Роль государства в экономике

Экономическая политика государства есть процесс исполнения его прямых экономических функций при помощи различных методов для достижения конкретных экономических целей.
Экономические функции: Экономические цели:
· Обеспечение регулирования экономических отношений (работодатель <–> работодатель) · Контроль нал денежным обращением · Стабилизация экономической обстановки в случае ее отклонения · Защита прав потребителей, предпринимателей и собственников. · Достижение условий для максимальной экономической эффективности производства · Обеспечение как можно большей занятости населения · Стабильное поддержание экономического роста · Обеспечение экономической свободы и безопасности
Методыосуществления экономической политики государства:
Правовые методыосновываются на законодательной деятельности для организации экономических отношений
Финансово-экономические методы включают в себя налогообложение, денежную политику государства (управление кредитами и денежной массой государства в целом), в том числе функционирование Центробанка, введение товарных госпошлин.
Экономическое программирование– метод, содержание которого основывается на прогнозировании возможного развития экономических отношений.

Роль государства в экономике также подразумевает государственное координирование экономики, т.е. механизм экономического, административного и законодательного содержания, функционирующий под управлением непосредственно государства в лице различных институтов.

Государственное регулированиеэкономики бывает двух видов:

1. Прямое- применение административных методов – принятие законов, их расширение.

2. Косвенное– осуществление финансово-экономических методов экономической политики государства.

Налоги

Налоги- безвозмездная уплата денежных сумм (суммы налога) государству в соответствии с налоговым законодательством.

Субъектами налогов(налогоплательщиками) могут являться как юридические лица - организации, предприятия, так и физические лица – люди, являющиеся субъектами гражданского права.

В права налогоплательщикавходит:

1. Получение сведений о состоянии налогов на данный момент времени.

2. Использование налоговых льгот при существовании таковых.

3. Обжалование заключения налоговых органов.

4. Присутствие при налоговом инспектировании.

В обязанности налогоплательщика входит:

1. Выплата налогов в полном размере и в указанный срок.

2. Предоставление налоговой службе необходимых документов и информации.

3. Хранение налоговых отчетов на протяжении четырёх лет.

4. Ведение бухгалтерского учета.

5. Информирование налоговых служб о любой произведенной финансовой операции.

Объектомналога считается то, что имеет стоимостную или физическую характеристику и подлежит налогообложению, а это: прибыль, имущество, реализация товаров и услуг, доход. Налоговая база – денежный или физический эквивалент объекта налога.

Так, существует должная налоговая политика – совокупность мероприятий государства по наиболее успешному установлению налогообложения в интересах и государства, и налогоплательщиков.

Выделяют три базовых системы налогообложения, в зависимости от формы налоговой ставки (величины налога, соотносящейся с единицей налогообложения):

Прогрессивное налогообложение – чем более высокий уровень дохода, тем выше соответственно и налоговая ставка. Иными словами, люди зарабатывают больше –> платят налогов больше
Регрессивное налогообложение – чем более высокий уровень дохода, тем ниже налоговая ставка. Люди зарабатывают больше –> платят налогов меньше.
Пропорциональное налогообложение – налоговая ставка зафиксирована и не колеблется, несмотря на изменения размера получаемых доходов.

Важно также отметить, что налоги делятся на:

1. Прямые– общеобязательные налоги с доходов налогоплательщика или его имущества.

2. Косвенные, взимаемые путем установления надбавок к стоимости товаров и услуг.

Помимо классификации налогов, существуют принципы налогообложения– правила составления порядков налогообложения:

· Справедливостьналогов касательно всех уровней дохода.

· Удобствов оплате налогов во времени и способе.

· Точность и определенность – налогоплательщик должен понимать, в зависимости от чего начисляются налоги, порядок и сроки налогообложения.

· Экономичность (эффективность)

Функции налогообложения

Функция Сущность Пример
Фискальная Формирование финансовых ресурсов путем пополнения госбюджета с последующим финансированием разных сфер общества Зарплата Руслана составляет 67000 рублей, 3000 из которых ежемесечно начисляются в пенсионный фонд.
Распределительная Перераспределение финансовых ресурсов и доходов общества в целом для сокращения дифференциации общества касательно экономического положения С относительно обеспеченных слоев населения налоги взимаются большем размере, причем большая их часть поступает в виде социальной помощи малоимущим слоям населения.
Стимулирующая Налогообложение стимулирует технический прогресс, т.к. на прибыль, основная направленность которой производство товаров, предназначенных для народного потребления, налогов нет. В отдаленных селах Азербайджана молодым учителям предоставляются дополниетльные льготы без вычета налогов на них.
Социально-воспитательная Ограничение потребления вредно действующих товаров при помощи повышения на них налогов Курение отрицательно влияет на организм, поэтому цены на сигареты выросли из-за взимания больших налогов.
Конкретно-учетная Отслеживание доходов населения По размеру налога и принадлежности человека к определенной проффесии можно вычислить его доход.

В России налоги классифицируются следующим образом:

Виды налогов в России
Федеральные Региональные Местные
Такое налогообложение фиксируется Государственной Думой и подтверждается Советом Федерации Налоги фиксируются законодательными органами Фиксируются муниципальными официальными учреждениями
Сюда входят: НДС, таможенные пошлины, налоги на покупку валюты. Сюда входят: лесные, дорожные, транспортные налоги, налогообложение на имущество предприятий. Налоги на рекламу, на содержание жилого фонда.

Государственный бюджет

Государственный бюджет – это финансовый план, составляемый правительством, содержащий информацию о доходах и расходах государства за конкретный временной отрезок, о каналах поступления финансов и потоках их расходования. Фиксируется государственный бюджет утверждением высших законодательных органов. Как правило, за временной отрезок принимается один год.

