Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе.
Россия в начале XXI века. Модернизация общественно-политических отношений.
Путин на премьерском посту (с августа 1999 г.) главное внимание уделил антитеррористической операции в Дагестане и Чечне. Действия террористов в глазах значительной части населения оправдывали жесткую позицию нового главы правительства.
На выборах в III Государственную думу, проходивших 19 декабря 1999 г, значительного успеха добилось избирательное объединение «Единство», которое сложилось лишь в октябре 1999 г. «в поддержку Путина» (лидер – С.Г. Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям). В Думу также вошли КПРФ, «Яблоко», ЛДПР. Радикальные демократы смогли добиться успеха, провели в Думу членов Союза правых сил (СПС) (Б.Е. Немцов, И.М. Хакамада, С.В. Кириенко). Новым объединением центристского типа стало «Отечество – вся Россия». Его возглавили недавний премьер Е.М. Примаков, мэр Москвы Ю.М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В.В. Яковлев.
Путин за первые годы президентства сосредоточил внимание на укреплении государства и скорректировал осуществление экономических реформ.
Летом 2000 г. началась административная реформа. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включившие в свой состав 89 регионов. Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представителей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль за бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодательства с федеральным.
С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы. Среди ее задач постепенное сокращение численности Вооруженных сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы вместо службы с оружием в руках.
В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации.
С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган пи Президенте России – Государственный совет. А в Совет Федерации – верхнюю палату Федерального Собрания – вошли по два представителя от 89 регионов России – от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов.
Путину постоянно вспоминали его «кэгэбэшное» прошлое и обвиняли в стремлении установить жесткий контроль над средствами массовой информации, общественными организациями, региональными органами власти через полномочных представителей. В ответ на критику в России появилась Общественная палата, которая была призвана продвинуть формирование гражданского общества в стране.
Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2011 годах.
В экономической области началась налоговая реформа. Вместо существовавшего прогрессивного налога, достигавшего 30%, вводился единый социальный налог с физических лиц в размере 13%. Одновременно отменялись различные налоговые льготы.
В первый президентский срок Путина регулярно повышалась заработная плата работникам бюджетных организаций и предприятий. Увеличился минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и соответственно стипендии студентов, повысился прожиточный минимум на душу населения, а также оклады военнослужащих и размеры пенсий.
Критики Путина обращали внимание на то, что рост доходов населения отставал от темпов роста инфляции и платы за коммунальные услуги. От снижения налоговых ставок, по мнению аналитиков, выиграли только богатые.
Оценку Путину фактически выставили избиратели. Если в марте 2000 г. за него проголосовало 52% избирателей, то в марте 2004 г. Путин получил более 70% голосов российских избирателей. Абсолютное большинство на выборах в IV Государственную думу в декабре 2003 г. завоевала партия «Единая Россия», которую Путин поддержал. В стране возникла новая политическая ситуация: президент, парламентское большинство и правительство принадлежат к одной «команде».
В марте 2008 г. третьим Президентом РФ стал Дмитрий Анатольевич Медведев, кандидатуру которого поддержал Путин, ставший главой правительства.
Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.
В 2008 г. начался мировой финансово-экономический кризис. Он проявился в форме сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран. Предшественником мирового кризиса стал ипотечный кризис в США, где в 2006 г. началось снижение числа продаж домов. Причинами кризиса посчитали общую цикличность экономического развития, перегрев кредитного и фондового рынков, высокие цены на сырьевые товары (в том числе на нефть). В США, европейских и других странах стали закрываться заводы, банки, газеты и т.д. Выросла безработица.
Осенью 2008 г. российское руководство заявило о том, что Россию кризис тоже затронул. Началось сокращение промышленного производства. Стала быстро расти безработица. Президент РФ Медведев и Председатель Правительства Путин стали повседневно контролировать социально-экономическую ситуацию.
США, европейские и другие страны приняли комплекс мер для преодоления кризиса в национальных границах. На международных встречах «восьмёрки» и «двадцатки» лидеров ведущих стран были приняты меры для стабилизации системы международных экономических отношений, выделены средства для помощи наиболее пострадавшим регионам и странам.
В России государственная поддержка была предоставлена крупным финансово-промышленным группам. Их сохранение «на плаву» российское руководство признало первостепенной задачей для недопущения дальнейшего ухудшения ситуации в стране. Были использованы золотовалютные резервы, накопленные в предыдущие «тучные» годы, когда были большие нефтегазовые доходы. В государственном бюджете появился дефицит. В условиях кризиса численность безработных в России достигала 7 млн. человек. Зарплаты работников государственных учреждений, а также стипендии студентов были заморожены. Было проведено несколько повышений размеров пенсий. Но свой бег ускорила инфляция. Тяжелым ударом по сельскому хозяйству, по экономике страны в целом стало экстремально жаркое лето 2010 г.
