Система административно-судебного управления горскими народами Северного Кавказа
Еще в 1587 г. в вассальные отношения с Россией вступила Кабарда, состоявшая из нескольких княжеских уделов Большой и Малой Кабарды со сложившейся феодальной структурой. Оказавшись в близком соседстве с Кавказской линией, Кабарда приобрела первостепенное значение как стратегически важный регион в условиях постоянной напряженности в русско-турецких отношениях207. Постройка крепости Моздок и появление казачьих поселений вокруг него вызвали сильное недовольство кабардинских князей, использовавших эти земли как пастбища. Местные феодалы не желали допустить расширения российской кордонной линии и появления новых укрепленных пунктов на кабардинской территории. Часть князей вместе с зависимыми крестьянами переселилась за Кубань, в верховья реки Кумы. Зрели сепаратистские настроения, более того, готовилось нападение на Моздок208. Провоцирующую роль играла активная протурецкая кампания адептов османских властей. Используя недовольство кабардинских крестьян переселением, командующий войсками на Кавказской линии генерал Н.В. Медем вернул их на прежние земли, "приведя к присяге на подданство российской императрице"209. Командующий учредил также должность главного пристава "для наблюдения за кабардинскими князьями"210. Новое обострение русско-турецких отношений породило именной указ от 20 августа 1766 г., в котором население Кабарды объявлялось "поселенным войском"211. Было сформировано кабардинское ополчение, принимавшее участие в боевых действиях против Турции и шейха Мансура (лидера религиозного движения в Чечне).
Очередной всплеск недовольства кабардинских князей вызвало строительство Кавказской и Усть-Лабинской крепостей и перенесение Кавказской линии к югу, на территорию их зимних пастбищ. Пристав обнаружил неспособность контролировать обстановку и предотвращать конфликты. Первостепенной задачей российского правительства стало ослабление влияния местных феодалов и духовенства. Екатерина II предлагала ввести новое судопроизводство212. В 1793 г. в Кабарде открылись суды и расправы для разбора гражданских дел в соответствии с нормами адата (родового права). Родовой суд избирался в составе председателя и семи заседателей, включая кадия (из сословия узденей) и подчинялся Верхнему пограничному суду, который рассматривал уголовные дела.
Это подвело юридическую основу под наказания кабардинцев, нападавших на воинские гарнизоны и казачьи станицы. Введение нового судопроизводства встретило всеобщее недовольство, часто выливавшееся в открытые выступления (в 1794, 1795, 1799, 1804 гг.).
Вступивший на пост Главноуправляющего П.Д. Цицианов, более осведомленный о реалиях Кавказа, чем другие, предложил свою программу усовершенствования системы управления в крае213. Место пристава занял "управляющий делами Кабарды" (генерал-майор Дельпоцо), а в 1807 г. было введено судопроизводство по шариату: открывались два духовных суда (мехкеме). Муллы и кадии также получили право судебных разбирательств. Общее управление Кабардой по-прежнему осуществляли военные власти214.
В начале 20-х гг. вновь обострились противоречия между Россией и Турцией. В целях укрепления российских позиций на Кавказе А.П. Ермолов принял решение о. строительстве новых крепостей в Кабарде и укреплении безопасности дороги, связывавшей Екатеринодар с Владикавказом. Вступление на территорию Кабарды отряда под командованием Коцарева вызвало в 1832 г. восстание, жестоко подавленное Ермоловым. Он объявил кабардинскую землю собственностью самодержавного правительства и обещал раздавать ее лишь тем лицам, которые преданы России215. Прокламацией от 29 августа 1822 г. Ермолов огласил решение об учреждении в крепости Нальчик Временного кабардинского суда216. Членов суда назначали российские власти (из представителей князей, узденей и кадия), для ведения документации привлекался российский чиновник. Уголовные преступления согласно указу от 24 июля 1822 г. подлежали рассмотрению в военных судах.