Государственный бюджет подразумевает определенную структуру:

1. Доходная часть, формирование которой происходит благодаря налогам (около 90 % дохода государства), прибыли или продажи собственности государства, эмиссии денег, госзаймам.

2. Расходная часть, устанавливающая, куда уходят аккумулированные государством денежные средства. К подобным направлениям относятся: затраты на социальные услуги, поддержание обороноспособности страны, выплаты госдолга.

Государственный бюджет может пребывать в разных состояниях:

· В случае, если доходы государства превышают расходы, бюджет называется профицитным.

· В обратном случае, если расходы превышают доходы, бюджет называется дефицитным.

· Если же доходы государственного бюджета равны его расходам, уместно говорить о сбалансированном бюджете.

Бюджетный дефицит покрывается путем привлечения источников:

· Обращение к кредитованию Центробанка, т.е. денежная эмиссия.

· Займы государства внутри страны (облигации) или внешние займы – международные организации или иностранные банки.

Государственный долг – суммированная задолженность государства другим странам или долгов по внутреннему займу плюс начисленные к этой сумме процентов. Обслуживание госдолга, соответственно, характеризуется погашением госдолгов и выплатой начисленных процентов.

Госдолг различают двух типов:

Внутренний Внешний
Задолженность по внутренним займам. Задолженность по внешним займам.
Причины возникновения внутреннего госдолга: · Увеличение активности теневой экономики · Разрешение государства на внутренние займы · Беспричинное уменьшение налоговой нагрузки Особенности внешнего долга: · Ужесточенные требования к погашению кредита и к выполнению прочих обязательств · В случае невозможности возместить сумму займа, прибегают к реструктуризации долга – изменению сроков погашения, суммы и проценотв.

Мировая экономика

Мировая экономика - целостность национальных хозяйств, объединенных торговыми, производственными и финансовыми связями на почве международного разделения труда. Международное разделение труда (МРТ) - товары и услуги производятся в больших масштабах, чем согласно потребностям населения государства -продукция поставляется на международный рынок. Как правило, в рамках международного разделения труда производством конкретных товаров занимаются те страны, где цена факторов производства и трудоемкость процесса наиболее низкие. Существуют разные формы международного разделения труда:

1. Общее МРТ– отдельная страна специализируется на производстве в рамках сферы экономики, какой-либо отрасли в целом.

2. Частное МРТ– отдельная страна специализируется на производстве видов конкретной продукции

3. Единичное МРТ– в таком случае страна специализируется на каком-либо этапе процесса производства.

Международный (мировой) рынок – комплекс рыночных экономических отношений, связывающий страны на основании МРТ.

Международные экономические отношения (МЭО) — это совокупность всевозможных каналов сообщения между государствами, в результате функционирования которых происходит обмен экономическими ресурсами. К таким каналам относятся финансовые, торговые, научно-технические, производственные связи.

Международные экономические отношения выражены в следующих формах:

1. Торговля услугами и товарами на международном уровне

2. Обмен информацией касательно научно-технических достижений

3. Перемещение рабочей силы

4. Международных вклады денежных средств

Международная торговля как форма международных экономических отношений представляет собой обмен различными видами товаров и услуг на международном уровне, т.е. между национальными хозяйствами.

В рамках темы международной торговли следует рассмотреть следующие понятия:

· Импорт– массовое приобретение товаров и услуг для последующей реализации их в пределах внутреннего рынка

· Экспорт – массовый сбыт товаров и услуг другим государствам для продажи на мировом рынке

Сальдо торгового баланса – расчет разницы между импортом и экспортом за конкретный период

Касательно внешней торговли выделяют определенные виды политики государства (внешнеторговой политики):

Протекционизм Такая политика государства предполагает первоочередную важность интересов производителей внутреннего уровня, при необходимости охрану их от заграничных конкурентов.
Фритредерство (свободная торговля) Внешнеторговая политика государства, допускающая беспрепятственное развитие международной торговли.
Умеренная торговая политика Соединяет принципы обоих выше представленных видов внешнеторговой политики.

Для поддержания защиты отечественных производителей и сохранения осуществления выгодной экономической деятельности в мировых масштабах, государство прибегает к определеннымметодам государственного регулирования внешней торговли. Эти методы делятся на:

Нетарифные Тарифные
Нетарифные методы урегулирования внешней торговли предполагают: · определение ограничений по количеству вывоза и ввоза конкретных товаров · продажу товаров по уменьшенной цене, по сравнению с мировой – демпинг · назначение санитарных и технических норм на какую-либо продукцию · согласие на импорт и экспорт только одобренной продукции - лицензирование · запрещение на торговлю с определенным заграничным государством - эмбарго Предполагают осуществление контроля над уровнем тарифов на таможенные сборы касательно экспорта и импорта

К международному регулированию имеет непосредственное отношение экономическая интеграция, т.е. создание условий взаимозависимости и взаимопроникновения хозяйств разных стран, образуя региональные хозяйственные комплексы на почве международного регулирования внешней торговли. Экономическая интеграция представлена в различных типах:

1. Преференциальная зона: снижение таможенных сборов.

2. Таможенный союз: отмена таможенных пошлин между странами, установление объединенного внешнего режима в сторону третьих стран.

3. Валютный союз: отмена пошлин на межгосударственную торговлю, соглашение в принципах денежной политики,

4. Общий рынок: беспрепятственное передвижение товаров, услуг и факторов производства между странами для создания единого общего рынка.

5. Зона свободной торговли: отмена торговых пошлин со стороны участвующих в экономической интеграции стран, отмена также на ограничение товаров по количеству на ввоз и вывоз.

6. Экономический союз: единение политики государств по проблемам социальной, экономической и научно-технической отрасли жизни общества, создание межгосударственных институтов.

Наши рекомендации