Во второй половине 2010 г. руководители страны стали говорить о постепенном выходе из кризиса, о росте промышленного производства, доходов от продажи газа, нефти и другого сырья.
В ноябре 2009 г., несмотря на кризис, президент страны Д.А. Медведев в качестве стратегической задачи для страны провозгласил проведение модернизации в самом широком смысле этого слова.
Внешняя политика РФ.
Внешняя политика России приобрела более динамичный характер после того, как на смену больному и малодееспособному Ельцину пришел энергичный Путин. Он расширил круг посещаемых государств. После террористической атаки на США в сентябре 2001 г. и захвата чеченскими боевиками большой группы заложников в центре Москвы в октябре 2002 г. на международной арене стали лучше понимать действия российского руководства в Чечне, ставшей одним из очагов международного терроризма.
За время существования человечества произошло более 14,5 тыс. больших и малых войн. Среднегодовое число погибших в войнах составило: в XVII в. – 33 тыс., в XVIII – 53 тыс., в XIX – 116 тыс., в первой половине XX в. – 1,2 млн. Больших человеческих жертв требовало решение различных международных вопросов на протяжении всей истории России. С вступлением в XXI в. Россия и россияне как никогда нуждаются в стабильности международной обстановки, без чего крайне затруднительным представляется упорядочить жизнь в стране, осуществлять дальнейшие необходимые преобразования.
Региональные и глобальные интересы России.
Новая Россия к началу XXI в. оказалась в сложном геополитическом положении: сильные соседи, протяженные границы, ослабленная армия, слабая экономика. Западные границы России в связи с расширением НАТО на восток путем включения в состав НАТО бывших стран "социалистического лагеря" (Польша, Чехия, Венгрия) и бывших республик СССР (Латвия, Литва, Эстония) стали весьма уязвимыми. В 1990 г. в НАТО входили 16 стран, в 2008 г. – 26 государств.
У России остался лишь один фактор, заставляющий с ней считаться, - обладание ядерным оружием.
Военный бюджет стран НАТО превышает расходы России на оборону многократно. В обычных вооружениях Россия в четыре раза слабее НАТО.
Статус России в мировом сообществе изменился. Некоторые считают, что Россия, являясь официальной преемницей СССР, сохранив за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН и обладая мощным ядерным потенциалом, осталась мировой державой, с которой должны считаться ведущие западные страны. Российских президентов (Ельцина, Путина, Медведева) западные лидеры приглашали на ежегодные встречи «большой семерки», проявляли уважение в двусторонних встречах. Но в обсуждении действительно важных проблем международной политики слово российских лидеров стало совещательным, но не решающим. Западные лидеры руководствуются лишь собственными национальными интересами.
При резко сократившихся ресурсах Россия сохранила роль регионального лидера и российскому руководству приходится считаться со значительно возросшим влиянием западных стран в Прибалтике, Молдавии, Грузии, азиатских государствах.
Южные границы с Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Украиной обустраиваются крайне медленно из-за нехватки средств. Морское и воздушное пространство защищается с помощью военно-технических средств, которые создавались десятилетия назад и требуют обновления. На юге сохраняется угроза исламского экстремизма. Малонаселенные Восточная Сибирь и Дальний Восток находятся в зоне мощного экономического влияния со стороны таких мировых гигантов как Япония и Китай.
Современные проблемы человечества и роль России в их решении.
Понятие «глобальные проблемы» появилось в международном лексиконе в последней трети XX в. Войны, природные и техногенные катастрофы, новые болезни показали, что жизнь на Земле весьма уязвима. Благодаря обмену информацией, общению на международных конференциях и в международных организациях постепенно пришло понимание того, что многие проблемы являются действительно глобальными.
Во-первых, это социально-экономические и политические проблемы: угроза ядерной войны; дисбалансы в развитии мирового хозяйства; прогрессирующая отсталость слаборазвитых стран; международный терроризм; региональные военные конфликты; гонка вооружений.
Во-вторых, это экологическая, энергетическая, продовольственная, сырьевая, мирового океана, освоения космоса, то есть природно-экономические проблемы.
В-третьих, постоянно дают о себе знать острые социальные проблемы: демографическая; голод, эпидемии, невежество; межнациональные конфликты; урбанизации; духовной и моральной деградации; болезни.
Проблемы называются глобальными, так как могут быть решены только совместными усилиями всего человечества. Если оно не хочет исчезнуть с поверхности земного шара.
Российское руководство выдвинуло немало инициатив, направленных на разрешение существующих глобальных проблем. Так, после распада СССР Россия выступила гарантом соблюдения подписанных в своё время соглашений, ограничивающих потенциалы оружия массового поражения. На территорию России были перемещены запасы ракетно-ядерного оружия из ряда бывших республик СССР. После продолжительных переговоров в 2010 г. был подписан договор ОСВ-3, который стал очередным шагом по сокращению опасности ядерной войны.
