Электронное правительство в россии

Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства на период до 2010 года была утверждена постановлением Правительства РФ от 16 августа 2007 г. в качестве дополнения к Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 гг.)». Предполагалось, что реализация мероприятий программы позволит уменьшить административную нагрузку на население и организации, повысит скорость и качество предоставляемых государственных услуг, что в свою очередь положительно отразится на общем уровне доверия населения к государству. Однако по прошествии четырех лет эксперты констатировали отсутствие практически значимых результатов в ее реализации. В 2002–2005 годах в рамках ФЦП «Электронная Россия» было выполнено всего лишь 2,5 % от общего объема запланированных проектов информатизации органов власти. Объем финансирования программы из федерального бюджета в этот период не превышал 25 % от предусмотренной суммы. В последующие годы в ФЦП неоднократно вносились существенные изменения. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ оценило возможность продления сроков действия программы на 2011–2012 годы и предложило считать это нецелесообразным.

Итак, электронное правительство в России планировалось создавать в два этапа.

12008 год — разработка и утверждение необходимых правовых и технических документов и регламентов.

22009–2010 годы — практическое внедрение системы в министерствах и ведомствах.

По расчетам Мининформсвязи России, социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации концепции в период 2007–2010 годов могла составить примерно 74 млрд руб. Однако указанные сроки не были соблюдены, в результате в сентябре 2009 года в программу «Электронная Россия» было внесено очередное изменение. В ее новой редакции были определены мероприятия, цели и показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства.

Инфраструктуру электронного правительства планировалось строить на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной основе его функциональных элементов:

· информационных систем федеральных органов исполнительной власти;

· информационных систем субъектов РФ;

· информационных систем органов местного самоуправления;

· элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных;

· библиотек и ФГУП «Почта России»;

· ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания;

· сайтов государственных органов в сети Интернет;

· региональных многофункциональных центров оказания услуг.

Кроме оказания услуг для граждан и организаций и создания инфраструктуры электронного правительства предполагалось построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом реализации приоритетных национальных проектов. Создание такой системы, получившей название Государственная автоматизированная система «Управление», призвано было решить задачу совершенствования управления в России в рамках проведения административной реформы.

В новой редакции программы «Электронная Россия» предусматривалась реализация мероприятий по следующим основным направлениям совершенствования системы государственного управления:

· формирование системы стандартов и рекомендаций в сфере использования ИКТ в государственном управлении;

· обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе ИКТ и интеграция государственных информационных систем;

· обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ;

· внедрение информационных систем управления деятельностью органов государственной власти;

· создание информационных систем органов государственной власти, обеспечивающих деятельность Президента РФ, Правительства РФ, а также Федерального Собрания РФ;

· создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти;

· повышение уровня квалификации, профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования ИКТ.

Оператором создания инфраструктуры электронного правительства в 2009 году была утверждена компания «Ростелеком». В рамках создания инфраструктуры электронного правительства в 2010 году было подписано постановление Правительства РФ, определяющее срок запуска единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Главная функция этой системы — налаживание обмена между ведомствами информацией, необходимой для оказания государственных услуг населению. Документ обязывает ведомства соблюдать сроки перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде. К системе должны будут подключиться не только федеральные, но и региональные системы межведомственного электронного взаимодействия.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Можно констатировать, что в настоящее время в России созданы концептуальные основы электронного правительства, происходит массовое внедрение ИКТ в деятельность государственных и муниципальных органов власти. Однако в целом Россия пока значительно отстает от многих стран мира. Согласно аналитическому обзору ООН (2008 год) о готовности стран к внедрению электронного правительства среди 192 стран, охваченных обзором, Россия занимала 60 место. В предыдущем обзоре (2005 год) она находилась на более престижном 50 месте. По отдельному показателю участия граждан в управлении государством Россия занимала 98 место вместе с Республикой Беларусь, Руандой и Узбекистаном.

