Современное право Узбекистана и романо-германская правовая семья
Право соединяет элементы общего, особенного и единичного и в этом смысле имеет как абстрактную, так и весьма конкретную, в частности национальную, природу. Право – явление общечеловеческой и национальной культуры, отражение тех или иных цивилизаций.
Современную правовую систему Узбекистана характеризует прежде всего ее принадлежность к романо-германской правовой семье. Формализованная, достаточно абстрактная законодательная норма преобладает здесь над другими юридическими источниками и имеет тенденцию к тому, чтобы подменить их полностью. Однако, как бы ни были близки системы источников права Узбекистана и стран Европейского континента, они значительно различаются по ряду параметров.
Современное узбекское право вполне может быть отнесено к романо-германской правовой семье по следующим основным параметрам:
1. Узбекистан – страна кодифицированного права. Основной ис точник права – законодательство, т.е. нормативные акты, издаваемые высшими органами государства. Основные отрасли узбекского права кодифицированы.
2. Строгая иерархия источников права. В целом система источ ников узбекского права включает: Конституцию, конституционные законы, обычные законы, указы Президента, постановления Каби нета Министров, нормативные правовые акты, издаваемые централь ными и местными органами власти и управления.
В отношении правовой системы, основанной на романо-германской традиции, особенно важным представляется наличие «классических» кодексов, т.е. кодексов, изданных по модели наполеоновских кодификаций. В последние годы принято более 10 кодексов, в том
числе такие классические кодексы, как Уголовный (1994 г.), Уголовно-процессуальный (1994 г.), Гражданский (ч. I, 1995 г., ч. II, 1996 г.), Гражданско-процессуальный (1997 г.).
3. Принцип верховенства закона – важнейший элемент иерархического построения системы источников права. При этом особое значение имеет принцип верховенства Конституции. Это означает: запрет всякой деятельности, в том числе законодательной, противоречащей Конституции; главенство конституционных норм по отношению к традиционным критериям, средствам толкования и применения закона; обязанность всех нормотворческих органов действовать в развитие конституционных норм; особый характер принятия Конституции и усложненный порядок конституционного пересмотра; особую охрану Конституции, другими словами, наличие конституционного контроля.
4. Основные принципы судебной организации и судопроизводства. Судебная власть осуществляется через Конституционный суд, Верховный суд и Высший хозяйственный суд, образующие единую судебную систему.
Впрочем, основные элементы романо-германской правовой семьи начали внедряться в узбекское право с момента колониального завоевания Россией Средней Азии и в период действия советского права. Однако в условиях как колониальной зависимости, так и сверхцентрализованной социалистической плановой экономики, основанной на исключительном господстве государственной собственности, и демократически неразвитой однопартийной политической системы основные правовые институты при внешнем сходстве с институтами права западных стран существенно отличались от них. Да и само право в целом играло значительно меньшую роль в жизни узбекского общества.
Провозглашение государственной независимости, курс на рыночную экономику, движение к политическому и идеологическому плюрализму открыли широкие возможности к сближению узбекского права с романо-германской правовой семьей не только по внешней форме, но и по содержанию. Это нашло свое отражение как в сфере публичного права, где постепенно утверждаются основные параметры правового государства – разделение властей, первостепенная роль института публичных свобод, конституционный контроль, судебная защита как универсальный способ защиты и др., так и в сфере частного права – признание многообразия форм собственности и первостепенного значения частной собственности, свободного предпринимательства, институтов рыночного права и др.
Благодаря новым тенденциям близость узбекского права к романо-германской правовой семье становится существенным фактором их сближения. Унификация в международно-правовых сферах – это не единственный, хотя и наиболее известный способ сближения национальных правовых систем. Для формирования общего правового пространства не меньшее, если не большее, значение имеет такой путь сближения этих систем, как расширение их общих черт, принципиальных установок, сходство правовых норм и соответственно судебной практики.
