушений, непред-ставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и об обращениях в целях склонения к совершению правонарушений» (статья 9)
· определяет порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе (статья 11)
· говорит об ограничениях, налагаемых на гражданина, уволенного с государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора (статья 12)
· определяет ответственность физических (статья 13) и юридических (статья 14) лиц за коррупционные правонарушения.
Помимо проекта Федерального закона, в Национальный план противодей-ствия коррупции входит пакет других документов. Основные документы находятся в свободном доступе, опубликованы на сайте Президента России [17].
[1] Артхашастра (в переводе с санскрита «наука о пользе") — сводный трактат по науке управления государством и политике, датируется IV веком до н.э.
[2] «Коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран» — Преамбула Конвенции ООН против коррупции (в России договор принят в 2006 году)
[3] «African corruption «on the wane «», BBC News, 10.08.2007, http://news.bbc.co.uk/1/hi/business/6288400.stm
[4] Согласно данным World Development Report 2007, объем мирового ВВП в 2007 году составлял 44,385 триллионов долларов
[5]Transparency International — неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру. Основана в 1993 году экс-директором Мирового банка Петером Айгеном в Берлине. Имеет филиалы во многих странах, в том числе и в России.
[6] В модели поведения публичных должностных лиц, принятой в Совете Европы, понятие «частный интерес» включает в себя любые преимущества, которые были оказаны членам семьи, друзьям, лицам или организациям, с которыми у должностного лица были общий бизнес или политические отношения.
[7] «Frequently asked questions about corruption», http://www.transparency.org/news_room/faq/corruption_faq
Сравните с определением, данным еще в XVI веке Н. Макиавелли: «использование публичных возможностей в частных интересах»
[8] United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC), http://www.unodc.org
[9] Rajeev K. Goel and Michael A. Nelson, Causes of corruption: History, geography and government, BOFIT Discussion Papers, Helsinki, 2008
[10] Подробнее см.: И. А. Голосенко, «Феномен «русской взятки": очерк истории отечественной социологии чиновничества»
[11] Подробнее см. Carlos Leite, Jens Weidmann, “Does Mother Nature Corrupt? Natural Resources, Corruption, and Economic Growth”, IMF working paper, 1999
[12] Цитата приводится по работе профессора Шань-Джин Вея«Corruption in Economic Development: Beneficial Grease, Minor Annoyance, or Major Obstacle?»
[13] Примеры взяты из статьи профессора Дугласа Хьюстона «Can Corruption Ever Improve an Economy?»
[14] Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы. Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та. 1998.
[15] Lindbeck A. Swedish lessons for post-socialist countries. — Institute for International Economic Studies, Seminar Paper No. 645, Stockholm, 1998, p.4
[16] Лоббизм не считается формой коррупции, если лоббистская деятельность осуществляется согласно трем условиям:
1. Процесс оказания влияния на должностное лицо носит конкурентный характер и происходит в соответствии с правилами, которые известны всем участникам.
2. Отсутствуют тайные или побочные платежи.
3. Клиенты и агенты финансово независимы друг от друга и не делятся друг с другом прибылью.
[17] http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml.
Список использованной литературы
1. Бондаренко И. А., «Коррупция: экономический анализ на региональном уровне» СПб.: “Петропослис” 2001 г., c. 23-45
2. Бродман Г. и Риканатини Ф., «Корни коррупции. Важны ли рыночные институты?», World Bank, 2008 г.
3. Номоконов В.А., «Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы», Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998 г.
4. Полтерович В.М., «Факторы коррупции», М., 1998 г
5. «Россия и коррупция: кто кого?», аналитический доклад фонда «Индем», М. 2008
6. Сайт Transparency International: http://www.transparency.org
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.