Сущность и функции государства. Каждый гражданин России имеет право (и обязан) получить необходимый минимум информации, чтобы ответить на вопрос: зачем нужно государство и в чем состоит его

Каждый гражданин России имеет право (и обязан) получить необходимый минимум информации, чтобы ответить на вопрос: зачем нужно государство и в чем состоит его социальное предназ­начение? Основой для ответа может послужить следующая ин­формация.

1. Государство обеспечивает регулирование совместной жизни людей в обществе (решает общие дела), управляет людьми, про­живающими на его территории. И хотя интересы многих граждан, различных социальных групп не совпадают, однако общим зна­менателем для всех выступает потребность жить в стабильном, безопасном и комфортном обществе. Общие интересы должно выявить государство и обеспечить их реализацию. В этих целях го­сударство разрабатывает общеобязательные правила поведения, обеспечивает их выполнение, создает органы государственного уп­равления сферами деятельности, необходимыми обществу в це­лом (оборона, правопорядок, судопроизводство, природопользо­вание и экология, организация транспорта и связи, социальная защита, образование и др.).

2. Государство выступает арбитром (умиротворителем) в разре­шении социальных споров, конфликтов (национальных, религи­озных, экономических и др.). История развития государственно­сти сопровождалась восстаниями, демонстрациями, забастовка­ми и другими актами насилия, которые жестоко подавлялись. В современных государствах правящая элита использует различные формы политических и социальных компромиссов, социальное партнерство, формирование среднего класса и др.

3. Государство официально применяет принуждение как лега­лизованное насилие. Это выражается в применении уголовных и административных наказаний, имущественных санкций, разгоне несанкционированных демонстраций, запрете политических объе­динений и т.п. Государственное принуждение является мощным средством воздействия на население со стороны правящей элиты. Однако оно должно проводиться в рамках правового поля.

В чем же состоит сущность государства? Его сущность «состоит в том, что все его граждане имеют и признают помимо своих различных и частных интересов и целей - еще единый интерес и

единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо госу­дарство есть некая духовная община».

Социальное назначение и сущность государства проявляются в функциях, под которыми понимаются основные направления его деятельности внутри страны и на международной арене. Именно поэтому функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

Государство оказывает целенаправленное воздействие на раз­личные сферы общественной жизни. В связи с этим внутренние функции можно подразделить на политическую, экономическую, социальную, правоохранительную и экологическую.

Реализация политической функции выражается, прежде всего в признании и защите прав и свобод человека и гражданина. Госу­дарство законодательно закрепляет основные права и свободы и создает систему их гарантий, принципы организации и деятель­ности политических партий и объединений, их взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления.

В целях обеспечения общественной безопасности государство разрешает социальные и межнациональные конфликты, поддер­живает общественное согласие, оказывает помощь беженцам и вынужденным переселенцам и т. п. В качестве политических мето­дов используются референдумы, выборы, независимые средства массовой информации, опросы общественного мнения, на осно­ве которых государство выявляет расстановку общественных сил, учитывает в своей политике интересы различных социальных групп и находит способы предупредить возможность открытого столк­новения политических сил.

Экономическая функция выражается в поддержке приоритетных направлений экономического развития, охране существующих форм собственности, обеспечении свободы экономической дея­тельности, организации внешнеэкономических связей. Экономи­ческая деятельность государства проявляется в установлении на­логов, выдаче кредитов, инвестиций, льгот хозяйствующим субъек­там, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энер­гетических, информационных и других систем), разработке дол­госрочных и среднесрочных программ экономического развития и т. п. Государство разрабатывает и совершенствует правовые основы рынка, пресекает монополизм, стимулирует предприниматель­скую деятельность, обеспечивает защиту прав потребителей. В ряде отраслей экономики государство осуществляет непосредственное управление (оборона, связь, атомная промышленность, космо­навтика).

Социальная функция выражается в обеспечении нормальных условий жизни для всех членов общества. В задачу государства входит поддержание необходимого прожиточного минимума наиме­нее обеспеченных слоев населения. Это установление минималь­ного уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий; выделе­ние необходимых средств на здравоохранение, отдых, образова­ние, строительство жилья для малооплачиваемых граждан; обес­печение нормальной работы транспорта и связи. В реализации со­циальной функции значительное место принадлежит проведению эффективной государственной политики в области образования, культуры, здравоохранения граждан, в жилищной сфере.

