Плохие новости стали постоянным фоном российской жизни (Открытое письмо Г. А. Зюганова президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву, 25.12.2010 г.)
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Господин президент!
Плохие новости стали постоянным фоном российской жизни. Криминальный беспредел краснодарской Кущевки и молодежный бунт на Манежной площади Москвы встали в один ряд с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, пожаром в ночном клубе Перми "Хромая лошадь" и взрывом на лучшей шахте Кузбасса "Распадская". Все это – не случайные явления. Каждое из этих событий звучит, как набат, как предупреждение, как призыв к коренным переменам.
Непрофессионализм власти продолжает сжигать Россию. На всех ее этажах как воздух нужны кадры, способные решать самые сложные и ответственные задачи. Но важнейшие кабинеты в стране продолжают занимать те, чьи имена прочно связаны с бесконечной чередой провалов и неудач. Финансовая политика Кудрина все так же обескровливает экономику и российские регионы, душит село и науку, малый и средний бизнес. Армия и флот отданы на откуп Сердюкову, который издевается над Вооруженными силами, плодит безработицу, выгоняя на улицу сотни тысяч офицеров и прапорщиков.
Эксперименты Фурсенко уничтожают классическую русскую и советскую систему образования. Способность школьников мыслить подменяют пошлой угадайкой в виде ЕГЭ. Система внешкольной работы и дошкольного воспитания почти пол ностью разрушены. Модернизация – Ваше любимое детище – отдана на откуп "изобретателю" ваучера, а атомная промышленность – вчерашнему дефолтнику.
Парламент в его нынешнем виде не способен поправить бездарные действия кабинета министров. Силой закона осеняются самые губительные решения. Даже после невиданных пожаров минувшего лета Госдума не спешит с изменением Земельного, Лесного и Водного кодексов. Вместо этого депутатское большинство из "Единой России" голосует за бюджет, от которого не пахнет заботой о людях и научно-техническим прогрессом.
Дмитрий Анатольевич, с таким составом министров и такой правящей партией в стране не навести элементарного порядка. С такой командой не создать общественного настроя, способного стать питательной основой модернизации России.
Ведущие телеканалы страны 24 часа в сутки насаждают русофобию и насилие, ненависть и презрение к отечественной истории, ежедневно окунают жителей российских городов и сел в духовные отбросы и нечистоты. Эта информационная политика уничтожает здоровые отношения между людьми, образует пропасть между поколениями, отбрасывает нацию в состояние дикости.
Стоит ли удивляться, что в мировых рейтингах по качеству человеческого потенциала Россия откатилась в разряд отсталых стран? Стоит ли удивляться, что даже на Вашей родине – в культурной столице страны – взрывают памятники Ленину и готовы "утопить у причала" легендарную "Аврору" – боевой крейсер, прошедший через горнило трех войн?
Сегодня каждому трезвомыслящему человеку ясно, что нужно срочно менять курс и оздоравливать ситуацию в стране. Вместо этого подчиненный непосредственно Вам Совет по развитию институтов гражданского общества и правам человека вдруг озаботился задачей "десталинизации" российского общества. Руководитель Совета М. Федотов и его единоверцы предлагают принять президентский Указ, запрещающий "прославления сталинизма" и жаждут судебного разбирательства по поводу "преступлений режима". Наводя тень на плетень, члены Совета активно используют термин "тоталитаризм", изобретенный в прошлом веке американскими рыцарями холодной войны.
Как человек с университетским образованием, Вы, Дмитрий Анатольевич, не можете не знать, что нарушения законности в 30-50-е годы прошлого века были решительно осуждены уже в годы Советской власти. Причем произошло это не только в 1956 году и в последующий период. Партией и самим Сталиным это было сделано еще в 1930-е годы. И уже тогда большое число незаконно осужденных получило свободу, было реабилитировано.
