Роль государства в экономике
Экономическая политика государства есть процесс исполнения его прямых экономических функций при помощи различных методов для достижения конкретных экономических целей. | |
Экономические функции: | Экономические цели: |
· Обеспечение регулирования экономических отношений (работодатель <–> работодатель) · Контроль нал денежным обращением · Стабилизация экономической обстановки в случае ее отклонения · Защита прав потребителей, предпринимателей и собственников. | · Достижение условий для максимальной экономической эффективности производства · Обеспечение как можно большей занятости населения · Стабильное поддержание экономического роста · Обеспечение экономической свободы и безопасности |
Методыосуществления экономической политики государства: | |
Правовые методыосновываются на законодательной деятельности для организации экономических отношений | |
Финансово-экономические методы включают в себя налогообложение, денежную политику государства (управление кредитами и денежной массой государства в целом), в том числе функционирование Центробанка, введение товарных госпошлин. | |
Экономическое программирование– метод, содержание которого основывается на прогнозировании возможного развития экономических отношений. |
Роль государства в экономике также подразумевает государственное координирование экономики, т.е. механизм экономического, административного и законодательного содержания, функционирующий под управлением непосредственно государства в лице различных институтов.
Государственное регулированиеэкономики бывает двух видов:
1. Прямое- применение административных методов – принятие законов, их расширение.
2. Косвенное– осуществление финансово-экономических методов экономической политики государства.
Налоги
Налоги- безвозмездная уплата денежных сумм (суммы налога) государству в соответствии с налоговым законодательством.
Субъектами налогов(налогоплательщиками) могут являться как юридические лица - организации, предприятия, так и физические лица – люди, являющиеся субъектами гражданского права.
В права налогоплательщикавходит:
1. Получение сведений о состоянии налогов на данный момент времени.
2. Использование налоговых льгот при существовании таковых.
3. Обжалование заключения налоговых органов.
4. Присутствие при налоговом инспектировании.
В обязанности налогоплательщика входит:
1. Выплата налогов в полном размере и в указанный срок.
2. Предоставление налоговой службе необходимых документов и информации.
3. Хранение налоговых отчетов на протяжении четырёх лет.
4. Ведение бухгалтерского учета.
5. Информирование налоговых служб о любой произведенной финансовой операции.
Объектомналога считается то, что имеет стоимостную или физическую характеристику и подлежит налогообложению, а это: прибыль, имущество, реализация товаров и услуг, доход. Налоговая база – денежный или физический эквивалент объекта налога.
Так, существует должная налоговая политика – совокупность мероприятий государства по наиболее успешному установлению налогообложения в интересах и государства, и налогоплательщиков.
Выделяют три базовых системы налогообложения, в зависимости от формы налоговой ставки (величины налога, соотносящейся с единицей налогообложения):
Прогрессивное налогообложение – чем более высокий уровень дохода, тем выше соответственно и налоговая ставка. Иными словами, люди зарабатывают больше –> платят налогов больше |
Регрессивное налогообложение – чем более высокий уровень дохода, тем ниже налоговая ставка. Люди зарабатывают больше –> платят налогов меньше. |
Пропорциональное налогообложение – налоговая ставка зафиксирована и не колеблется, несмотря на изменения размера получаемых доходов. |
Важно также отметить, что налоги делятся на:
1. Прямые– общеобязательные налоги с доходов налогоплательщика или его имущества.
2. Косвенные, взимаемые путем установления надбавок к стоимости товаров и услуг.
Помимо классификации налогов, существуют принципы налогообложения– правила составления порядков налогообложения:
· Справедливостьналогов касательно всех уровней дохода.
· Удобствов оплате налогов во времени и способе.
· Точность и определенность – налогоплательщик должен понимать, в зависимости от чего начисляются налоги, порядок и сроки налогообложения.
