Возникновение первых преддекабристских организаций.
В 1814-1815 гг. возникают объединения, которые вошли в историю как преддекабристские. Они не имели ни устава, ни программы, ни четкой организации, ни даже определенного состава, а заняты были политическими дискуссиями о том, как изменить «зло существующего порядка вещей».
В среде гвардейских офицеров возникли первые дружеские кружки («артели»), послужившие вскоре ядром для создания тайного общества. Первое преддекабристское тайное общество-«Орден русских рыцарей» (Создано М.А. Дмитриевым- Мамонтовым и М.Ф. Орловым).
Первый из них был сыном фаворита Екатерины II А.М. Дмитриева-Мамонтова, одним из богатейших людей России. В 1812 году он сформировал на свои средства целый полк для борьбы с Наполеоном. М.Ф. Орлов - племянник другого фаворита Г.Г. Орлова и зять одного из самых знаменитых героев 1812 г. Н.Н. Раевского. Г.Г. Орлов прославился в походах 1812-1814 гг. А 30 марта 1814 г. принял капитуляцию Парижа.
«Священная артель» офицеров генерального штаба тоже имела двух лидеров: Николая Николаевича Муравьева (впоследствии известный полководец, герой Крымской войны и наместник Кавказа Муравьев-Карский) и Александра Николаевича Муравьева (основатель «Союза спасения»).
В «Семеновской артели» офицеров лейб-гвардии Семеновского полка выделялись С.П. Трубецкой и С.И. Муравьев-Апостол.
Все преддекабристские объединения существовали легально или полулегально, а 9 февраля 1816 г. группа членов
Священной» и «Семеновской» артелей во главе с А.Н. Муравьевым учредили тайную, первую собственно декабристскую организацию - Союз спасения.
Вскоре Союз спасения получил новое название «Общество истинных и верных сынов отечества». В него вошли Н.М. Муравьев, А М Муравьев, И.Д. Якушкин, С.П. Трубецкой, С.И. Муравьев- Апостол и М.И. Муравьев-Апостол. Позднее в организацию вошли М.С. Лунин, П И. Пестель, И И. Пущин и другие. Всего было 30 членов. Основной целью этого общества была борьба за освобождение крестьян от крепостничества и введение в России монархического конституционного правления. У членов общества возникла мысль: нельзя ли ускорить смену монархов на престол путем цареубийства? За цареубийство были П. Пестель и И Якушкин, против этого выступали С. Трубецкой, Н. Муравьев и другие. Эти противоречия привели в 1818 году к реорганизации имущества. Союз спасения был ликвидирован, а вместо него была создана новая организация декабристов - Союз благоденствия, который принял более умеренный устав, по которому в члены общества могли приниматься не только дворяне, но и представители купечества, духовенства, казенных крестьян. Устав получил название «Законоположение Союза благоденствия» или «Зеленая книга». Первая часть устава предназначалась для подготовки общественного мнения к принятию и одобрению требований тайного общества, она была известна всем членам общества и служила для привлечения новых членов из числа недовольных существующим режимом. Видимо была написана вторая, тайная часть устава, известная только организаторам общества, где бы- ми сформулированы требования ликвидации крепостного права и установления конституционной монархии.
Союз благоденствия был революционной организацией. Об ном свидетельствует его практическая деятельность и основные цели, сформулированные организаторами общества.
Руководство Союзом осуществляла Коренная управа, в которую входили: Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, М. и С. Муравьевы- Апостолы и другие. На юге была создана Тульчинская управа во главе с ПИ. Пестелем.
В Союз благоденствия входило литературное общество «Зеленая лампа», составлявшая так называемую побочную управу.
Через это общество декабристы осуществляли идеологическое воздействие на писателей и поэтов. Одним из членов «Зеленой лампы» был А.С. Пушкин. Легальным отделением Союза благоденствия было «Вольное общество любителей Российской словесности». В это общество входили К.Ф. Рылеев, братья Н.А. и А.А. Бестужевы, В.К. Кюхельбекер и другие. Под влиянием Союза благоденствия находились журналы «Полярная звезда», издававшаяся К. Рылеевым и А. Бестужевым, «Соревнователь просвещения и благотворения» (орган «Вольного общества») и ряд других Эти факты говорят о том, что Союз благоденствия имел сложную разветвленную организацию.
Вскоре внутри Союза благоденствия обнаружились противоречия между умеренными и революционными. Революционно настроенные члены Союза во главе с П. Пестелем и И. Якуш- киным требовали решительных действий. Наоборот, умеренные стали высказываться за сотрудничество с правительством и даже выходить из организации. Член Коренной управы Грибовский вышел из Союза и сообщил правительству о его деятельности.