Не можете Вы не знать и того, что разоблачение так называемого культа личности было организовано Н. С. Хрущевым отнюдь не из соображений справедливости и законности. Данный шаг был подчинен логике борьбы за власть. Одновременно он явился попыткой Хрущева снять с себя обвинения в грубых нарушениях социалистической законности и невинных жертвах. Развернутая им кампания уже тогда нанесла серьезный удар по единству и сплоченности нашего общества, по международному авторитету страны, по нашим союзникам и друзьям во всем мире.
Сегодня российским гражданам стоит понимать причины и второго острого приступа борьбы со "сталинизмом" во времена "перестройки". Шквал обвинений был организован Горбачевым, Яковлевым и их сподвижниками как часть широкомасштабного плана по демонтажу советского общества и государства, подрыву безопасности СССР, ликвидации всей системы наших союзов. Именно их политика опрокинула Советскую страну в тот исторический провал, из которого Россия не может выбраться до сих пор.
Несмотря на полученные уроки, мы вновь встречаем попытку лиц из Вашего, Дмитрий Анатольевич, окружения организовать кампанию борьбы с так называемым тоталитаризмом. Неужели Вас, как президента России, может устроить подмена общественной дискуссии о путях модернизации страны кампанией по борьбе с историей наших отцов и дедов? В случае воплощения в жизнь эти действия неизбежно ввергнут российское общество в состояние болезненной ломки и хаоса. На фоне острейших экономических проблем, разгула коррупции и бандитизма, растущего отставания страны в научно-техническом отношении такая кампания ведет прямиком к крушению уже нынешней России.
Как известно, Российская Федерация явля ется официальным правопреемником и продолжателем Союза ССР. Это его место мы занимаем в Совете Безопасности ООН. И Вы, как президент России, юридически являетесь наследником основателя Советского государства В. И. Ленина, а вместе с ним И. В. Сталина и других руководителей СССР. Нравится это кому-либо или нет, но дело обстоит именно так. И Вы, как глава государства, должны отдавать себе отчет в той ответственности, которую несете за обеспечение исторической преемственности власти в России, за единство и целостность нашей страны.
Следует помнить, что минувшее столетие принесло человечеству два кризиса капитализма, которые закончились кровавыми мировыми войнами. Приближается 70-летие начала Великой Отечественной войны, ставшей самым тяжелым испытанием для нашего народа. На пути к этой печальной годовщине, в условиях нового мирового кризиса происходит подготовка ко вступлению России в ВТО. Тем самым экономика страны становится еще более зависимой от колебаний на мировых рынках. Одновременно с этим ведется странное заигрывание с НАТО. Втягивание России в фарватер политики этого военно-политического блока грозит полным подрывом национальной безопасности. Вряд ли все это можно считать разумной политикой, достойной великих побед нашего народа.
Все остатки оборонной мощи России, весь потенциал промышленности и сельского хозяйства, еще сохранившийся после погромных "реформ", были созданы самоотверженным трудом нескольких поколений советских людей. То, что мы вообще существуем как единый многонациональный народ, стало возможным благодаря тому, что сталинская политика партии большевиков к началу Великой Отечественной войны вывела отсталую страну на второе место в мире. Именно эта политика в годы военных испытаний позволила одолеть чудовищную военную машину Гитлера, созданную с участием всей Европы. Дальнейшие успехи СССР в мировой гонке за лидерство, его превращение в сверхдержаву не отрицают даже самые злобные антисоветчики за рубежом. Но ведь эти успехи пол ностью основывались на беспрецедентном для мировой истории прорыве, совершенном нашим народом в 30 – 50-е годы ХХ века!
Дмитрий Анатольевич, как Вы думаете, неужели российские ниспровергатели пьедесталов вовсе разучились соображать? Неужели им никогда не приходила в голову мысль о том, что народ, ставший жертвой "преступного тоталитарного режима", просто не способен на те озарения и прорывы, которыми готов восхищаться весь мир? Что великие взлеты могут совершать только счастливые и свободные от угнетения люди?
