Правопорядок и общественный порядок

В теории государства и права используются три понятия, анализом каждого их которых и выявлением их соотношения создается необходимая научная основа для характеристики во многом установившегося государственного режима. Это: законность, правопорядок и общественный порядок. Данные понятия, рассматриваемые в единстве, являются не только своеобразным инструментом изучения государственно-правовых явлений, но и важными характеристиками сущности современного государства и общества. Только признание законности, правопорядка и общественного порядка позволяет говорить о демократическом и правовом государстве, гражданском обществе.

Правопорядок – это форма общественных отношений, когда такие отношения, во-первых, регулируются нормами права, реализующими принципы справедливости, во-вторых, основаны на гарантированных правах и свободах человека и гражданина. С учетом сказанного, можно сделать вывод, что правопорядок во многом зависит от соблюдения режима законности в обществе. Только в условиях законности возможно говорить о правопорядке в обществе.

С другой стороны, реализация правопорядка является условием формирования общественного порядка в целом. Ибо в современных условиях наиболее важные общественные отношения регулируются нормами права. Поэтому об общественном порядке прежде всего свидетельствует наличие правопорядка (правового порядка). Но порядок в обществе регулируется не только правовыми нормами. Важную роль играют другие социальные регуляторы (нравственное состояние общества, обычаи и традиции, нормы общественных организаций и др.). В силу этого общественный порядок определяется совокупностью всех социальных норм. Таким образом, общественный порядок – это понятие, как более широкое, включает в себя правопорядок.

Разграничение таких понятий, как правопорядок и общественный порядок, имеет большое значение прежде всего для науки, ибо позволяет более широко анализировать тенденции развития общества и государства. Но осмысление данных понятий приобретает важное значение и для юристов-практиков. Это связано прежде всего с тем, что за нарушение правопорядка и общественного порядка предусмотрены различные санкции, которые соответственно осуществляются и различными органами. Если за нарушение правопорядка санкции строго регулируются законодательством и их реализация – это правоприменительная деятельность компетентных органов, за нарушение общественного порядка – санкции наряду с государством устанавливает также общество, которое их и реализует (общественное осуждение, бойкот, исключение из общественной организации и др.).

Однако разграничение общественного и правового порядка имеет важное значение и для каждого рядового члена общества. Осознание того, что становление общественного порядка – это не только реализация правопорядка, позволяет формировать активную политико-правовую культуру каждого. Ибо создание и сохранение общественного порядка становится задачей не только соответствующих компетентных органов, но и каждого члена общества. Обязательными условиями осуществления правопорядка являются такие правоотношения, когда реализуется единство прав и обязанностей, т.е. когда права используются, а обязанности исполняются. Это возможно только в условиях, когда построено правовое государство и сформировано гражданское общество.

Тема 25

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Понятие правовой культуры

В юридической теории и практике важное место отводится таким понятиям, как правовая культура, правосознание, правовое воспитание. Их теоретическая разработка тесно связана с учениями о правонарушении и юридической ответственности, законности и правопорядка, правового государства и гражданского общества. Как показывает история любого общества, в становлении общественного порядка важную роль играют не только органы государственной власти и местного самоуправления, прежде всего те из них, которые обеспечивают формирование законодательства и его реализацию, но и население. В связи с этим проблема правовой культуры приобретает и практический характер. Формирование соответствующей правовой культуры, правовое воспитание становится важнейшим направлением государственной деятельности.

От того, как население, отдельные граждане понимают право, относятся к нему, готовы в повседневной жизни соблюдать правовые нормы и другие нормы, обеспечивающие демократическое и стабильное развитие государства, во многом зависит и характер других государственно-правовых явлений. Такое отношение во многом определяется правовой культурой человека, общества в целом.

Рассматривая понятие правовой культуры, исследователи, как правило, выявляют прежде всего его важнейший компонент – правосознание. Действительно, если говорить о правомерном поведении человека – это, как правило, результат глубокого осознания им необходимости исполнения правовых предписаний, убежденности, основанной опять же на осознании определенных ценностей, в правильности совершаемых действий или, наоборот, отказа от совершения, по его мнению, неправомерных действий. Однако, можно ли только на основе анализа правосознания говорить о той или иной правовой культуре человека?

Пытаясь ответить на этот вопрос, исследователи вынуждены обращаться к рассмотрению не только содержания сознания, но и поведения человека. И дело здесь заключается не только в том, что подчас правонарушение становится результатом неосознанного поступка, эмоциональной (иррациональной) реакцией на те или иные конкретные обстоятельства. И в этой ситуации неправомерное (и правомерное) поведение трудно объяснить только содержанием правосознания данного человека. Более того, нередко в деятельности правоохранительных органов отмечаются и такие ситуации, когда правонарушитель грамотно может объяснить неправомерность своего поступка, установить вид совершенного правонарушения и возможные последствия, в том числе и санкции за совершенное правонарушение. Казалось бы можно говорить о том, что для этого человека характерен достаточно высокий уровень правосознания, но его поведение отнюдь не свидетельствует об этом.

С учетом сказанного представляется необходимым, когда рассматривается правовая культура человека, общества, анализировать также и такой компонент как стереотипы поведения, т.е. повторяющиеся образцы поведения, характерные для данного лица, сообщества. Только с учетом такой совокупности – правосознания и стереотипов поведения – анализ правовой культуры будет носить системный и комплексный характер.

Таким образом, в содержании правовой культуры можно выделить:

· ценности – это своеобразный мотивационный базис правовой культуры, включающий, по мнению исследователей, ценности: порядка (ориентация на поддержание стабильности государственно-правовой системы), развития (стремеление к совершенствованию государства и права), равенства (равенства всех перед законом, равенства в правах и обязанностях и др.) и др.;

· представления или когнитивные ориентации – определенное правопонимание, познания о государственно-правовых явлениях прошлого, настоящего и будущего;

· аффективные ориентации – определенные чувства в отношении государственно-правовых явлений (они могут быть как положительными, так и отрицательными, но, как правило, неосознанными, непонятыми);

· оценочные ориентации – суждения и мнения о государственно-правовых явлениях, основанные на рациональном их восприятии, их критическом анализе с учетом сформировавшихся представлений о том, какой характер должны носить (в идеале) такие государственно-правовые явления;

· установки – это готовность к переводу ценностей, представлений, ориентаций в практическую плоскость, определенное поведение;

· поведенческие стереотипы.

Наши рекомендации