Правоохранительная функция реализуется в деятельности госу­дарства по обеспечению выполнения требований законодатель­ства всеми гражданами, организациями, государственными орга­нами и их должностными лицами. Сюда входят, прежде всего зако­нотворчество, правоприменительная деятельность, борьба с пра­вонарушениями и др.

Экологическая функция реализуется государством путем охраны и рационального использования природных ресурсов в целях улуч­шения условий жизни людей. В содержание этой деятельности вхо­дят законотворчество, разработка нормативов природопользова­ния, государственный экологический контроль, применение мер юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны природной среды.

К внешним функциям государства относятся: взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами в социально-экономической,

Схема 2

Функции государства
Внутренние
Внешние
Политическая
Экономическая
Правоохранительная
Социальная
Экологическая
Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами
Оборона страны
Поддержание мирового правопорядка
Обеспечение государственной безопасности
Сотрудничество в решении глобальных проблем
Борьба с международным терроризмом

политической, военной и культурной сферах; оборона страны и обеспечение государственной безопасности; поддержание мира и мирового правопорядка; разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения; борьба с международ­ным терроризмом; оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; сотрудничество в решении глобальных проблем современности и др. (схема 2).

Функции государства классифицируются также и по другим основаниям. В этом случае они подразделяются на регулятивные и охранительные, которые реализуются в правовых и организаци­онных формах.

В правовые формы включаются законотворческая деятельность государства, государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации норм права, правоприменительная дея­тельность по осуществлению контроля и реализации юридичес­кой ответственности (прокуратура, милиция, суд). К организаци­онным формам относят создание органов государственной влас­ти, их материально-техническое и информационное обеспечение.

Форма государства

Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и поли­тический режим. В мире более двухсот государств. Форма каждого из них складывалась исторически под влиянием политических, экономических, природных, климатических факторов, религиоз­ных воззрений, национальных особенностей, исторических тра­диций и др. В настоящее время конституция каждой страны (вклю­чая Россию) регламентирует структуру, способы формирования и правовой статус высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, суд), а также порядок взаимоотношений между ними.

Форма правления

Форма правления выражает основные принципы организации верховной власти в стране, порядок образования ее органов, их компетенцию и взаимоотношения с населением, а также степень участия народа в формировании этих органов. По формам правле­ния государства подразделяются на монархии и республики (схе­ма 3).

Монархия характеризуется следующими признаками:

• глава государства - монарх (король, царь, император, шах, эмир);

• власть монарха передается по наследству или династически;

Схема 3

Форма правления
Монархия
Абсолютная
Ограниченная
Республика
Президентская
Парламентская
Полупрезидентская

• монарх исполняет свою власть пожизненно.

Монархии бывают абсолютные и ограниченные. При абсолют­ной монархии верховную государственную власть единолично осу­ществляет глава государства - монарх. Ранее - это самодержав­ная Россия, Англия, Франция. Сейчас - это Бутан, Бруней, Ка­тар, Бахрейн, Оман, Кувейт, Саудовская Аравия. Наличие в этих странах парламентов не меняет сути власти: власть - от монарха, а парламент лишь консультативный орган.

Ограниченная монархия - это такая форма правления, где власть монарха ограничена парламентом. Основные ее признаки:

• наряду с монархом функционируют иные высшие органы го­сударственной власти (парламент, правительство);

• правительство формирует партия, занявшая большинство мест в парламенте;

• лидер партии становится главой правительства;

• правительство ответственно перед парламентом, и ему может быть вынесен вотум недоверия (отставка);

• действует принцип разделения властей;

• властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение наград и др.).

В настоящее время парламентарными монархиями являются Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия и др.

Республика - это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти глава государства - президент, парламент избираются народом на определенный срок. В случае неисполнения функций должностные лица этих органов несут политическую ответственность перед избирателями: это досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, отставка правительства, от­решение от должности президента.

Республики подразделяются на президентские и парламентские.

Основные черты президентской республики. Глава государства - президент - избирается не парламентом, а населением или кол­легией выборщиков. Правительство формируется президентом и ответственно перед ним, а не перед парламентом. Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству. Президент не имеет права роспуска парламента. Формальная отличительная особенность - отсутствует пост премьер-министра.

Президентская республика позволяет сосредоточить в руках президента широкие полномочия, что способствует стабилизации государственной власти. Данная форма правления является пред­почтительной в период проведения реформ, а также в крупных или многонациональных государствах (США, Аргентина, Брази­лия).