Давайте вспомним, сколько человек прошло через Коммунистическую партию Советского Союза. В их числе были Жуков и Рокоссовский, Шолохов и Твардовский, Курчатов и Королев, Гагарин и еще сорок миллионов наших соотечественников. Они мыслили и творили, любили и созидали, поднимались в атаку и на трудовые подвиги. Так неужели память о них можно взять и бросить в топку чьей-то сумрачной ненависти?!
Да, Советская страна любила ставить памятники своим героям, называть их именами улицы городов и сел. Но стоит ли сомневаться, что и грядущие поколения охотно поставят памятники тем, кто избавит страну от разграбления и бесконечной "кущевки", длящейся уже два десятилетия. Да-да, прошло уже 20 лет с момента уничтожения "тоталитарного режима"! Только где же райские кущи щедро обещанного народного благоденствия? Где эффективность экономики и высокое качество жизни? Где Нобелевские премии, полученные за научные открытия и литературные шедевры? Где звонкие олимпийские победы?
Дмитрий Анатольевич, Ваш Совет по развитию институтов гражданского общества и правам человека существует не первый день. Так, может быть, уже пришла пора спросить этих "правозащитников" во главе с Федотовым о том, какова польза от их деятельности? В стране, согласитесь, уйма проблем. Два миллиона детей в нашей стране не пошли 1 сентября в школу. Число беспризорников превысило миллион. Безудержно растет количество преступлений в отношении детей и подростков. Число наркоманов достигло 6 миллионов. Государству стоило бы позаботиться о них, а заодно также о 12 миллионах инвалидов и 39 миллионах пенсионеров.
Пора бы всерьез подумать об оздоровлении нации, сделать подлинно национальными проектами сбережение населения и развитие отечественной культуры, поддержку массового спорта. Ведь без культурного подъема не обеспечить научно-технического рывка. Без широкодоступных спортивных сооружений не вырастить чемпионов, способных снискать славу на Олимпиаде в Сочи и на чемпионате мира по футболу в 2018 году в России.
Каково же участие членов президентского Совета в защите важнейших социальных прав граждан? Каково их участие в борьбе против нагло попираемых ныне прав на жизнь и безопасность, на труд и обеспеченную старость, на свободу печати и собраний, на честные и свободные от манипуляций и подтасовок выборы? Или больно уж мелочными кажутся эти вопросы для членов Совета? А если так, то не слишком ли специфичен сам состав собранных в нем "правозащитников"?
Увы, отнюдь не гремят на всю страну имена членов Совета как народных любимцев, вступающихся за права человека. Люди просто не знают имен этих деятелей. А если и знают, то хорошо помнят, как реагировали иные из этих "правозащитников" на расстрел российского парламента Ельциным в 1993 году, как вели себя в период его импичмента за преступления против народа и государства, как обогащались они в ходе дефолта 1998 года.
Я обращаюсь к Вам, Дмитрий Анатольевич, как к Верховному главнокомандующему Вооруженными силами. Помимо качества вооружений и боевой подготовки решающее значение для солдата, матроса и офицера России всегда играла гордость за свое Отечество, за великие свершения предков. Ими неизменно руководила ответственность за сбережение и приумножение достигнутого отцами и дедами. И самые высокие из этих свершений были достигнуты именно в советское время. Лишь Иваны, родства не помнящие, или уж совсем злобные враги Отечества смеют называть это время "преступным". Только за что тогда предлагают ниспровергатели воевать новым защитникам Отчизны в случае внешней агрессии? За "тоталитарное" прошлое? Или за "кущевское" настоящее?
Я обращаюсь к Вам, как к руководителю внешней политики нашего государства. Вы справедливо отмечали, что масштаб исторических фальсификаций в последнее время нарастал и в ближнем, и дальнем зарубежье, и что этим попыткам необходимо противостоять. Конечно же, нельзя было не реагировать на активизацию последователей фашистских недобитков в ПАСЕ. Невозможно было не замечать бесчинств наследников прибалтийских эсэсовцев и бандеровских последышей. И мы видели, как подлые намерения внешних сил "осудить" Советский Союз, приравнять его к гитлеровской Германии встречали закономерное, хотя порой и робкое сопротивление официальной России. Но в чем же был смысл этих действий, если теперь из близких к Вам кругов раздается трубный зов устроить позорное судилище над советской историей? В чем был смысл сделанных ранее шагов, если теперь Вы так охотно поднимаете тему Катыни, а "Единая Россия" забывает даже упомянуть о 130 тысячах "красных" солдат и командиров, сгинувших в польском плену в 1920-е годы?