Вместе с тем узбекский законодатель не следовал по пути послевоенной романо-германской законодательной традиции, т.е. частных кодификаций. Тот факт, что западный законодатель не пошел на коренные реформы кодексов, а ограничился частичными их исправлениями, что в свою очередь не могло не нарушить их внутренней структуры, усиливает позиции тех ученых, которые считают кодификацию пройденным этапом правового развития и говорят о декодификации права. Так, следует отличать «классические» кодексы Наполеона от современных французских отраслевых кодексов (трудового, социального обеспечения, сельскохозяйственного, лесного, горного и т.д.), представляющих собой компиляцию правовых актов, обычаев и судебных решений.
Важно отметить, что вопрос о соотношении кодифицированной и некодифицированной частей правовой системы Узбекистана не должен рассматриваться по принципу «или-или». Узбекское право – это в основном кодифицированное право. Однако это не означает, что в нем не может быть некодифицированных отраслей. Все дело в соотношении. Исторически так: если в романо-германской правовой семье преобладает кодифицированное право, то в англо-американском общем праве – некодифицированное.
Становление национальной правовой системы Узбекистана подтверждает общую закономерность правового развития. Речь идет о том, что публичное право быстрее меняется в период политических революций, частное право – в ходе социальных революций. В первом случае особенно велика роль элиты и мыслителей, которые формируют правообразующие идеи.
Если после провозглашения государственной независимости быстрее развивались отрасли публичного права, то в настоящее время активнее складывается рыночнбе законодательство, относящееся к частному праву. Происходит кодификация в области публичного права в таких отраслях, как конституционное, административное, уголовное право, законодательство о судебной системе, о гражданском,
хозяйственном и уголовном судопроизводстве. -Публично-правовая отрасль законодательства непосредственно выражает экономическую политику государства и влияет на гражданско-правовые, трудовые отношения, отношения природопользования.
Правовое регулирование рыночных отношений в основе своей относится к сфере частного права. Новый Гражданский кодекс Узбекистана – основополагающий кодификационный акт частного права – регламентирует весь спектр имущественных отношений, включая в себя нормы о предпринимательской деятельности. Предпринимательское законодательство развивается как комплексный нормативный массив с учетом необходимости государственного регулирования, но с приоритетом частноправовых норм.
Из сферы классического гражданского права в Узбекистане выделились отрасли трудового и семейного права и соответствующие отрасли законодательства, приняты Трудовой и Семейный кодексы. Налоговые и бюджетные отношения регулируются финансовым правом.
Следует отметить, что в современных условиях расширяется сочетание частноправовых и публично-правовых подходов правового регулирования в различных отраслях узбекского права. Примером могут служить природоохранительное, а также земельное, водное законодательство. В то же время полностью утратило свое значение колхозное право.
В процессе правового регулирования социальной защиты населения в Узбекистане кодифицируется законодательство, относящееся к социальной сфере жизни общества. Обособилось пенсионное законодательство. К нему примыкает развивающаяся система компенсаций и льгот, предоставляемых нуждающимся слоям населения. В связи с этим можно усмотреть выделение законодательства о социальном обеспечении из состава трудового законодательства в самостоятельную отрасль.
Сильная социальная политика в Узбекистане предопределяет развитие социального права. В нем объединяются нормы и принципы правовой регламентации социального обеспечения и других сфер социальной защиты нуждающегося населения, а также специальное законодательство в области образования, здравоохранения, все более выходящее за рамки административного права. Они вправе занять место подотраслей социального права. Впрочем, регулирование в социальной сфере в форме социального права развивается в настоящее время в законодательстве Франции, Германии, Швеции и других стран Европы, сохраняя при этом связь с правом административным по аспектам государственного управления в соответствующих сферах.
Таким образом, в Узбекистане сложилась характерная для рома-но-германской правовой семьи система источников права, отраслей и многоотраслевого законодательства.