Основные черты парламентской республики. Глава государства - президент - избирается парламентом; правительство формирует­ся парламентом и ему подотчетно. Парламент может выразить пра­вительству недоверие, за которым следует его отставка. Президент после совещания с главой правительства, председателями палат парламента имеет право роспуска нижней палаты (Италия) или обеих палат (Индия). Формальная отличительная особенность та­кой республики - наличие поста премьер-министра. Парламент­ская республика менее распространена по сравнению с президент­ской. Она существует в экономически развитых странах (Герма­ния, Италия, Греция и др.).

Состав правительства и его политика реально отражают соот­ношение сил в парламенте. Это может быть как достоинством, так и недостатком власти. При отсутствии прочного большинства од­ной партии в парламенте, а также в случае ее раскола или кризи­са правительство утрачивает стабильность. А слабость правитель­ства создает нестабильность политической обстановки в стране.

Существуют и смешанные республики, где сочетаются черты пар­ламентской и президентской форм правления. При этом главой исполнительной власти является премьер-министр с широкими полномочиями. В формировании правительства участвуют и пре­зидент, и парламент. Поэтому правительство ответственно и пе­ред парламентом, который может выразить правительству вотум недоверия, и перед президентом, который может отправить пра­вительство в отставку. Смешанные формы правления существуют во Франции и Финляндии.

Российская Федерация - республика, где главой государства яв­ляется Президент, а парламентом - Федеральное Собрание (Со­вет Федерации и Государственная Дума). По форме правления

Россия сочетает черты президентской и парламентской респуб­лик. Так, Государственная Дума, во-первых, дает согласие Пре­зиденту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству РФ. В-третьих, выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности. Кроме того, Совет Федерации может принять ре­шение об отрешении Президента РФ от должности в случае госу­дарственной измены или совершения иного тяжкого преступле­ния.

Есть специфическое полномочие и у Президента РФ: он мо­жет распустить Государственную Думу и назначить ее новые вы­боры.

Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства понимается адми­нистративно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его частями, а также между централь­ными и местными органами. Все государства по этому признаку подразделяются на три вида: унитарное, федеративное, конфеде­ративное.

Унитарное государство - это единое государство. В нем дей­ствуют один высший орган представительной власти, одно пра­вительство, единая система законодательства. Само государство делится только на административно-территориальные единицы (например, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Италия, Фран­ция, Венгрия, Португалия, Латвия, Литва, Эстония и др.).

Федерация. В ее состав входят на правах членов другие государ­ства - субъекты федерации, которые обладают определенной политической самостоятельностью.

Субъекты федерации имеют свое собственное административ­но-территориальное деление. Сама федерация в целом имеет два уровня высших органов власти - общефедеральные и субъектов федерации (земли, штата, республики) и два уровня законода­тельства. Федерациями являются США, Германия, Индия, Рос­сия, Швейцария и др.

Основной проблемой любой федерации является разграниче­ние предметов ведения и полномочий между центром и субъекта­ми федерации. Отношения между ними определяются конститу­цией или федеративными договорами. В зависимости от этого в федерации реализуется либо конституционный, либо договорный принцип государственного устройства.

Конфедерация - это союз государств, образованный на основе договора для достижения определенных целей (политических, военных, экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. В настоящее время такими объединениями государств являются Евро­пейский союз, СНГ.

Проводится работа по созданию Союзного государства - Союза Беларуси и России, но для реального союза пока еще не создано необходимых условий.

Особенностью конфедерации является то, что ее члены сохра­няют свой суверенитет и независимость.

Государственный (политический) режим

Государственный режим - это совокупность средств и спосо­бов осуществления государственной власти, выражающих ее со­держание и особенности. Различают два вида государственных (политических) режимов: демократический и антидемократичес­кий. Признаки демократического государственного режима: гарантированность прав и свобод граждан; наличие системы раз­деления властей; существование свободной прессы; множество партий и других политических объединений; равенство всех пе­ред законом. Антидемократический (тоталитарный, фашистский, расистский) режим: ликвидация или существенное ограничение основных прав и свобод граждан; отказ от системы разделения властей; превращение парламента в фиктивный орган и передача всей власти правительству; срастание правящей партии с госу­дарственным аппаратом; ликвидация всех оппозиционных партий и свободной прессы.

Глава 2

ТЕОРИЯ ПРАВА

Наши рекомендации