Российское общество замечает, как непоследовательное поведение первых лиц государства подстегивает федотовых, млечиных и сванидзе устраивать "Суд истории". Люди замечают и то, что такого рода "суды" ведут не к справедливому вердикту, а к преступным попыткам расправиться с целыми поколениями наших соотечественников. Все это живо напоминает позорные эпизоды начала 1990-х годов. Именно тогда под патронатом Ельцина Федотов и ему подобные уже предпринимали попытку "осудить" советское прошлое. Но, видимо, Вы хорошо помните, что фарс, подававшийся как "процесс над КПСС", потерпел оглушительный провал. Да и могло ли быть иначе со спектаклем, напоминающим о нацистском судилище над Георгием Димитровым в Лейпциге в 1930-е годы?
Весьма странно, что до сих пор кое-кому из нынешних российских "правозащитников" снятся лавры поджигателей рейхстага. Любителям политических провокаций стоит не забывать, что у истории своя логика. Поджог рейхстага закончился преследованием отнюдь не только коммунистов. Вслед за ними в концлагеря гитлеровской Германии отправились социал-демократы, профсоюзные активисты и еще многие несогласные. Так что любителям судилищ следует помнить, что игра с огнем часто заканчивается большими пожарами.
Дмитрий Анатольевич, если дать волю историческим пачкунам и политическим шарлатанам, они с удовольствием устроят самый похабный шабаш в нашей стране. Это как же следует понимать, например, их идею запрета на "прославление сталинизма"? Похоже, что под "преступления" Сталина Ваш "правозащитный" Совет всерьез готов подвести, например, коллективизацию сельского хозяйства. Означает ли это, что начнут сажать в тюрьму за чтение "Поднятой целины" нобелевского лауреата М. А. Шолохова? Или, может быть, мы дождемся запрещения слушать великую музыку Шостаковича и Дунаевского, а заодно и смотреть фильмы, прославлявшие советское прошлое и его сталинский период? И что, наступит время, когда произведения Ленина, Сталина и их соратников будут сжигать на площадях? Величественный монумент Веры Мухиной "Рабочий и колхозница" снесут, как символ Советской власти? А ветеранов великой войны, надевших ордена и медали со сталинским профилем, будут тащить в кутузку?
Вглядитесь в это будущее с погоней за ведьмами, Дмитрий Анатольевич. Вглядитесь как следует. Право же, это стоит сделать. Задумайтесь, к чему могут привести страну ниспровергатели, заручившиеся симпатией и поддержкой власти. Оцените свою личную ответственность за подобную перспективу.
Вы – президент России. На Вас – огромная ответственность. Перед Вами стоит задача невероятной сложности – по выводу России из исторического тупика. Есть вещи, непозволительные вообще, а в этих условиях – особенно. Не дайте втянуь себя в бесславную борьбу с ушедшими поколениями. Их время отмечено великими подвигами и немалыми бедами, многими свершениями и искренними заблуждениями. Это прошлое никому не дано исправить. Опираться же на все великое и славное в нашем наследии и мировом опыте мы просто обязаны.
Отнюдь не случаен тот факт, что именно "красный" Китай ныне вытаскивает планету из экономического кризиса. Точно так же было с СССР в свое время. Секрет успеха Китайской Народной Республики прост: тридцать лет подряд руководители этой великой страны проводили подлинную модернизацию. Им хватило мудрости не сводить счеты со своей историей и не погружаться в пучину разоблачений предшественников. Здесь сохраняли все лучшее как фундамент движения вперед. Вот почему Китай выходит на лидирующие позиции в мире и все больше занимает место, утраченное Советским Союзом.