В 1781 г. в состав России вошла значительная часть территории Чечни. Принципы взаимоотношений с местным населением были оформлены специальной грамотой, согласно которой большинство "вайнахских обществ" присягали императрице Екатерине II. Территорию Чечни населяли союзы сельских обществ — мичиковцев, ичкеринцев, ауховцев, качкалыковцев. Административный контроль над чеченскими обществами осуществляли кизлярский комендант и командиры кордонов Кавказской линии. В 1807 г. надзор над чеченцами был препоручен калмыцкому приставу (калмыки населяли районы степного Предкавказья), где уже существовали свои органы административного управления217.
Постоянные набеги горцев на Кавказскую губернию привели к посылке карательных отрядов, которые регулярно наводили порядок в Чечне. Сельские старшины чеченцев выступали в роли связующего звена между властями и местным населением. Кавказская администрация стремилась всячески привлечь старшин на свою сторону, используя для этого любые средства.
29 ноября 1811 г. управление чеченцами (а также и кумыками) перешло к кордонным начальникам218. Надо сказать, что никаких иных мер, помимо названных, в отношении чеченцев не предпринималось. С назначением Ермолова политика царских властей заметно активизировалась. Генерал перенес линию укреплений с реки Терек на реку Сунжа и начал строительство крепости Грозной и укреплений Преградный стан и Назрановское (в 1818 г.). Тогда же было учреждено и приставство, призванное осуществлять полицейский контроль и наказывать нарушителей порядка. Одной из задач пристава стало наблюдение за выполнением чеченцами воинской повинности; сам пристав подчинялся командующему левым флангом Кавказской линии.
Вскоре кавказские власти разработали проект организации так называемого Чеченского народного суда. Его члены, в отличие от кабардинцев, были выборными (из пяти представителей знати и духовенства). В состав суда вводились российские офицеры в должности председателя и секретаря. Наряду со своими непосредственными функциями суд обязан был собирать сведения о податях и повинностях и выдавать билеты для проезда через Кавказскую линию. В дальнейшем, с началом Кавказской войны, административное строительство в Чечне оказалось парализованным на несколько десятилетий.
В 1744 г. в состав России вошла Осетия. В ее восточной части располагалось Тагаурское общество, в бассейне рек Фиагдона и Урсдона — Куртатинское общество, в бассейне реки Ардон — Алагирское общество, а в западных ущельях — Дигорское общество (в свою очередь, дробившееся на три образования). Значительная часть осетин переселилась на равнинные земли и жила вокруг крепости Моздок. Власти разрешили им пользоваться "казенными вольностями"219. Контроль над осетинским населением осуществлял комендант крепости.
Важным этапом в процессе административного подчинения осетин стало строительство крепости Владикавказ, с окончанием которого функции надзора были переданы коменданту новой крепости220. Что касается жителей горных районов Осетии, формальный контроль над ними осуществляли командиры небольших укреплений (редутов), расположенных вдоль Военно-Грузинской дороги. Нередко, для привлечения осетинской знати, власти препоручали контроль местным владетелям221.
Ермолов учредил в Осетии в 1816 г. волостное управление. Старшины избирались из "уважаемых народом" лиц222. По замыслу Ермолова, во главе Осетии должен стоять "военный начальник", который бы мог побуждать осетин к военной службе В 1818 г. на Осетию распространили дорожную и подводную повинности. Кавказские власти проявляли заинтересованность в переселении горных жителей на равнину, чтобы плотно заселять земли мирным населением и снимать таким образом напряженность в ключевых стратегических пунктах (к примеру, вдоль Военно-Грузинской дороги). Из-за нехватки земель приходилось действовать по специально разработанному плану223.
В Осетии лишь в 1828 г. власти приступили к разработке основ судопроизводства. В состав суда должны были войти "почтеннейшие владельцы" из осетин и старшины от назрановских ингушей, а возглавлял его владикавказский комендант или назначенный властями российский офицер. Ингуши отказались от участия в работе Владикавказского суда, ссылаясь на различие норм обычного права, и просили учредить для них свой суд под руководством их пристава майора Щелкачева. Просьба была удовлетворена.