· Экономичность (эффективность)
Функции налогообложения
Функция | Сущность | Пример |
Фискальная | Формирование финансовых ресурсов путем пополнения госбюджета с последующим финансированием разных сфер общества | Зарплата Руслана составляет 67000 рублей, 3000 из которых ежемесечно начисляются в пенсионный фонд. |
Распределительная | Перераспределение финансовых ресурсов и доходов общества в целом для сокращения дифференциации общества касательно экономического положения | С относительно обеспеченных слоев населения налоги взимаются большем размере, причем большая их часть поступает в виде социальной помощи малоимущим слоям населения. |
Стимулирующая | Налогообложение стимулирует технический прогресс, т.к. на прибыль, основная направленность которой производство товаров, предназначенных для народного потребления, налогов нет. | В отдаленных селах Азербайджана молодым учителям предоставляются дополниетльные льготы без вычета налогов на них. |
Социально-воспитательная | Ограничение потребления вредно действующих товаров при помощи повышения на них налогов | Курение отрицательно влияет на организм, поэтому цены на сигареты выросли из-за взимания больших налогов. |
Конкретно-учетная | Отслеживание доходов населения | По размеру налога и принадлежности человека к определенной проффесии можно вычислить его доход. |
В России налоги классифицируются следующим образом:
Виды налогов в России | ||
Федеральные | Региональные | Местные |
Такое налогообложение фиксируется Государственной Думой и подтверждается Советом Федерации | Налоги фиксируются законодательными органами | Фиксируются муниципальными официальными учреждениями |
Сюда входят: НДС, таможенные пошлины, налоги на покупку валюты. | Сюда входят: лесные, дорожные, транспортные налоги, налогообложение на имущество предприятий. | Налоги на рекламу, на содержание жилого фонда. |
Государственный бюджет
Государственный бюджет – это финансовый план, составляемый правительством, содержащий информацию о доходах и расходах государства за конкретный временной отрезок, о каналах поступления финансов и потоках их расходования. Фиксируется государственный бюджет утверждением высших законодательных органов. Как правило, за временной отрезок принимается один год.
Государственный бюджет подразумевает определенную структуру:
1. Доходная часть, формирование которой происходит благодаря налогам (около 90 % дохода государства), прибыли или продажи собственности государства, эмиссии денег, госзаймам.
2. Расходная часть, устанавливающая, куда уходят аккумулированные государством денежные средства. К подобным направлениям относятся: затраты на социальные услуги, поддержание обороноспособности страны, выплаты госдолга.
Государственный бюджет может пребывать в разных состояниях:
· В случае, если доходы государства превышают расходы, бюджет называется профицитным.
· В обратном случае, если расходы превышают доходы, бюджет называется дефицитным.
· Если же доходы государственного бюджета равны его расходам, уместно говорить о сбалансированном бюджете.
Бюджетный дефицит покрывается путем привлечения источников:
· Обращение к кредитованию Центробанка, т.е. денежная эмиссия.
· Займы государства внутри страны (облигации) или внешние займы – международные организации или иностранные банки.
Государственный долг – суммированная задолженность государства другим странам или долгов по внутреннему займу плюс начисленные к этой сумме процентов. Обслуживание госдолга, соответственно, характеризуется погашением госдолгов и выплатой начисленных процентов.
Госдолг различают двух типов:
Внутренний | Внешний |
Задолженность по внутренним займам. | Задолженность по внешним займам. |
Причины возникновения внутреннего госдолга: · Увеличение активности теневой экономики · Разрешение государства на внутренние займы · Беспричинное уменьшение налоговой нагрузки | Особенности внешнего долга: · Ужесточенные требования к погашению кредита и к выполнению прочих обязательств · В случае невозможности возместить сумму займа, прибегают к реструктуризации долга – изменению сроков погашения, суммы и проценотв. |
Мировая экономика
Мировая экономика - целостность национальных хозяйств, объединенных торговыми, производственными и финансовыми связями на почве международного разделения труда. Международное разделение труда (МРТ) - товары и услуги производятся в больших масштабах, чем согласно потребностям населения государства -продукция поставляется на международный рынок. Как правило, в рамках международного разделения труда производством конкретных товаров занимаются те страны, где цена факторов производства и трудоемкость процесса наиболее низкие. Существуют разные формы международного разделения труда:
1. Общее МРТ– отдельная страна специализируется на производстве в рамках сферы экономики, какой-либо отрасли в целом.