Опора на достижения предшественников и проведение созидательных реформ – разумный и достойный выбор для любого руководителя. И для Вас, Дмитрий Анатольевич, как президента, это лучший выбор. Выбор – во имя народа и страны, оказавшихся на краю пропасти, народа, готового трудиться и побеждать во имя счастливого будущего своих детей и внуков. Это именно тот выбор, который обеспечит уважение современников и искреннюю благодарность потомков.
Г. А. Зюганов,
Председатель ЦК КПРФ
КПРФ сделает все возможное для спасения российской науки и образования! (Интервью Г. А. Зюганова для газеты "Правда" 23.03.2012 г.)
Признаки национальной измены
– Геннадий Андреевич, недавно вы оценили реформы в российском образовании как факт национальной измены. Не слишком ли "крутая" оценка?
– Что же "крутого" в том, чтобы называть вещи своими именами? Давайте рассуждать здраво. Если государство стремится занимать передовые рубежи в науке и технике, то и заботу об образовательном уровне своих граждан оно обязано считать явным приоритетом. Если же этого нет, то министры могут заявлять все что угодно, но на деле они уводят страну с магистральной линии научно-технического прогресса. Ну а когда высшие должностные лица сдают позиции, завоеванные предшественниками, то почему это не следует называть национальной изменой? Здесь ведь все вполне очевидно. А когда ситуация ясна, то и оценки должны быть предельно четкими. Молча взирать на уничтожение лучшей в мире образовательной системы мы не будем.
Возьмите проблему всеобщего образования. Это ведь оно дает возможность выявить из массы ребят и девчат тех, кто наиболее способен к самореализации в науке, производстве и управлении. В их успешном становлении и развитии государство должно быть кровно заинтересовано. Советская власть ставила такую задачу, начиная с первых своих шагов. И эта задача блестяще решалась. Сегодня просто трудно себе представить, сколь масштабным делом стала кампания по ликвидации неграмотности. Теперь это почти забытый, но ведь исключительно яркий факт в биографии нашей страны!
А перелистайте лишь несколько страниц истории, и вы увидите: первому Советскому правительству достались распавшееся государство, разоренная экономика и бедствующее население, тонувшее в беспросветной нищете. Величие первых сталинских пятилеток состоит не только в строительстве тысяч лучших для своего времени заводов. Оно проявилось еще и в повсеместном открытии школ, в создании почти ста педагогических училищ и институтов. За годы социалистического строительства в нашей стране была создана уникальная система социальных гарантий. Достижения СССР оказали колоссальное влияние на социальный и культурный климат во всем мире. И наиболее полно они проявились именно в области образования.
Изучая материалы Нюрнбергского процесса, я был поражен признаниями отдельных главарей вермахта. Они отмечали, что проиграли войну армии, бойцы которой были блестяще образованы и патриотично воспитаны. А значит, они проиграли тому учителю, который за десять лет справился с уникальной исторической задачей – задачей обучения и воспитания нового поколения советских граждан.
В нынешнем году исполняется ровно полвека с того дня, как Юрий Гагарин совершил первый в мире полет человека в космос. И этот полет стал заслугой не только советской науки, но и нашего образования. Когда СССР запустил первый спутник Земли, шокированные американцы прислали к нам специальную комиссию. Итоги ее работы воплотились в текст основательного доклада. Среди прочих он содержал и главу под названием: "Что знает Иван и чего не знает Джонни". Вывод был однозначным: соперничество в космосе было проиграно Вашингтоном в школьном классе и студенческой аудитории. После этого ассигнования на образование в США были увеличены в разы.
– Ваши оппоненты могут ухватиться за эту идею. Раз даже США не постеснялись заимствовать опыт СССР, то почему же Россия сегодня не может перенимать лучшие достижения западного образования?
– Пожалуйста, давайте перенимать. Мы не против этого, если речь идет о действительно лучшем западном опыте в организации образовательного процесса и в его содержании. Тем более что мы знаем: этот лучший опыт как раз соответствует главному принципу советской школы – фундаментальности образования. Но разве такого рода "реформы" проповедует и внедряет Фурсенко?