Противоречия внутри Союза благоденствия особенно резко обострились в 1820 году. Причиной этого был общий подъем революционной борьбы в России, а также в Европе. Сказалось и усиление политической реакции внутри страны, сопровождавшейся строгостями цензуры, жестокими расправами с прогрессивными людьми и жестокими подавлениями крестьянских волнений.
Возмущение Семеновского гвардейского полка, а также революции в Испании, Неаполе, Португалии напугали умеренных. Представители революционного крыла наоборот были уверены в возможность победы над царизмом.
Руководство Союза благоденствия было настроено революционно. Об этом свидетельствует тот факт, что на собрании Кореной управы Союза благоденствия в начале 1820 года при обсуждении доклада Пестеля о выгодах и невыгодах монархического и республиканского правления было принято единодушное решение (против был Ф. Глинка) бороться за установление республики.
Для выработки основной линии деятельности Союза благоденствия и выяснения существующих разногласий в январе 1821 года в Москве был созван съезд. Братья Михаил и Иван Фонвизины взяли на себя оповещение о съезде петербургских и московских членов, а И. Якушкин был отправлен с известием о съезде на юг - в Кишиневскую и Тульчинскую управы. Собирался «Съезд уполномоченных всех управ союза». П. Пестеля умеренная группа на съезд не пустила, втайне боясь его «резких мнений и упорства». На съезд были посланы умеренные члены - И. Бурцов и Н. Комаров. Якушкин оповестил Кишеневскую управу - её представил на съезде Михаил Орион, революционно настроенный. На съезде присутствовали большинство умеренных: П. Граббе, С. Волконский, П. Колошин, Н. Тур- тнен, И. Якушкин. Съезд открылся на московской квартире Фонвизиных. Между сторонниками революционных действий и умеренными развернулась острая борьба. Революционное крыло - М. Орлов и его адъютант К. Охотников - не могло провести своей линии Сообщение Ф. Глинки, служившего адъютантом у петербургского генерал-губернатора о том, что об организации известно правительству, послужило предлогом для решения о ликвидации Союза.
Все умеренные с большой радостью приняли решение съезда. Наоборот, революционное крыло союза решило использовать постановление съезда для проведения чистки организации Вспоминая это событие, Якушкин писал в своих записках: Решено было объявить повсеместно, во всех управах, что, так как в теперешних обстоятельствах малейшей неосторожностью можно было возбудить подозрения правительства, то Союз благоденствия прекращает свои действия навсегда. Этой мерой ненадежных членов удаляли из общества»1. Общество прекратило свое существование в начале 1821 года.
Решение съезда не означало ликвидации тайного общества. П.И. Пестель говорил, что после объявления о роспуске Союза борьба за установление республики стала целью тех, кто не рассматривал роспуск общества как окончание борьбы. Александр I начал получать доносы задолго до восстания. Записки князя И.В. Васильчикова сохранили мрачные замечания Александра в ответ на очередное сообщение о заговорщиках: «Не мне их карать!». Ведь сходство реформаторских идей самого императора и оппозиционного дворянства было разительным. Да и принадлежали они к одному светскому обществу: встречались на балах, на полях сражений, в комиссиях. Можно себе представить глубокую уязвленность императора, когда он понял, что желающие перемен умные и образованные люди уже не считают его главным реформатором, практически исключают из своих планов. Следует иметь в виду и специфику отношения общества и власти в начале XIX века к тайным организациям вообще. Традиция русского масонства второй половины XVIII века сделала принадлежность к какому-либо обществу обычным (и модным) явлением для считающего себя прогрессивным дворянином.
Дворянские общества «Орден русских рыцарей», «Священная артель» в первые годы правления Александра I поддерживали масонскую традицию ритуалов и знаков: плащи, шпаги, клятвы, свечи.
Всеобщее романтическое увлечение этим лишало декабристские тайные общества ореола чего-то исключительного и опасного. Появление в 1816-1818 гг. первых организаций - «Союз спасения» и «Союз благоденствия», относимых историками к декабристскому движению, на этом фоне выглядит совершенно естественным.
Возникает вопрос: почему и первое, и второе общество декабристов самораспустилось? Оказывается, они дважды подходили к черте легальности и дважды отказывались её переступить. Как только возникали разговоры о цареубийстве (М.С. Лунин, И.Д. Якушкин), о насилии, обсуждался доклад П.И. Пестеля, общество принимало решение о самороспуске. Они не хотели быть заговорщиками.