В 1830 г. после карательной экспедиции в Осетию и Ингушетию Владикавказский инородческий суд был реорганизован в окружной, а для осетин и ингушей учреждались должности приставов. На место пристава для осетин назначили хорунжего Константинова и определили ему в помощники четырех местных феодалов. Назрановские ингуши по-прежнему находились в ведении своего пристава. Жители Дигорского ущелья относились к Кабарде, а население глубинного Алагирского ущелья подчинялось назначенному властями управляющему. Пристав осуществлял общий надзор над осетинами, помогал в расквартировании войск и следил за сбором податей224.
Владикавказскому окружному суду было предписано руководствоваться правилами "Учреждения о губерниях" и рассматривать не только гражданские, но и уголовные дела. Это был первый опыт распространения законов Российской империи на кавказские народы, реализованный Главноуправляющим И.Ф. Паскевичем-Эриванским. Он писал императору в 1830 г.: "Везде учреждения временные; странная смесь российского образа правлений с грузинским и мусульманским; нет единства ни в формах правления, ни в законах, ни в финансовой системе"225. Паскевич был противником военного управления и стремился форсировать процесс установления гражданской власти.
Дагестан даже на общем фоне Кавказа поражал своей этнической пестротой. Многочисленные этносы края объединяла конфессиональная принадлежность — все они исповедовали ислам. Мусульманская религия пустила, на наш взгляд, наиболее глубокие и прочные корни именно в этом регионе, ставшем средоточием культовых сооружений и очагом исламского влияния.
К началу XIX в. Дагестан состоял из десяти с лишним крупных владений и нескольких десятков союзов сельских общин. Каждое из его феодальных образований имело свою отдельную предысторию взаимоотношений с Россией. В северо-восточной части Дагестана находились владения Эндереевское, Аксаевское, Костековское. К югу от реки Сулак располагалось шамхальство Тарковское с пятью уделами. Западнее шамхальства находилось Мехтулинское ханство. По соседству с ним — Дербентское ханство, Табасаран (состоявший из майсумства и владения кадия). В Южном Дагестане существовали Кюра-Казикумухское и Аварское ханства, Акуша-Дарго и союзы сельских общин: аварских, даргинских и лезгинских226.
Ханы, уцмии, шамхалы, майсумы являлись сюзеренами подвластной им территории и осуществляли свою власть, опираясь на дружины нукеров. Владетели обладали всеми правами судопроизводства и самолично разбирали возникавшие конфликтные ситуации.
Сложная и запутанная структура общественного устройства в Дагестане препятствовала выработке каких-либо общих установлении административного характера и побуждала российское правительство действовать посредством отрывочных частных мер. Первое прямое вмешательство во внутреннюю жизнь дагестанских обществ произошло в 1812 г., когда было учреждено Управление Дербентской и Кубинской провинциями, а сельские союзы Самурской долины поставлены под контроль коменданта, назначаемого военными властями в г. Куба227. В 1821 г. шамхальство Тарковское признало верховную власть России, и в Тарках (центре шамхальства) появилась российская крепость с администрацией. Табасаранские правители (они приняли российское подданство в 1791 г.) в 1823 г. подчинились дербентскому коменданту. Мехтулинское ханство присоединилось к империи в 1821 г. и отныне управлялось с участием русского штабного офицера. Кюра-Казикумухское ханство вошло в состав России в 1812 г. и в прежнем виде просуществовало до 60-х гг. Аварский хан принял российское подданство в 1801 г. Однако его ханство постоянно раздирали распри, и в конце концов оно оказалось под властью Шамиля228.
Начавшаяся Кавказская война привела к блокированию многих районов Дагестана, что отодвинуло процесс утверждения российской административной системы на несколько десятилетий.