Первая беда общеобразовательной системы России состоит сегодня в том, что она перестала быть единой и государственной. Она разбита на три уровня и подчинена частично федеральной власти, частично – региональной, а частично – и местному самоуправлению. Сообразно этому и финансирование ведется из трех источников. Таким образом, единого хозяина у российского образования больше нет.
Это ухудшило и без того непростое положение учебных заведений. Их материально-техническая база крайне слаба и изношена. Неспроста постоянно горят школы, детские сады, интернаты. Средств явно не хватает даже на их текущее содержание.
– Причем семьи начинают ощущать проблемы уже тогда, когда их дети достигают дошкольного возраста…
– Уничтожение дошкольного образования началось вместе с первыми шагами по демонтажу советской образовательной системы. За годы "реформ" детских дошкольных учреждений в России стало меньше на 42,4 тысячи. А это означает, что их численность сократилась более чем вдвое. Таковы официальные данные статистики за период с 1990 по 2010 год. Число педагогов в дошкольных учреждениях также сократилось наполовину.
Вследствие политики "реформаторов" стало меньше не только детских учреждений, но и самих детей. Россия пережила колоссальный демографический спад. Детей восьми лет у нас сегодня в два раза меньше, чем восемнадцатилетней молодежи. А как только наметилось повышение рождаемости, проблема нехватки детских учреждений сразу встала во весь рост. Многие семьи ждут очереди в детсад по два-три года. Десятки тысяч родителей решают эту проблему коррупционными способами. Между тем вследствие воровской приватизации тысячи зданий детских садов используются сегодня не по назначению. Нередко их облюбовали налоговые службы, службы судебных приставов и другие государственные организации. Вернуть их детям не так уж трудно. Можно вернуть и ту часть помещений, что оказалась в руках коммерческих структур: ведь они приватизированы обманным путем. Но даже этот вопрос органы власти не решают.
– Какие еще язвы школьного образования вы бы отметили в первую очередь?
– К началу "реформ" в России насчитывалось 67570 дневных общеобразовательных учреждений. К настоящему времени их количество сократилось на 19 тысяч. Вместо 20,3 миллиона в школах осталось 13,4 миллиона учащихся. Заметно уменьшилось и число учителей. Однако министр образования и науки Фурсенко считает, что в системе среднего образования работают 200 тысяч лишних учителей, которых необходимо сократить, а школы объединить. Правительство не беспокоит, что в результате такого объединения наполняемость классов увеличится, а качество обучения снизится. В элитных школах во все времена насчитывалось не более полутора десятков учеников в классе. Не случайно и нынешние частные школы ориентируются на такую же численность.
Да, в советское время почти треть школ работала в две смены. Сегодня их доля сократилась до четверти. Но не это нужно рассматривать как проблему, требующую решения. Идеальный вариант в том, чтобы дети вообще могли заниматься в одну только первую смену. Это позволит школам войти в оптимальный режим, повысить успеваемость учащихся, освободить место и время для внеклассной работы. Почему вместо этого нужно требовать слияния и закрытия школ?
Кроме того, правительство не раз объявляло о желании улучшать демографическую ситуацию. Если это действительно так, то школы надо не закрывать, а готовить к приему большего числа детей, чем сегодня. Да и объективные предпосылки к этому есть. В школьный возраст вступают дети тех, кто появился на свет в последние годы Советской власти. А это – самое многочисленное поколение за всю историю нашей страны. Появление детей в их семьях смягчает статистику российской демографии, хотя и временно. Мы с полным основанием называем это последним подарком Советской власти нынешней России. Но даже этим подарком правительство не желает достойно распорядиться.
КПРФ на защите образования
– Когда КПРФ критикует образовательную политику оппонентов, это понятно. Критика для политической борьбы – "закон жанра". Но есть ли зримые результаты, полученные в результате противостояния Компартии и власти?
