Влияние и последствия коррупции.
Негативные эффекты, которые оказывает коррупция на различные сферы жизни общества, сгруппированы в табл.3.
Таблица 3.- Последствия коррупции
Политическая сфера | Экономическая сфера | Социальная сфера |
Невозможность осуществления демократических принципов | Неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов | Рост социального неравенства, бедность |
Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок | Высокие временные и материальные издержки при ведении бизнеса; Рост финансовых и коммерческих рисков | Неспособность власти решать социальные проблемы из-за «откатов» в ущерб бюджетной сфере |
Нарушение принципа верховенства закона | Поиск ренты в ущерб материальному производству | Усиление организованной преступности |
Неэффективность политических и судебных институтов | Искажение (повышение) цен | Безнаказанность преступников |
Уменьшение доверия к власти, отчуждение ее от общества | Снижение конкуренции в ущерб экономическому развитию | Становление мафиозных группировок |
Падение престижа страны | Рост теневой экономики, налоговые потери | Дискредитация права в глазах общественности |
Исчезновение реальной политической конкуренции | Ухудшение инвестиционного климата, снижение инвестиций | Морально-нравственные нормы теряют значение |
Фиаско государства | Снижение эффективности экономики страны в целом | Рост социальной напряженности |
Методы борьбы с коррупцией.
Автор считает, что к важнейшим мерам борьбы с коррупцией в современной России необходимо отнести:
– на уровне идеологии государства отказаться и осудить принятые в 90-е годы методы создания первоначального капитала путем присвоения общенародной собственности частными лицами, близкими к кругам, незаконно (не демогртичными методами) пришедшими к власти;
– довести до населения легитимность собственности сегоднящних частных собственников и теперешних чиновников властей различного уровня;
– ввести жесткий государственный контроль за вывозом капитала из России;
– создать механизм жесткого контроля за источниками образования собственности, включая ближайших родственников чиновников;
– изучить мировой опыт борьбы с коррупцией;
– создать более жесткие законодательные акты в стране по борьбе с коррупцией;
– вести ограничение в праве единоличного распоряжения финансо-выми ресурсами как бюджетными, так и из собственных средств организации, включая установление собственной заработной платы;
– реализация мер по социальному равенству членов общества, что бы способствовало отказу от «Социального фашизма», особенно в оплате труда и размерах доходов отдельных слоев общества.
Сингапурский опыт. Получив независимость в 1965 г., Сингапур оказался страной с одним из высочайших уровней коррупции во всем мире. Для борьбы с коррупцией были предприняты следующие шаги:
· Строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, жесточайший надзор над соблюдением высоких этических стандартов
· Создано автономное (!) Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB). Его основные функции:
– получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;
– расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;
– проверять деятельность и операции, проводимые государствен-ными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий.
· Ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб;
· Дерегулирование экономики;
· Повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных административных кадров.
Примечательно, что коррупционеры, помимо исполнения обычного судебного приговора, обязаны возместить стоимость полученной взятки. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор. Если же обвиняемый в коррупционных отношениях уже умер, конфискуется его имущество.
Благодаря этой стратегии Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира – 4е место в Corruption Perception Index 2008, недавно опубликованным Transparency International.
Однако что же было движущей силой, обеспечившей столь высокую эффективность антикоррупционных реформ? Ответ прост: политическая воля.
Шведский опыт. В шведской стратегии акцент был перенесен на систему стимулов, побуждающих население к противодействию коррупции. Ее отличительные черты:
· Основные инструменты – налоги, льготы и субсидии;
· Свободный доступ к внутренним государственным документам;
· Независимая и эффективная система правосудия;
· Установление высоких этических стандартов для государственных чиновников;
· Высокие зарплаты госслужащим.
7. «О мерах по противодействию коррупции» – Федеральная Программа, утвержденная Президентом РФ 31 июля 2008 г. (Пр-1568).
Программа разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 815, положениями «Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации» от 5 ноября 2008 года и на основании «Национального плана противодействия коррупции», утвержденного Президентом РФ 31 июля 2008 г. (Пр-1568).
Программа решает следующие задачи:
– развитие института общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;
– реализация прав граждан на получение достоверной информации;
– расширение общественного контроля за использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
– содействие повышению независимости средств массовой информации;
– создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества;
– разработка и внедрение оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправо-мерного вмешательства в деятельность государственных служащих.