2. Частное МРТ– отдельная страна специализируется на производстве видов конкретной продукции
3. Единичное МРТ– в таком случае страна специализируется на каком-либо этапе процесса производства.
Международный (мировой) рынок – комплекс рыночных экономических отношений, связывающий страны на основании МРТ.
Международные экономические отношения (МЭО) — это совокупность всевозможных каналов сообщения между государствами, в результате функционирования которых происходит обмен экономическими ресурсами. К таким каналам относятся финансовые, торговые, научно-технические, производственные связи.
Международные экономические отношения выражены в следующих формах:
1. Торговля услугами и товарами на международном уровне
2. Обмен информацией касательно научно-технических достижений
3. Перемещение рабочей силы
4. Международных вклады денежных средств
Международная торговля как форма международных экономических отношений представляет собой обмен различными видами товаров и услуг на международном уровне, т.е. между национальными хозяйствами.
В рамках темы международной торговли следует рассмотреть следующие понятия:
· Импорт– массовое приобретение товаров и услуг для последующей реализации их в пределах внутреннего рынка
· Экспорт – массовый сбыт товаров и услуг другим государствам для продажи на мировом рынке
Сальдо торгового баланса – расчет разницы между импортом и экспортом за конкретный период
Касательно внешней торговли выделяют определенные виды политики государства (внешнеторговой политики):
Протекционизм | Такая политика государства предполагает первоочередную важность интересов производителей внутреннего уровня, при необходимости охрану их от заграничных конкурентов. |
Фритредерство (свободная торговля) | Внешнеторговая политика государства, допускающая беспрепятственное развитие международной торговли. |
Умеренная торговая политика | Соединяет принципы обоих выше представленных видов внешнеторговой политики. |
Для поддержания защиты отечественных производителей и сохранения осуществления выгодной экономической деятельности в мировых масштабах, государство прибегает к определеннымметодам государственного регулирования внешней торговли. Эти методы делятся на:
Нетарифные | Тарифные |
Нетарифные методы урегулирования внешней торговли предполагают: · определение ограничений по количеству вывоза и ввоза конкретных товаров · продажу товаров по уменьшенной цене, по сравнению с мировой – демпинг · назначение санитарных и технических норм на какую-либо продукцию · согласие на импорт и экспорт только одобренной продукции - лицензирование · запрещение на торговлю с определенным заграничным государством - эмбарго | Предполагают осуществление контроля над уровнем тарифов на таможенные сборы касательно экспорта и импорта |
К международному регулированию имеет непосредственное отношение экономическая интеграция, т.е. создание условий взаимозависимости и взаимопроникновения хозяйств разных стран, образуя региональные хозяйственные комплексы на почве международного регулирования внешней торговли. Экономическая интеграция представлена в различных типах:
1. Преференциальная зона: снижение таможенных сборов.
2. Таможенный союз: отмена таможенных пошлин между странами, установление объединенного внешнего режима в сторону третьих стран.
3. Валютный союз: отмена пошлин на межгосударственную торговлю, соглашение в принципах денежной политики,
4. Общий рынок: беспрепятственное передвижение товаров, услуг и факторов производства между странами для создания единого общего рынка.
5. Зона свободной торговли: отмена торговых пошлин со стороны участвующих в экономической интеграции стран, отмена также на ограничение товаров по количеству на ввоз и вывоз.
6. Экономический союз: единение политики государств по проблемам социальной, экономической и научно-технической отрасли жизни общества, создание межгосударственных институтов.