Понятие местного сообщества. Группы населения и их особые интересы. Общие интересы и роль администрации в их выявлении

Реализация права на местное самоуправление имеет более высокий коэффициент полезности, если вопросы местного самоуправления решаются не одним лицом, а совместными усилиями множества людей, прежде всего непосредственно населением соответствующей территории. Местное население существует не только как научная абстракция. Оно реально функционирует. И каждый составляющий его индивид непосредственно или опосредованно связан с другим членом сообщества, взаимодействует с ним. Как итог формируется целая система цепочек взаимодействия индивидов, образующих местное население. Для обозначения такой общности людей используется иной термин - «местное сообщество».

Местное сообщество - сообщество людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими интересами в решении вопросов жизнедеятельности посредством использования и развития местных материальных и социальных ресурсов на принципах самоуправления. И такое сообщество характеризуется не только внутренними связами, но и внешними - особым образом складывающимися отношениями, в первую очередь, с органами и должностными лицами местного самоуправления, государством в целом.

На уровне местного сообщества граждане объединены априори, не по принадлежности к той или иной социальной или профессиональной группе, а по территориальному и одновременно духовному признаку, ибо, покидая сообщество даже на время, мы безусловно связаны с ним. Это - особая социально самовоспроизводящаяся общность людей. В основе такой общности инициатива граждан и добровольность.

Внутренние и внешние связи должны организовываться таким образом, чтобы была возможность сохранить индивидуализм каждого члена сообщества и создать собственный образ сообщества в целом как уникальной самоорганизующейся системы. И в этом главная задача организации управления сообществом и его самозашитной деятельности как деятельности, нацеленной на обеспечение эффективного функционирования и недопущение нарушения прав местных сообществ.

Реализация права на местное самоуправление связана прежде всего с участием населения в деятельности местных сообществ. Создание таких сообщества одновременно является результатом и саморазвития индивидов, и их интеграции с целью обеспечить равновесие различных социальных интересов, формирующихся в процессе человеческого общения на базе нередко противоречивых человеческих склонностей и инстинктов. В тоже время деятельность сообществ - первый уровень коллективной самозащиты в сфере публично-властных отношений. Здесь она реализуется в муниципальных выборах, местных референдумах, собраниях, сходах, конференциях, опросах, всенародных обсуждениях вопросов местного значения, коллективных обращениях в органы местного самоуправления и к их должностным лицам, территориальном общественном самоуправлении, правотворческих предложениях, публичные манифестациях и др.

Местное сообщество предполагает некое организованное сотрудничество между людьми, образующими его. Люди объединяются для решения собственных задач и достижения требуемых целей. Но поскольку чаще всего они воспринимаются как пассивный субъект управления, в том числе и представителями официальной муниципальной власти, то через деятельность местных сообществ они могут добиваться и добиваются принятия решений в свою пользу, а при нежелании властей принимать такие решения - могут настаивать на их осуществлении. Много примеров такого влияния на власть в сфере ЖКХ, защиты прав потребителей, распределения жилищного фонда и т.д.

Местные сообщества могут функционировать на уровне территориального общественного самоуправления. Им может быть присвоен статус некоммерческих организаций. Их деятельность может оформляться как осуществляемая в статусе юридических лиц (а именно в этом статусе она более всего эффективна). Деятельность местных сообществ обычно связана с реализацией социальной, административной, транспортно-промышленной и пр. функций, необходимостью сохранения местных обычаев и традиций. Поле их деятельности - благоустройство и озеленение территорий, субботники, трудоустройство несовершеннолетних на временные работы по благоустройству территории, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Формы работы также самые разные: конференции, консультации, лекции, мониторинги благоустройства территорий, охрана общественного порядка, прием граждан, представительство их интересов в органах власти и других организациях, взаимодействие с представительными и исполнительными органами местного самоуправления, депутатами, предпринимателями, государственными органами и пр.

Местные сообщества должны обеспечить полную информированность граждан о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. О принимаемых ими решениях и действиях они люди должны узнавать не постфактум, а уже на стадии их подготовки и согласования. Причем такая совместная работа населения и местных властей предполагает не только, и не столько контроль за деятельностью последних, но и новый (свежий, объективный, со стороны) взгляд на вещи. Совместная работа обычно приводит к принятию разумных плодотворных решений. И такие ситуации, конечно же, не исключения. Тем самым также и доверие к власти будет повышаться, что также приведет к снятию того негативного отношения к местному чиновничеству, которое является достаточно весомым.