– С погромом в образовании КПРФ ведет борьбу уже два десятка лет. Многое, кстати, нам удавалось. Ведь ничего нового Фурсенко, в сущности, не предлагает. Его предшественники в 90-е годы уже пытались экономить на образовании. Но, имея весомый пакет голосов в парламенте, мы не позволили разгуляться горе-реформаторам.
Скажу больше, при активном участии И. И. Мельникова, О. Н. Смолина, Т. В. Плетневой и других наших товарищей фракция КПРФ в Госдуме обеспечила в 1996 году принятие закона "Об образовании". В чем его достоинства? Прежде всего, он гарантировал бюджетное финансирование учебных заведений. Одновременно им давалась возможность самостоятельно зарабатывать деньги и расходовать их на нужды образовательного процесса. В условиях крайне недостаточного и нестабильного госфинансирования это спасло от краха многие вузы и ссузы. Особенно важно то, что этот закон категорически запрещал приватизацию образовательных учреждений. Наконец, он предусматривал достаточно высокую степень социальных гарантий. Даже эксперты Парламентской ассамблеи Совета Европы признавали прогрессивный характер российского закона об образовании, рекомендовали его как пример для других стран.
Теперь, к несчастью для граждан страны, расклад сил в Госдуме изменился. "Единая Россия" получила железобетонное и исключительно вредоносное большинство голосов. Поэтому и "реформаторы" смогли развернуться. Под сенью путинской "стабильности" парламент воплощает в жизнь разрушительные идеи методом "ползучего внедрения".
В череде исключительно вредных решений стоит особо выделить принятие закона о "монетизации" льгот в 2004 году. Он нанес серьезнейший удар по обязанностям государства. Именно тогда из закона исчезла статья, которая содержала гарантии приоритетности образования. Была убрана норма, запрещавшая сокращать число бюджетных мест в вузах и многое другое. В тот же самый момент учебные заведения стали ограничивать в возможности зарабатывать средства и самостоятельно ими распоряжаться. Изымались и важные социальные гарантии.
Потом был сделан еще один шаг. Появился закон "Об автономных учреждениях". Образовательные учреждения поставили перед выбором: или гарантии, включая финансирование, или свободы. В который уже раз нам пришлось поднимать общественное мнение. И хотя не удалось вынудить правительство отказаться от принятия этого закона, мы добились, чтобы переход "в автономность" был добровольным.
Как мы и прогнозировали, мало какие учебные заведения изъявили желание стать автономными учреждениями. В этой части "Закон об АУ", как его называли, провалился. Вот тогда власть перешла от добровольности к насильственному сценарию. Появился свежеиспеченный закон об изменении статуса бюджетных учреждений. Он цинично декларирует "совершенствование правового положения учреждений социальной сферы". По сути же речь идет о том, чтобы университеты и школы, а заодно музеи, библиотеки, научные институты, спортивные учреждения приравнять к торговым киоскам. И ведь "киоск" в данном случае – не метафора. Как полагают в правительстве, у вуза, театра, поликлиники, как и у торговой лавки, должна быть одна "благородная" цель – зарабатывать деньги, а по сути – обирать население.
Наступает момент, когда достоинства закона "Об образовании" 1996 года хотят уничтожить окончательно. Этот израненный поправками документ решили отправить на свалку. Появился новый проект закона, подготовленный Министерством образования и науки, который правительство уже внесло в Государственную думу.
– Действия правительства вы объясняете соображениями экономии. Но единственный ли это мотив в его поведении?
– Да нет, это не мы, это само правительство вместе с "Единой Россией" все объясняет соображениями экономии. Мы же их как раз в том и обвиняем, что они не экономят, а разбазаривают бюджетные доходы. И не просто разбазаривают, а способствуют усилению конкурентов России. Именно это делает Кудрин, когда отправляет в США колоссальные "стабилизационные" средства, чтобы избежать инфляции. Но вот какое диво: США в свою очередь, ничуть не опасаясь инфляции, используют наши средства на собственные нужды.