По состоянию на конец 2010 года система электронного правительства внедрена и наиболее успешно функционирует в Республике Татарстан и Свердловской области. Ведется работа по внедрению аналогичных систем еще в нескольких регионах России.

Анализ реализации концепции создания в России электронного правительства показал, что основной акцент делается на построении единой информационной инфраструктуры государственного управления, стандартизации программного обеспечения и информационного регулирования, при этом не реформируются сами взаимоотношения власти, бизнеса и населения. Кроме того, практически не учитываются преобразования, проводимые в рамках административной реформы. В то же время при проведении административной реформы ощущается недостаток механизмов достижения заявленных целей и решения поставленных задач.

В этой связи внедрение электронного правительства должно рассматриваться не только как механизм совершенствования государственного управления, но и как составная часть проведения административной реформы. Методология электронного правительства, став содержательной частью административной реформы, могла бы способствовать созданию более компактной системы исполнительной власти, что позволило бы разработать и эффективно использовать механизмы защиты прав гражданина и законных интересов предпринимателей. Для успешной реализации проекта электронного правительства необходим переход от ведомственной ориентации деятельности государства к ориентации на удовлетворение нужд и потребностей граждан.

Эффективное использование современных возможностей информационно-коммуникационных технологий позволяет постепенно перейти от концепции электронного правительства (e-government) к концепции электронного управления (e-governance). Практическое внедрение технологий электронного правительства потребует преобразования самих органов государственного управления, поскольку существующие в настоящее время в них технологии власти и управления не смогут реализовать новые функции. Кроме того, потребуется формирование нового мышления и стиля работы чиновников во всей государственной бюрократической машине сверху донизу. Если в основе концепции электронного правительства лежат понятия открытости правительственной информации и предоставление публичных услуг онлайн, то новое мышление и новый стиль управления должны базироваться на таких понятиях, как сотрудничество, взаимодействие, участие и координация.

Для России электронное правительство должно стать необходимым компонентом эффективного управления. Внедрение технологий электронного правительства позволит:

· повысить прозрачность подготовки и принятия решений, законодательных актов;

· сократить бюрократический аппарат и соответственно затраты на его содержание;

· значительно упростить все необходимые государственные процедуры для граждан и бизнеса при предоставлении государственных услуг, что заметно уменьшит возможность коррупционных действий;

· повысить уровень эффективности государственного управления и, как следствие, международный имидж государства.

Кроме того, внедрение электронного правительства может внести определенный вклад и в увеличение темпов роста экономики. По оценкам специалистов, повышение эффективности государственного управления может дать до 2 % темпов прироста ВВП.

В октябре 2010 года Правительство РФ утвердило государственную программу «Информационное общество (2011–2020 гг.)». Основная цель программы — повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса. Программа состоит из следующих разделов:

· электронное государство. Повышение эффективности государственного управления;

· развитие российского рынка ИКТ и российских технологий;

· обеспечение перехода к цифровой экономике;

· преодоление цифрового неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества;

· обеспечение безопасности в информационном обществе;

· развитие цифрового контента. Перевод контента в электронный вид.

Расходы федерального бюджета на «Информационное общество» оцениваются в 123,1 млрд руб. ежегодно. Из них на внутренние проекты будет тратиться по 3,1 млрд руб. в год. Средства субъектов Федерации, которые будут выделяться на программу, составят около 50 млрд руб. в год. Кроме того, в построении «информационного общества» активно будет участвовать бизнес: разработчики программы рассчитывают, что внебюджетные расходы ежегодно будут составлять 200 млрд руб. По мнению разработчиков программы, ее успешная реализация позволит России к 2020 году войти в первую десятку стран мира по индексу развития информационных технологий и в двадцатку стран по рейтингу развития электронного правительства и сетевого общества.

30. Роль общественного и парламентского контроля в системе противодействия коррупции.

Наши рекомендации