48) Формы участия населения в местном самоуправлении. Формы прямого волеизъявления граждан: местный референдум, собрание (сход). Местные выборы

Формы прямого волеизъявления способствуют непосред­ственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:

1) формы прямого волеизъявления обязательного характера —

это формы, которые позволяют выявить обязательную для

исполнения волю населения муниципального образования:

местный референдум, муниципальные выборы, собрания

(сходы);

2) формы прямого волеизъявления рекомендательного

характера — это формы, которые способствуют выявлению

общественного мнения населения по поводу осуществления

местного самоуправления и позволяют органам и должностным

лицам местного самоуправления принять (или не принять)

решение с учетом мнения и интересов большинства населения.

Такими формами являются территориальное общественное

самоуправление, народная правотворческая инициатива,

обращения граждан в органы местного самоуправления, кон­

ференции жителей по вопросам местного значения, опросы

общественного мнения, митинги, демонстрации, шествия,

пикетирования и т.д.

Высшим непосредственным выражением воли населения является местный референдум. Местный референдум— это голосование граждан по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Конституция, закрепляя референдум в каче­стве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130), признает за каждым гражданином Российской Феде­рации право участвовать в референдуме (ст. 32).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе — Закон о местном самоуправлении 2003 г.) устанавливает следующие принципы проведения местного референдума: 1) участие в референдуме является всеобщим и равным; 2) голосование осуществляется непосредственно и добровольно; 3) контроль за волеизъявле­нием граждан не допускается.

В соответствии Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решение о проведении местного референдума прини­мается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

Субъектами РФ приняты законы или положения о местном референдуме, в которых закрепляются требования к их про­ведению. Например, согласно Закону Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» на местный референ­дум в обязательном порядке выносятся определенные вопросы: о создании или разделении органов местного самоуправления на территории муниципальных образований, об изменении границ муниципальных образований и т.п. На местный рефе­рендум Саратовской области не могут выноситься вопросы: 1) о принятии и изменении бюджета муниципальных обра­зований; 2) о введении, изменении, отмене налогов и сборов;

3) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению

здоровья и безопасности жизнедеятельности населения;

4) о продлении полномочий глав муниципальных образований,

глав администраций и представительных органов муниципальных образований.

В уставах муниципальных образований приобретают кон­кретное определение следующие вопросы: порядок сбора под­писей жителей данного муниципального образования под тре­бованием о проведении местного референдума; необходимое количество такого рода подписей; порядок создания, права и обязанности соответствующих инициативных групп населения; сроки назначения местного референдума и т.д.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами мест­ного самоуправления и являются обязательными для исполне­ния всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории

муниципального образования, а также гражданами. Принятые на местном референдуме решения и итоги голосования под­лежат официальному опубликованию (обнародованию).

Муниципальные выборы,так же как и местный референдум, являются высшим непосредственным выражением воли насе­ления муниципального образования. Их значение определя­ется, прежде всего, тем, что посредством выборов образуются представительные органы местной власти и получают свои i юлномочия главы местной администрации. В ходе избиратель­ной кампании граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стиму­лирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. муници­пальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщего равного прямого из­бирательного права при тайном голосовании. В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяется процесс организации выборов органов местного самоуправления и выделяются следующие стадии: 1) назначение выборов; 2) образование из­бирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий, составление списка избирателей; 3) выдвижение и регистрация кандидатов для избрания в органы местного самоуправления; 4) проведение предвыборной агитации; 5) го­лосование; 6) определение результатов выборов.

Более подробную регламентацию указанные стадии и другие вопросы муниципальных выборов получают в законах субъек­тов РФ, например, в Законе Саратовской области «О выборах и органы местного самоуправления Саратовской области».

Жители муниципальных образований имеют возможность отзыва избранных ранее депутатов и должностных лиц мест­ного самоуправления, не оправдавших доверие избирателей. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 24), голосование жителей по отзыву депутата и выборного долж­ностного лица местного самоуправления возможно при двух условиях: 1) в судебном порядке должны быть доказаны кон­кретные противоправные решения или действия (бездействия) депутата (причем депутату должна быть предоставлена возмож­ность дать избирателям объяснения по поводу выдвигаемых обвинений); 2) за отзыв депутата должно проголосовать неменее половины избирателей, зарегистрированных в муници­пальном образовании.

