Г. О народных комиссариатах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики

37. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государст­венного управления, входящими в круг ведения Совета Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, образуют­ся 11 народных комиссариатов:

Высший совет народного хозяйства,

внутренней торговли,

труда,

финансов,

рабоче-крестьянской инспекции,

внутренних дел,

юстиции,

просвещения,

здравоохранения,

земледелия,

социального обеспечения.

38. Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты внут­ренней торговли, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции Россий­ской Социалистической Федеративной Советской Республики, подчиняясь Все­российскому Центральному Исполнительному Комитету, его Президиуму и Совету Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, осуществляют в своей деятельности директивы соответ­ственных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Рес­публик.

39. Во главе отдельных народных комиссариатов стоят члены Совета На­родных Комиссаров - народные комиссары.

40. При каждом народном комиссаре под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются Советом Народных Комиссаров.

41. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем во­просам, подлежащим ведению соответствующего народного комиссариата. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара, коллегия, не приостанавливая решения, может обжаловать его в Совет Народ­ных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Рес­публики или в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Ко­митета Советов. То же право обжалования принадлежит отдельным членам коллегии.

42. Народные комиссары в своей работе ответственны перед Советом На­родных Комиссаров и перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и его Президиумом.

43. Распоряжения народных комиссариатов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики могут быть отменяемы Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, его Президиумом, Советом Народ­ных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Рес­публики и в отношении распоряжений объединенных народных комиссариатов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики - одно­именными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик, в последнем случае — если они не основаны на точных предписани­ях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, его Президиума или Совета Народных Комиссаров Российской Социалистической Фе­деративной Советской Республики.

Глава 4

Об автономных Советских

Социалистических Республиках

И областях

44. Органы государственной власти в автономных советских социалистиче­ских республиках и автономных областях образуются на основе Конституции

Российской Социалистической Федеративной Советской Республики из мест­ных Советов, их съездов, исполнительных комитетов, областных и центральных исполнительных комитетов.

Основные законы (конституции) автономных советских социалистических республик принимаются их съездами Советов, представляются на утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и вносятся на окон­чательное утверждение Всероссийского съезда Советов.

Примечание. Положения об автономных областях принимаются их съездами Советов и утверждаются Всероссийским Центральным Исполнитель­ным Комитетом.

45. Высшим органом государственной власти в пределах территории каждой автономной советской социалистической республики являются съезды Советов республики, а в период между съездами - избираемый ими центральный испол­нительный комитет, права которого определяются конституцией каждой авто­номной советской социалистической республики.

46. Центральные исполнительные комитеты автономных, советских социали­стических республик и областные исполнительные комитеты автономных об­ластей избирают из своей среды президиумы, которые в период между сессиями центральных или областных и исполнительных комитетов являются на террито­рии данной республики или области высшим органом власти.

47. Центральные исполнительные комитеты автономных советских социали­стических республик образуют свои исполнительные органы - советы народных комиссаров, в составе: председателя совета народных комиссаров и народных комиссаров внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, земледе­лия и социального обеспечения, а также народных комиссаров объединенных народных комиссариатов Российской Социалистической Федеративной Совет­ской Республики: финансов, труда, внутренней торговли, рабоче-крестьянской инспекции и высшего совета народного хозяйства.

В зависимости от местных бытовых условий центральные исполнительные комитеты автономных советских социалистических республик имеют право сократить количество народных комиссариатов и соответственно изменить со­став совета народных комиссаров.

48. В пределах прав, предоставленных автономным советским социалисти­ческим республикам, центральные исполнительные комитеты этих республик издают законодательные акты, имеющие обязательную силу на территории со­ответствующей автономной советской социалистической республики.

Глава 5 О местной власти

А. О съездах Советов

49. Высшей в пределах данной территории - края, области, губернии, окру­га, уезда, района и волости - властью в границах своего ведения является съезд Советов.

50. В съездах Советов: краевых, областных, губернских, окружных, уезд­ных, районных и волостных принимают участие представители всех Советов, находящихся на территории данной административной единицы.

51. Съезды Советов составляются, в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Социалистической Федеративной Советской

Республики 1918 года и постановлениями УП Всероссийского съезда Советов, следующим образом:

а) краевые и областные - из представителей Советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и ок­ружных Советов, по расчету: от Советов городов - один делегат на 5000 изби­рателей и от окружных съездов - один делегат на 25 000 человек населения;

б) губернские - из представителей Советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и уездных съездов Советов по расчету: от Советов городов - один делегат на 2000 избирателей и от уездных съездов - один делегат на 10 000 человек населения:

в) окружные - из представителей Советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений и сельских Сове­тов, по расчету: от Советов городов - один делегат на 1000 избирателей и от районных съездов Советов - один делегат на 5000 человек населения;

г) уездные - из представителей Советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных на территории уезда, и сельских Советов, по расчету: от Советов городов - один делегат на 200 избирателей и от волостных съездов Советов - один делегат на 1000 человек населения, но не свыше 300 делегатов на уезд;

д) районные и волостные - из представителей всех Советов, находящихся на территории района или волости, по расчету: один делегат на 300 человек насе­ления, но не свыше 150 делегатов на район или волость.

Примечание. В исключительных случаях Всероссийскому Централь­ному Исполнительному Комитету предоставляется право изменять установлен­ные настоящей статьей нормы представительства для отдельных местностей, в зависимости от местных условий.

52. Съезды Советов бывают очередные и внеочередные. Очередные съезды Советов созываются один раз в год; внеочередные съезды Советов созываются:

а) по предложению вышестоящих съездов Советов или их исполнительных комитетов;

б) соответствующими на их территории исполнительными органами Совет­ской власти (исполнительными комитетами) как по почину последних, так и по требованию Советов, насчитывающих не менее одной трети населения данного района.

53. Съезды Советов избирают свои исполнительные органы - исполнитель­ные комитеты, число членов которых для съездов Советов каждой администра­тивной территориальной единицы определяется постановлениями Всероссийско­го Центрального Исполнительного Комитета или его Президиума.

Наши рекомендации