Войны за колониальный раздел мира

К Англо-бурской войне привело стремление Великобрита­нии создать сплошную цепь своих колониальных владений в Африке с севера на юг по линии Каир—Кейптаун. Серьезную трудность в осуществлении этого плана представляло то, что южнее экватора на западном и восточном побережье Африки издавна имелись португальские колонии Ангола и Мозамбик. Между этими двумя португальскими колониями оставался «ко­ридор», захватив который можно было бы соединить британ­скую Восточную Африку с Капской колонией. Беда бурских республик заключалась в том, что они закрывали вход в этот коридор с юга.

Исчерпав более мягкие средства воздействия на буров, Ве­ликобритания развязала на рубеже столетий кровавую войну, которая велась варварскими методами (выжженной земли, за-

ключения мирного населения в концентрационные лагеря), но | которая позволила окончательно аннексировать республики Оранжевую и Трансвааль. Они вошли в состав британской ко­лонии Южная Африка. Впрочем, британские власти проявили завидную гибкость в своей политике по отношению к побеж­денному народу. Уступая его стремлению к самостоятельности, они в 1910 г. предоставили этой колонии статус доминиона, который стал называться Южно-Африканский Союз. Но от этой реформы туземное, чернокожее население не только не выиграло, но скорее проиграло. Поскольку именно буры (аф-риканеры) стали в XX в. проводить политику апартхейда, или раздельного развития рас, которая на практике сводилась глав­ным образом к расовой дискриминации чернокожих и цветных граждан.

Встав на путь активной колониальной экспансии, Германия не сочла для себя возможным отмалчиваться, когда началась Англо-бурская война. Она имела серьезные интересы в Южной Африке — колонию Германская Юго-Западная Африка. Побе­да британцев лишила бы Германию каких-либо шансов на рас­ширение своих колониальных владений в этой части Африки. Поэтому она резко осудила действия Великобритании. Но сколько-нибудь серьезной политической и тем более военной поддержки бурам она оказать все-таки не решилась. Нужно сказать, что моральную поддержку борьбе буров на рубеже сто­летий оказывали правительства и общественность многих стран Европы, имевших основания для недовольства «британским империализмом», в том числе Россия и Франция.

Когда в завершающую фазу вступила борьба колониальных держав за раздел Африки, усилилось их соперничество в Юго-Восточной Азии и Китае, которое привело к целой серии войн и вооруженных конфликтов. Первыми к активным действиям в этих районах мира приступили Япония и Франция. Объектом их колониальной агрессии стали дальние подступы к Китаю — острова близ его берегов, а также Корея и Вьетнам, издавна находившиеся от него в вассальной зависимости.

В 1872 г. Япония аннексировала остров Лю Цю (Окинава). В 1885 г. она добилась подписания с Китаем соглашения, предоставлявшего ей право вмешиваться во внутренние дела Кореи. В 1884 г. французские колониальные войска вторглись в Северный Вьетнам, который защищала китайская армия. По мирному договору, подписанному с Францией в Тяньцзине в 1885 г., Китай отказался от верховной власти над Вьетнамом, а также предоставил Франции широкие права и преимущества в Южном Китае.

На исходе XIX в. борьба за раздел Китая приняла беспреце­дентный размах. Воспользовавшись освободительным восста-

нием в Корее, Япония в 1894 г. развязала против Китая войну. Японские войска вторглись в Южную Маньчжурию, на Ляо­дунский полуостров и в Шаньдун. Потерпев поражение в этой войне, правительство Цыси1 было вынуждено согласиться на переговоры. В японском городе Симоносеки 17 апреля 1895 г. был подписан мирный договор, по которому Китай признал независимость Кореи, фактически попавшей в зависимость от Японии, а также уступил ей Ляодунский полуостров, Тайвань и Пескадорские острова. Ряд городов Китая был открыт для сво­бодной торговой и иной экономической деятельности японцев.

