Тест «Диагностика мотивационных тенденций личности»
Назначение. Использование пословиц для изучения мотивационной сферы личности обусловлено их близостью к архетипическим образованиям психики и ментальным формам сознания, а также их образностью, понятностью, должным эмоциональным потенциалом. Все это адекватно отражает мотивационную обусловленность «Я» ‑ концепции личности.
Инструкция. Вам предложен список из 32 пословиц. В случае согласия с содержанием пословицы необходимо рядом с ее номером поставить знак «+» или «да», в случае несогласия с содержанием пословицы ‑ знак «‑» или «нет». Для повышения достоверности методики используется два ее варианта (А и Б).
Вариант А
1. Счастье лучше богатства.
2. Беднее всех бед, когда денег нет.
3. Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит.
4. Где счастье плодится, там и зависть родится.
5. Будет и на нашей улице праздник.
6. Голым родился, гол и умру.
7. Доброе братство лучше богатства.
8. Черный день придет ‑ приятели откажутся.
9. Ученье лучше богатства.
10. Век живи, век учись, а дураком помрешь.
11. Можно тому богату быть, кто от трудов мало спит.
12. От работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
13. Где тверд закон, там всяк умен.
14. Закон - паутина, шмель проскочит, муха увязнет.
15. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
16. Без греха века не проживешь.
17. Всяк сам своего счастья кузнец.
18. Лбом стены не прошибешь.
19. Только тот не ошибается, кто ничего не делает.
20. Опасенье ‑ половина спасенья.
21. Добрая слава лучше богатства.
22. На всех не угодишь.
23. Мир не без добрых людей.
24. Что стыдно и грешно, то в обычай вошло.
25. К чистому поганое не пристанет.
26. С грязью играть ‑ руки замарать.
27. Бог-то Бог, да и сам не будь плох.
28. Невольный грех живет на всех.
29. Своя рубашка ближе к телу.
30. Наше дело сторона.
31. С добром жить хорошо.
32. Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
Вариант Б
1. Деньги ‑ дело наживное.
2. Живется, у кого денежка ведется.
3. Кто хорошо живет, тот долго живет.
4. Жизнь прожить ‑ не поле перейти.
5. Что ни совершается, все к лучшему.
6. Никто не знает, что его ожидает.
7. Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
8. Больше говорить ‑ больше согрешить.
9. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
10. Много будешь знать, скоро состаришься.
11. Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.
12. Трудись весь век, едва заработаешь на хлеб.
13. На что и законы писать, если их не исполнять.
14. Закон что дышло: куда поворотишь, туда и вышло.
15. Беден да честен.
16. Что за честь, коли нечего есть?
17. Хочу ‑ половина могу.
18. Выше головы не прыгнешь.
19. Где наша не пропадала?
20. Не зная броду, не суйся в воду.
21. Как поживешь, так и прослывешь.
22. Живу как живется, а не как люди хотят.
23. Люди ‑ всё, а деньги ‑ сор.
24. Деньги ‑ черви, а без денег люди ‑ черти.
25. Не так страшен черт, как его малюют.
26. Дурного человека остерегайся со всех сторон.
27. Не ищи в других ты правды, если ее в тебе нет.
28. Что в людях живет, то и нас не минет.
29. Всякий за себя отвечает.
30. Моя хата с краю, я ничего не знаю.
31. Сам пропадай, а товарища выручай.
32. Делай людям добро, да себе без беды.
Обработка результатов
Включенные в методику пословицы, тяготеющие друг к другу и имеющие общий метасмысл, образуют диады. Всего их 16. Они же образуют 16 мотивационных тенденций, характеризующих в совокупности «Я-концепцию» личности. Учитывая альтернативную направленность пословиц в каждой паре, о выраженности первой мотивационной тенденции можно судить, когда нечетные номера пословиц оцениваются знаком «+», а четные ‑ знаком «‑». И наоборот, когда нечетные номера пословиц оцениваются знаком «‑», а четные «+», можно говорить о доминировании противоположной тенденции. Таким образом, найдя соответствующие данной мотивационной тенденции пословицы в двух вариантах опросника, Вы можете получить максимальное совпадение, оцениваемое 4 баллами, что отражает максимальную выраженность мотивационной тенденции.
