Б. 3-1. Политическая доктрина в дренеиндийском трактате «Артхашастра».
Это произведение составлено на основании извлечений о политике, которые созданы древними учителями. Здесь сформулирована концепция преимущественно диктаторского способа полит-го управления. Этот способ управления предполагает запрет гражданам высказывать полит-е взгляды, противоречащие позиции правительства, и отсутствие легальных каналов полит-й борьбы. В сложившейся ситуации народ выражает своё недовольство правительству через насильственные действия и заранее тайно готовится к его свержению. Вот почему согласно «Артхашастре» полит-е руководство должно тайно собирать сведения об отношении к нему и полит-х планах всех высокопоставленных служащих гос-венных органов, руководителей иных организаций, участвующих в полит-й жизни, а также о настроениях народных масс. Такая работа организуется с помощью как профессиональных тайных агентов, так и с помощью секретных агентов, для которых эти функции являются дополнительными к их профессиональной деятельности. При этом информация об отдельном лице должна происходить от нескольких осведомителей. Каждому из них не следует знать о тайных функциях по сбору информации осуществляемых остальными. Сведения о настроениях народных масс, в соответствии с «Артхашастрой» собирают путём применения метода провокации. (2 агента в разных кучках, вступают в спор среди людей, и выявляют довольных и недовольных властью,всё фиксируя). После обработки информации справедливо недовольных следует удовлетворить, а несправедливо недовольных отделить друг от друга (путём разделяй и властвуй). Полити-е советы участникам гос-венного управления по «Артхашастре»: 1) руководитель должен быть деятелен и усердно работать 2)правитель должен в совершенстве овладеть полит-ми знаниями.3)Закон для всех 4)на борьбу с противниками нужно привлекать все силы 5) то, что противник может отнять силой, правителю стоит отдать самому 6) советнику следует говорить «неприятное» лишь наедине с начальником 7) подчинённый должен заботится о своём правителе и потакать ему 8)свободный доступ к начальнику, начальник получает больше информации, лучше управляет.
Б. 3-2. Основы полит. теории И. Бентама.
Английский уч. И. Бентам - один из самых известных теоретиков государства и права первой половины XIX в
Бентам Относился к либералам, разделял концепцию невидимой руки. Создал сист. Полит. взглядов. Ряд положений этой сист-ы: 1). Говоря о соотношении инт-ов личных с общегос. Отмечал, что гос-во есть некое фиктивное тело, а его инт-сы-это абстрактное выражение, в то вр. как личный инт-с это действительно существующий инт-с. Гос-во сост. из индивидуумов. Часто ущемление инт-ов отдельных лиц болезненно для них и мало ощутимо для остальных. Нужно принимать во внимание инт-сы всех, а не отдельно взятых личностей. Если нарушаем инт-сы 1-го можно нарушить и инт-сы др- это практика. 2). Поведение чел-ка: акты направленные на себя и направленные на др. Для каждого хар-но свое пр. регулирование. Для 1-ого оно должно существенно сдержанное (частная жизнь), для 2-ого- когда индивид причиняет вред др. гражданам. Сист. Гос. органов должна защитить каждого. 3). Цель законодателя – счастье общ-ва. Есть еще 4 второстепенных цели: безопасность, ср-ва к существованию (суть самой гос. вл), довольство и равенство ( это украшение гос. вл.). Гл. цель (по Бентаму)-безопасность. Если гарантированна безопасность личности и им-ва, то идет стихийные непрерывные процесс к равенству ( не только перед законом, но и при распределении матер. и дух. ценностей). Также законодателю следует обеспечить соот-ие законов ожидание народа от закон-ва. Ряд условий: нужно чтобы законы предшествовал ожиданиям; должны быть известны адресату. З.- должны быть писаны и простой язык изложения, соот-ть естественным ожиданиям, последовательно изло жены: последовательность основана на пользе для граждан, должен казаться обязательным для исполнения, необходимо буквальное пони мание норм права. 4)Собственность человека чвл. Созданное законом обладание внешним объектом. Пр. соб-ти нельзя нарушать. Каждый может свободно распоряжаться тем, что ему принадлежит. Говорил о том, что нельзя считать, что большие состояния приобретены нечестным путем ( а значит их нельзя отбирать и отдавать общ-ву). Возможно лишь 2 случая, когда можно ограничить пр. соб-ти: богатые должны часть своих ср-в отдавать охранительному аппарату, необходимо установить налог в пользу бедных (не должен превышать суммы необходимой для покупки предметов 1-ой необходимости).5). Отриц. относится к коммунисти ческим замыслам, ведь нет ничего хуже, чем неопределенной общ-ти им-ва, когда оно никому не принадлежит. А сист. им-ого равенства снижает побуждение к труду. Богатство народа- это сумма богатств его индивиду умов, коммунизм уменьшает это богатство.