Симоносекский договор, предоставивший Японии большие преимущества, вызвал зависть других держав. Они настояли на пересмотре его условий, в частности, на возвращении Китаю Ляодунского полуострова. Но главное, они сами, боясь упус­тить свою выгоду, набросились на Китай как на легкую добы­чу. В 1897 г. немецкие войска оккупировала область Цзяочжоу с центром в городе Циндао на Шаньдунском полуострове. Цинское правительство было вынуждено передать Германии эту область в аренду сроком на 99 лет.

Действия Германии положили начало так называемой «битве за концессии» — серии территориальных захватов, осу­ществленных иностранными государствами в Китае в 1898 году. В марте Россия получила в аренду часть Ляодунско­го полуострова с городами Далянь (Дальний) и Люйшунь (Порт-Артур). В мае Франция на тех же условиях добилась передачи в свое распоряжение побережья Гуанчжоуваньского залива близ острова Хайнань. Великобритания получила значи­тельную часть полуострова Цзюлун (Коулун) и порт Вэйхайвэй на Шаньдунском полуострове.

Значительные концессии иностранные государства получа­ли и за пределами арендованных территорий. Россия еще в 1897 г. добилась концессии на строительство Китайско-Восточ-ной железной дороги (КВЖД), а в 1898 г. — ее ветки — Южно-Маньчжурской железной дороги (ЮМЖД). В 1898 г. цинское правительство предоставило иностранным государствам кон­цессии на сооружение железных дорог общей протяженностью 7,5 тыс. миль. Кроме того, для иностранного судоходства были открыты все реки и внутренние водоемы Китая.

Усиление колониальной экспансии иностранных держав явилось причиной восстания ихэтуаней, или Боксерского вос-

1 Цыси — правительница Китая, фактически стоявшая у власти в Китае с 1861 по 1908 год. Сначала она была наложницей императора Сяньфына, потом женой. Являлась регентшей с 1861 по 1873 г. и с 1875 по 1889 г. В 1898 г. в результате дворцового переворота вновь сосредото­чила всю власть в своих руках.

стания (члены тайного общества Ихэтуань обучали своих сто­ронников особым приемам кулачного боя). Главным лозунгом восставших было уничтожение и изгнание иностранцев из Китая. Под предлогом защиты жизни и собственности ино­странцев 8 держав — Великобритания, США, Япония, Фран­ция, Россия, Италия, Германия и Австро-Венгрия — организо­вали военную интервенцию. В 1900 г. в порте Дагу с военных кораблей был высажен десант. Правительство Цыси объявило войну державам, принявшим участие в интервенции, и цин-ские войска вместе отрядами повстанцев участвовали в захвате иностранных концессий и преследованиях иностранцев. В ав­густе 1900 г. войска интервентов, сломив сопротивление ихэ-туаней, заняли Пекин. С этого времени восстание пошло на убыль, а цинское правительство, бежавшее в провинцию, стало искать соглашения с иностранными державами.

25 августа (7 сентября) 1901 г. представители цинского пра­вительства и иностранных держав подписали в Пекине Заклю­чительный (или Боксерский) протокол. Согласно этому доку­менту, Китай обязан был сурово наказать чиновников, сочувст­вовавших восстанию, заплатить иностранным государствам большую сумму (450 млн лян) в порядке возмещения ущерба, отказаться от закупок оружия за границей в течение 2 лет, срыть военные укрепления между Пекином и морем, признать право держав размещать свои военные гарнизоны в китайских городах, создать особый посольский квартал в Пекине и предо­ставить иностранцам право самим позаботиться о его безопас­ности, облегчить условия для иностранной торговли и т.д.

В конце XIX в. США пополнили число стран, осуществляв­ших экспансию далеко за пределами своей национальной тер­ритории. В 1893 г. они захватили Гавайские острова, а на рубе­же столетий, как отмечалось выше, приняли участие в военной интервенции колониальных держав в Китае. Однако правитель­ство США не разделяло стремления других держав к колони­альному разделу Китая. В 1899 г. государственный секретарь США Джон Хей направил им ноту, в которой заявил о привер­женности его страны политике «открытых дверей». Эта полити­ка исходила из принципа равенства возможностей всех ино­странных государств в Китае, а также сохранения его террито­риальной целостности и суверенитета.