Ключ и интерпретация
1. Акизитивная (материальная) мотивация представлена пословицей №1 (противоположная ‑ пословицей №2), отражает отношение к материальному благополучию, к жизни, к деньгам, определяет значимость для социального работника материальной стороны жизни, вытекает из общей ориентации на благополучие. Это не может быть плохо, но при явной выраженности этой мотивации, возможно, стоит задуматься, стоит ли становиться социальным работником, так как особого богатства эта профессия не приносит.
2. Гедонистическая мотивация представлена пословицей №3 (противоположная - пословицей № 4), выражает ориентацию на упрощенные способы существования, на веселую, легкую, радостную, счастливую жизнь, характеризует потребность в телесном и душевном комфорте. При выпонении социальных функций защиты обездоленного населения такой комфорт будет сохранить трудно.
3. Оптимистическая мотивация представлена пословицей №5 (противоположная (пессимистическая) ‑ пословицей №6), отражает веру в хорошее, надежду на лучшее в жизни, характеризуется пассивным ожидаем благополучия (неблагополучия) в жизни, определяется как оптимистический (пессимистический) фатализм. Оптимистическая направленность очень необходима социальному работнику.
4. Коммуникативная мотивация представлена пословицей №7 (противоположная ‑ пословицей №8), выражает потребность в общении, в дружбе, отражает степень направленности субъекта на взаимодействие, коммуникацию, что немаловажно для социального работника.
5. Познавательная мотивация представлена пословицей №9 (противоположная ‑ пословицей №10), отражает потребность в повышении интеллектуального уровня, пополнении багажа знаний.
6. Трудовая мотивация представлена пословицей №11 (противоположная ‑ пословицей №12), отражает потребность в выполнении работы, направленность на труд, ориентацию на выполнение поставленной задачи через преодоление трудностей.
7. Нормативная мотивация представлена пословицей №13 (противоположная ‑ пословицей №14), отражает ориентацию на выполнение групповых и социальных норм, свидетельствует о социальной идентификации, характеризует степень ориентации индивида на долженствование, ответственность, необходимость.
8. Нравственная мотивация представлена пословицей №15 (противоположная ‑ пословицей №16), отражает ориентацию индивида на соблюдение нравственных норм, характеризует желание жить по правде, по совести, по справедливости, относится к сфере духовной деятельности человека.
9. Губристическая мотивация как стремление к совершенству представлена пословицей №17 (противоположная ‑ пословицей №18), отражает ориентацию на развитие, потребность в достижении цели, самоопределении.
10. Пугническая мотивация представлена пословицей №19 (противоположная ‑ мотивация к индивидуальной безопасности ‑ пословицей №20), выражает потребность в действенном, активном преодолении трудностей, стремление бороться с жизненными обстоятельствами, даже если это связано с определенным риском.
11. Губристическая мотивация как стремление к превосходству представлена пословицей №21 (противоположная ‑ пословицей №22), выражает потребность в уважении, авторитете среди людей (престижная), в признании, успехе (глорическая), в первенстве.
12. Мотивация позитивного отношения к людям представлена пословицей №23 (противоположная ‑ пословицей №24), выражает ориентацию на хорошее, положительное отношение к людям, веру в доброту людей.
13. Мотивация избегания неприятностей представлена пословицей №26 (противоположная ‑ пословицей №25), отражает потребность в избегании неприятностей с внешним окружением, угроз, опасностей.
14. Мотивация индивидуализации представлена пословицей №27 (противоположная ‑ пословицей №28), выражает либо желание ориентироваться на себя, либо делать так, как другие хотят, вместе с другими.
15. Эгоцентрическая мотивация представлена пословицей №29 (противоположная (паритетная) мотивация ‑ пословицей №32), отражает ориентацию человека на себя, желание думать о себе без ущерба для других, либо ориентацию на другого, желание думать о других без ущерба для себя.
16. Альтруистическая мотивация представлена пословицей №31 (противоположная (эгоистическая) мотивация ‑ пословицей №30), выражает ориентацию на других, желание думать о других, даже в ущерб себе, либо ориентацию на себя, желание думать о себе, даже в ущерб другим.