На собственной территории россияне вплотную столкнулись с проблемой международного терроризма. Крупный вклад наша страна вносит в решение энергетической проблемы, которая остро стоит в странах, не обладающих собственными запасами газа, нефти, угля, гидроресурсами. Значительная часть потребностей европейских и азиатских стран удовлетворяется за счёт экспорта энергоносителей из нашей страны. Россия является одной из ведущих стран в области атомной энергетики. Россия остаётся одним из лидеров в освоении космического пространства. Не стоит недооценивать роль транспортных путей, которые пересекают территорию современной России. Сохраняет свои международные позиции, своё всемирное значение российская культура.
Решение глобальных проблем современности само по себе представляет глобальную проблему, так как требует согласования самых разнообразных интересов, выделения огромных финансовых средств, четкой координации действий всех заинтересованных сторон и последовательной политики на протяжении длительного времени.
Изучение дисциплины «История» является одним из элементов понимания простого тезиса – Земля у нас одна, Россия у нас одна. Нам по силам это сберечь.
Вопросы для повторения и размышления к главе 13.
1. Что несет глобализация различным регионам и странам?
2. Каковы итоги развития России в первое десятилетие XXI века?
3. Какая модернизация нужна России?
4. Что может сделать молодёжь для России?
Литература к главе 13.
n Гродненский Н.Н. Вторая чеченская: история вооруженного конфликта.- М.: Русская панорама, 2010.
n Дзарасов Р.С. Пятидневная война на Кавказе: события и размышления.- М.: URSS, Либроком, 2009.
n Паршев А.П. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь. М., 2003.
n Российская модернизация: размышления о самобытности. М., 2008.
n Семенов В.С. Социализм и революции XXI века. Россия и мир.- М.: URSS, ЛИБРОКОМ, 2009.
n Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М., 2003.
n Фортунатов В. В. Кто и куда ведёт Россию? От харизмы до маразма.- СПб.: Питер, 2009.
n Фортунатов В. В. Россия в 2017 году. Чем закончатся эксперименты со страной?- СПб.: Питер, 2011.
n Экономическая повседневность в жизни россиян (1917-2007 гг.). Вып. 1. Учебное пособие / Под ред. В.В. Фортунатова.- СПб.: ПГУПС, 2008.
Литература ко всему учебному пособию.
n Андреев А. Р. Государь: власть в истории человечества.- М.: Дилектус, 2009.
n Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М., 2008.
n Басовская Н. И. Человек в зеркале истории.- М.: Астрель: Олимп, 2009.
n Васильев Л. С. Всеобщая история: (учебное пособие: в 6 т.).- М.: Высшая школа,2007.
n Всеобщая история дипломатии: (войны и перемирия, договоры и союзы, конфликты и соглашения, секретные миссии, искусство переговоров, дипломатический этикет, церемониал и протокол).- М.: Эксмо, 2009.
n Вудс Т. Как Католическая церковь создала западную цивилизацию.- М.: ИРИСЭН: Мысль, 2010.
n История международных отношений: основные этапы с древности до наших дней: учебное пособие.- М.: Логос, 2007.
n История России: с древнейших времен до начала XXI века (учебное пособие). Под. ред. чл.-кор. РАН А.Н. Сахарова.- М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
n История человечества: (в 8 т.).- Под ред. З. Я. Де Лаата.- Париж, UNESCO; М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2003.
n Красняк О. А. Всемирная история: (единое представление о закономерностях исторического развития стран Запада и востока с древнейших времен до наших дней).- М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2008.
n Отечественная история: Учебное пособие для технических вузов / Под ред. В.В.Фортунатова.- СПб.: Питер, 2005.
n Садохин А.П. История мировой культуры: учебное пособие для вузов.- М.: Юнити, 2010.
n Уэллс Г. Д. Всеобщая история мировой цивилизации.- 2-е изд.- М.: Эксмо, 2007.
n Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов.- СПб.: Питер, 2007.
n Фортунатов В. В. Коды отечественной истории. Пособие для тестируемых выпускников (ЕГЭ), абитуриентов и студентов вузов.- СПб.: Питер, 2009.
n Фортунатов В.В. Российская история в лицах.- СПб.: Питер, 2009.
n Фортунатов В. В. Пятая власть. Очерки истории и современного состояния гражданского общества в России.- СПб.: Знание, 2010.
n Фортунатов В. В. Российская история в афоризмах.- СПб.: Питер, 2010.
n Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций.- СПб.: Питер, 2011.
n Шапталов Б. Н. Феномен государственного лидерства: экспансия в мировой истории.- М.: Крафт+, 2008.
n Яковлев И. А. История человечества: история отношений человека и природы как цивилизационный процесс.- СПб.: Алетейя, 2006.