США недвусмысленно осуждали методы колониальной по­литики, применявшиеся другими государствами. Несомненно, они опасались, что в случае территориального раздела Китая такими государствами, как Великобритания, Франция, Германия и Россия, они могут потерять важный рынок. Вместе с тем, сыг­рали роль и идеологические причины. Как независимое госу­дарство США возникли в результате восстания против британ-

ского колониального господства. А в начале XIX в. они про­возгласили «доктрину Монро», осуждавшую колониальные за­хваты европейцев в Америке. Правительству США было трудно примирить демократические, антиколониальные принципы своей внешней политики с желанием получить долю выгод от исполь­зования природных и иных ресурсов стран Азии и Африки.

Это наглядно проявилось во время Испано-американской войны 1898 года. Одной из ее причин явился подъем освободи­тельного движения на Филиппинских островах и Кубе — ста­рейших колониальных владениях Испании, захваченных еще в начале эпохи Великих географических открытий. Испанские колониальные власти пытались подавить это движение силой. В США их действия вызвали осуждение, и американское пра­вительство направило в Гавану крейсер «Мэйн», чтобы оказать давление на Испанию. 15 февраля 1898 г. крейсер подорвался на мине. И хотя виновники взрыва так и не были установлены, США возложили вину на испанцев. 25 апреля они объявили Испании войну.

Испания, разумеется, не надеялась победить США. Спустя три месяца она признала свое поражение. 10 декабря 1898 г. в Париже был подписан мирный договор, согласно которому Испания признала независимость Кубы. В дальнейшем ей был навязан договор, фактически превращавший ее в зависимое от США государство. Филиппины, остров Пуэрто-Рико в Вест-Индии и остров Гуам в Тихом океане Испания «уступала» США. Американцы приняли в свое владение эти территории, обязавшись в будущем «подготовить» их к независимости. Не­смотря на то что в ходе освободительной борьбы филиппинцы провозгласили независимость своей страны, американцы ее не признали на том основании, что они еще не была готовы к самостоятельности. Поэтому Филиппины в первые годы после Испано-американской войны фактически имели статус окку­пированной страны, где всем распоряжалась американская военная и гражданская администрация. Лишь постепенно аме­риканцы стали привлекать местное население к управлению сначала на локальном, а затем и на национальном уровне. Были избраны законодательные палаты, сформировано обще­национальное правительство и постепенно в начале XX в. Фи­липпины приобрели статус полузависимой страны — амери­канского протектората, наподобие Кубы. Оборона, внешняя политика оставались в сфере компетенции американцев.

То, что США часто использовали демократические лозунги для прикрытия своих экспансионистских целей, наглядно про­явилось в истории с Панамским каналом. Знаменитый Ферди­нанд Лессепс, руководивший сооружением Суэцкого канала, основал в 80-е годы XIX в. компанию по строительству Панам-

ского канала. В конце 80-х годов на Панамском перешейке, который в ту пору принадлежал государству Колумбия, нача­лись строительные работы. Но они скоро остановились, потому что компания обанкротилась. Компания привлекла сбережения 85 тыс. вкладчиков, в том числе и мелких, распространила при поддержке правительства облигации мелкого достоинства, чтобы даже люди среднего достатка могли их купить. Их и по­купали мелкие рантье, как правило, пожилые люди, скопившие на старость некоторую сумму денег и желавшие не только этот капитал сохранить, но по возможности и преумножить. Лес-сепс обещал им государственную гарантию вкладов и хороший доход от эксплуатации канала в будущем. Расследование пока­зало, что капиталы компании были использованы не по назна­чению, в том числе и для подкупа влиятельных лиц. В частнос­ти, взятки и «субсидии» получили около сотни депутатов, под­державших закон о государственных гарантиях облигаций, вы­пущенных компанией. В ходе очередных парламентских выбо­ров половина составы палаты депутатов обновилась.