Сходы граждан— это традиционная для России форма управления местными делами. Сходы обеспечивают гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голо­совании и т.п. Сходы также служат формой привлечения граж­дан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г., в небольших городских и сельских поселениях — с числом избирателей менее 100 человек — сходы берут на себя роль и функции представительного органа, который в таких случаях не образуется. Порядок созыва и проведения сходов определяется на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. Решения, принятые на сходе граждан, являются обязательными для исполнения.

Территориальное общественное самоуправление,согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 27), является формой самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. Следует от­метить, что территориальное общественное самоуправление — добровольная форма самоорганизации граждан, т.е. оно может быть и не востребовано жителями.

Народная правотворческая инициатива— достаточно ак­туальная форма прямого волеизъявления граждан, позволя­ющая выявить общественное мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления. Граждане своими предложениями и проектами по вопросам местного значения могут помочь представительным органам в разработке местных нормативных актов.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. определяет и гаран­тирует реализацию населением муниципального образования своего права на народную правотворческую инициативу. Эти гарантии связываются, во-первых, с обязанностью органов местного самоуправления по рассмотрению на открытых за­седаниях с участием представителей населения правовых актов по вопросам местного значения, внесенных населением, и, во-вторых, с официальным опубликованием результатов их рассмотрения.

Для осуществления правотворческой инициативы Закон о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает минимальную численность инициативной группы граждан: не более 3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Волеизъявление граждан на принятие правового акта в порядке правотворческой инициативы не является обязательным для органов местного самоуправления. Мотивированный отказ органов местного самоуправления в принятии (издании) правового акта, проект которого вносился населением в порядке народной правотворческой инициативы, не влечет за собой никаких юридических последствий.

Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муни­ципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Обращения граждан — важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах. Кроме того, это способ укрепления связей муниципального аппарата с населением и источник информации, необходимый для ре­шения текущих вопросов общественной жизни.

Граждане имеют право обращаться в органы местного само­управления как лично, так и направлять в них индивидуальные и коллективные обращения. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет Закон о местном самоуправлении 2003 г. Это обязанность органов местного самоуправления рассмотреть обращения граждан в течение месяца и административная ответственность, которая может быть установлена за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан.

Опросы общественного мнения— одна из форм прямого во­леизъявления населения, позволяющая выявить общественное мнение по поводу осуществления местного самоуправления. Результаты опросов общественного мнения подвергаются анализу, социологическим исследованиям, а затем доводятся до населения через местные СМИ. Органы и должностные лица местного самоуправления заинтересованы в постоянном проведении мониторингов и публикации их результатов. Они позволяют узнать позицию, занимаемую населением муни­ципального образования по отношению к местной власти, и оперативно среагировать на нее; помогают выявить проблемы населения и принять решение с учетом мнения и интересов большинства; дают возможность разъяснить свои взгляды и позиции; а также получить и сообщить дополнительную ин­формацию.

Одной из новых форм непосредственной демократии стали публичные слушания,которые проводятся главой муниципаль­ного образования с участием жителей для обсуждения наиболее важных проектов местных нормативных актов. Так, на публич­ные слушания согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. должны выноситься: 1) проект устава муниципального образо­вания, а также проекты о внесении изменений и дополнений в устав; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития муниципального об­разования; 4) вопросы о преобразовании муниципального образования; 5) вопросы градостроительства.

Митинги, демонстрации, шествия, пикетированияи другие массовые выступления являются одной из важных, хотя и противоречиво сказывающихся на социально-экономической жизни граждан формой прямой демократии. Эти акции в определенной степени выражают настроение жителей, поэтому игнорирование подобных форм волеизъявления граждан мо­жет привести к смене власти, к срыву принятия и выполнения эффективных программ развития и к дестабилизации жизне­деятельности всего муниципального образования.

Данные формы также играют важную роль в привлечении внимания органов местного самоуправления к актуальным проблемам социально-экономического развития территории и другим вопросам, требующим срочного разрешения. В этой связи Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О со­браниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирова­ниях» к проведению массовых выступлений предъявляет ряд требований: они не могут проводиться в запрещенных местах, должны проходить мирно и безоружно, без призывов к смене власти, не должны преследовать запрещенные законом цели и должны проводиться без участия детей.

Наряду с предусмотренными федеральным законодатель­ством формами непосредственной демократии граждане также вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих действующему законода­тельству.

Наши рекомендации