Меры по устранению социальной основы терроризма
Проблема устранения социальной основы терроризма как одного из главных источников пополнения рядов террористических организаций приобрела межгосударственный характер и охватила весь мир. Для ее решения требуется объединение усилий всего мирового сообщества. На современном этапе расширению социальной базы терроризма способствуют:
• рост масштабов участия в социально-политической борьбе различных, часто не обладающих высокой политической культурой, слоев и групп населения, подверженных в сильной степени влиянию политического экстремизма;
• обострение во многих странах и районах мира межнациональных противоречий, резкая активизация на этой основе национализма и сепаратизма;
• распространение в разных регионах межконфессиональных противоречий, развитие религиозного и религиозно-политического экстремизма (прежде всего исламистского), формирование на этой основе устойчивых очагов меж- и внутригосударственных конфликтов с участием больших групп населения;
• продолжительная борьба экстремистских групп при поддержке значительной частью населения национально-территориальных образований за выход из состава государства;
• обострение во многих регионах мира борьбы за изменение межгосударственных границ;
• периодическое возникновение в разных странах согласован
ных или спонтанных выступлений участников «специфических
групп протеста» — организаций «зеленых» — противников ядер
ного вооружения, строительства ядерных электростанций, созда
ния аэродромов вблизи городов и т.д.
После пресечения насильственных действий и массовых беспорядков, совершаемых конфликтующими сторонами, сохраняется взрывоопасная ситуация. Наблюдаются случаи столкновений между лицами, группами молодежи разных национальностей; предпринимаются попытки возобновления работы радикальных националистических газет, радио-, телестанций, нерегламенти-рованной радиосвязи в эфире.
Внутри политических партий, общественных организаций, движений происходят переосмысление происшедших событий и перегруппировка сил; возможно активное отмежевание от экстремистских течений, активистов и лидеров, выдвижение на первый план умеренных группировок и лидеров, наблюдается стремление к диалогу и компромиссам.
Устраняется или частично преодолевается конфликт интересов этнических общностей, снижается его острота. Появляется понимание справедливости интересов и потребностей другой национально-этнической общины; происходит поиск компромисса во взаимных требованиях; стороны стремятся найти решение проблемы в рамках закона.
В рамках широкого круга мероприятий по предупреждению терроризма особого внимания требуют:
• выявление факторов, способствующих возникновению, развитию и реализации террористических посягательств;
• анализ, обобщение, систематизация информации о причинах терроризма и определение путей их устранения;
• оказание информационного и воспитательного влияния на население, отдельные его группы, являющиеся объектом экстремистской пропаганды террористических и иных экстремистских структур;
• выявление и нейтрализация пропагандистской деятельности субъектов терроризма, в частности распространяемой в открытых телекоммуникационных сетях;
• изоляция террористических структур от населения, лишение их социальной базы поддержки;
в активное участие научных центров, средств массовой информации в проведении мероприятий по оказанию информационного и воспитательного воздействия на население и отдельные его группы в целях привития иммунитета к идеям терроризма и побуждения граждан к оказанию помощи в борьбе с терроризмом;
• инициирование мер, направленных на усиление защиты объек
тов производства, хранения, транспортировки оружия, взрывча-
тых, химических, отравляющих, радиоактивных веществ, высокорисковых предприятий, объектов атомной энергетики;
• совершенствование нормативно-правовых основ выявления и пресечения финансирования и иной материальной поддержки терроризма и экстремизма.
Устранение социальной основы терроризма — чрезвычайно сложная задача для всего гражданского общества как в отдельном государстве, так и в мировом масштабе. Решение ее лежит одновременно в политической, экономической, социальной и других областях.
Развитие концепции решения еще далеко от разработки практических рекомендаций. Большая часть рассуждений в этой области не идет дальше констатации сегодняшнего положения вещей и благих пожеланий (на уровне лозунгов) по радикальному изменению положения.
Действительно, в настоящее время нереальным представляется уменьшение колоссальных различий в уровне экономической обеспеченности между: странами Юга и Севера; самыми богатыми и самыми бедными внутри отдельных стран; регионами внутри отдельных стран и т.д.
Динамика этих различий не представляется оптимистичной — величина диспропорций ежегодно возрастает. Причинами этого являются: чрезвычайно опасная для всего мира и для отдельных стран политика МВФ и других международных финансовых организаций; чрезвычайно низкая цена трудовых затрат в большинстве стран; во многих странах мира у власти находятся коррумпированные чиновники, мало заинтересованные в развитии благосостояния народа; снижение духовных, нравственных, моральных качеств и культурного уровня населения высокоразвитых стран, включая США, Россию, Великобританию и другие; пропаганда средствами массовой.информации культа жестокости и насилия, верховенства силы и капитала и т.д.
Таким образом, гражданское общество откладывает на неопределенный срок устранение социальной основы терроризма и обрекает все народы мира на далеко не мирное сосуществование с ежедневными проявлениями терроризма, цинизм и жестокость которого в основном обусловлены тем, что его организаторы, как правило, не несут ответственности и наказания за последствия организованных ими терактов.
Разрешение межнациональных конфликтов или снижение их остроты требуют комплексных усилий в разных сферах, включая активные действия правоохранительных органов. Как показывает опыт, быстрой ликвидации межнационального конфликта нигде не бывает, ибо причины конфликтов лежат в истории существования наций, национально-этнических групп, в национальной политике органов власти и управления, в недостатках националь-
но-государственного устройства страны, в трудностях и противоречиях экономической жизни и т.д.
Для России ключевым направлением противодействия терроризму является опережающее социально-экономическое развитие республик Северного Кавказа.
Необходимо обеспечить создание предпосылок для повышения занятости и уровня жизни населения этого региона, что требует реализации комплексной политики в области последовательного проведения социально-экономических реформ, улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, повышения эффективности работы органов управления субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, судебной и правоохранительной системы, развития объектов социально-экономической инфраструктуры, в первую очередь образования, транспорта и телекоммуникаций.
Кроме того, должна быть обеспечена реализация максимально гибкой и эффективной национальной политики, что предполагает вовлечение представителей всех основных национальных групп в процесс частно-государственных консультаций, содействие максимально широкому представительству всех национальностей в органах власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. При этом необходима реализация программ содействия развитию национальной культуры, активизации межнационального общения и реального воссоздания в России высокоответственного и гуманного гражданского общества.