Строительство Панамского канала на долгое время было прервано, пока в 90-е годы этим проектом не заинтересовались американцы. По понятной причине — канал обеспечивал бы­строе и удобное морское сообщение между Атлантическим и Тихоокеанским побережьем США. Американцы захотели выку­пить у французов обанкротившуюся компанию и перезаклю­чить с колумбийским правительством договор о концессии на строительство канала. С покупкой компании дело сладилось быстро. Но колумбийское правительство проявило несговорчи­вость. Тогда на Панамском перешейке при содействии США, поддержавших право народа на самоопределение, произошла революция, в результате которой в 1903 г. была образована Па­намская республика. С ней США тотчас же подписали договор о концессии на строительство и эксплуатацию Панамского ка­нала. С этого времени строительные работы возобновились и в начале Первой мировой войны канал был построен.

Противоречия держав из-за территориального раздела Китая привели к резкому ухудшению отношений между Рос­сией и Японией. Частично вина за это лежала на самой Рос­сии, правящие круги которого недооценили опасности Японии как соперника в борьбе за колонии. Они легкомысленно взяли курс на «маленькую победоносную войну», за которую России пришлось дорого заплатить. Причем, министр иностранных дел В.Н. Ламздорф с самого начала был убежден, что повышенная активность России в Китае к добру не приведет. Но ему не удалось убедить в своей правоте Николая II. Расплатой за лег­комыслие государственных мужей явилась революция 1905— 1907 годов.

Неблаговидную роль в этой истории сыграла Великобрита­ния. Стремясь вытеснить Россию из Маньчжурии, Вели­кобритания взяла курс на сближение с Японией. 30 января 1902 г. в Лондоне был подписан англо-японский союзный до­говор, согласно которому обе державы обязались защищать не­зависимость и территориальную целостность Китая, а также соблюдать по отношению к нему принцип «открытых дверей». В случае если бы одна из сторон была «вовлечена в войну с другой державой», то другая сторона брала обязательство со­блюдать строгий нейтралитет. А если к противнику присоеди­нились бы одно или более государств, то другая сторона долж­на была бы прийти союзнику на помощь. Фактически Вели­кобритания подталкивала Японию к войне против России.

Опираясь на этот договор, Япония предъявила России ряд требований по вопросам дальневосточной политики, а потом разорвала с ней дипломатические отношения. А в ночь на 27 января (9 февраля) 1904 г. японский флот внезапно атаковал русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура. Война приняла исключительно неблагоприятный для России оборот. В декабре 1904 г. Япония добилась сдачи Порт-Артура, а в марте и мае 1905 г. нанесла поражение соответственно рус­ской армии в сражении под Мукденом и флоту в Цусимском сражении.

Несмотря на победы, японское правительство неоднократно пыталось склонить Россию к переговорам о мире. Этого же до­бивались и правительства Великобритании, Франции и США, боявшиеся резкой дестабилизации обстановки на Дальнем Вос­токе и чрезмерного усилия позиций Японии. Когда по просьбе Японии президент США Т. Рузвельт предложил себя в качестве посредника между воюющими сторонами, правительство Рос­сии согласилось на переговоры о мире. Дальнейшее затягива­ние войны становилось не только бесперспективным, но и опасным для него ввиду начавшейся революции 1905— 1907 годов.

Мирный договор был подписан в Портсмуте (США) 23 ав­густа (5 сентября) 1905 г. со стороны России — председателем Комитета министров С.Ю. Витте, а со стороны Японии — ми­нистром иностранных дел Д. Комура. Условия договора были весьма тяжелыми для России. Она признавала Корею сферой «преобладающих интересов Японии», передавала ей арендные права на Ляодунский полуостров с городами Порт-Артур и Дальний, а также Южно-Маньчжурскую железную дорогу. Кроме того, Россия «уступала» Японии южную часть острова Сахалин. Правительства обоих государств обязались полностью и одновременно эвакуировать свои войска из Маньчжурии и «возвратить ее в исключительное управление Китая».

Наши рекомендации