Так что, на наш взгляд, поддержка конкурентов налицо. Мы ведь с вами не будем сейчас доказывать очевидное – то, что конкуренция в современном мире существует, и весьма жесткая? И мы не будем повторять разные глупости за Горбачевым, утверждая, что все вокруг наши друзья, которые только и мечтают подтянуть нас до уровня "общечеловеческих ценностей".
Несмотря ни на что, и Путин, и Кудрин, и Фурсенко будут и дальше объяснять, что реформа образования нужна. Нужна, чтобы снизить государственные расходы. Но истинные причины происходящего кроются не в заботе о состоянии бюджета.
Во-первых, налицо экономические интересы российской олигархии. После первого этапа приватизации в 90-е годы капитал накопил колоссальные средства. Теперь он ищет возможность вложить эти средства так, чтобы получить еще большую прибыль. Потворствуя аппетитам олигархии, чиновники превращают в источник извлечения доходов все, что осталось: ЖКХ, социальную сферу. Таким образом, капитал получает возможность обрасти новой собственностью. А когда в его мохнатых лапах окажутся еще и учреждения образования и здравоохранения, для него откроются широчайшие возможности выколачивать из людей деньги за обучение и лечение.
Во-вторых, сбрасывая с себя обязанности, государство освобождается и от ответственности. Правящий режим надеется, что, когда законодательные новации заработают, отвечать за провалы в образовательной политике властям уже не придется. "По закону" это будет уже не их зона ответственности.
В-третьих, имеет место и социально-культурный аспект. Власть хотела бы выстроить систему российского образования под западные лекала. И вовсе не потому, что эти лекала лучше. Просто население страны станут превращать в чистой воды потребителей товаров и услуг. Именно это опять-таки и нужно капиталу. Потребители будут вкалывать, чтобы покупать. А полноценное, качественное образование станет доступно только узкому кругу политической и экономической элиты.
Одним словом, интересы капитала и крупного чиновничества так и лезут изо всех щелей официального курса российских властей.
– Что КПРФ готова противопоставить устремлениям олигархов и чиновников на новом витке борьбы за отечественное образование?
– Мы уже подготовили свой вариант закона "Об образовании". Если власть предлагает такой закон в интересах рынка, то наш законопроект создан для человека. Пока власть реализует принцип "Образование – для избранных", мы пишем на своих знаменах: "Образование – для всех". При этом наш проект закона – это еще и практичный документ. Он может работать в нынешних условиях, может способствовать движению страны вперед. Законопроект впитал в себя лучшее из опыта СССР, полезное из западного опыта и необходимое из закона 1996 года.
Разработка нашего законопроекта "Об образовании" осуществлена в соответствии с Антикризисной программой КПРФ – программой преодоления деградации России и перехода к ее поступательному развитию. Сегодня борьба двух проектов закона об образовании – нашего и правительственного – это тот оселок, на котором проверяется реальная готовность разных политических сил к модернизации страны.
Фурсенко против Пифагора, Горького и Королева
– Да, в деле перекройки российской школы по западным лекалам власть проявляет завидное упорство. И Фурсенко в этом деле превзошел своих предшественников. Прежние министры хотя бы не предлагали исключить уроки астрономии из школьной программы, а нынешний это уже сделал.
– И это стало "достойным подарком" российской школе к 50-летию космического полета Юрия Гагарина… Но если бы пострадала только астрономия. А давайте вспомним новые стандарты "минобразины". В обязательных, и, следовательно, бесплатных предметах у Минобрнауки оказались только физкультура, ОБЖ и "Россия в мире". Кстати, по последнему предмету даже учебника еще никто не видел. Согласно этим образовательным стандартам остальная школьная программа превращается в предметы по выбору. И лишь часть из них ученик сможет изучать на бесплатной основе.
Вам не кажется, что все это вообще за гранью разумного? Можно ли, например, изучать химию, не зная биологии и физики? Что это за бред? Я уж не говорю о том, что мы давно вступили в XXI век и теперь все основные открытия совершаются на стыке наук. Вспомните, с какой тщательностью советская школа устанавливала межпредметные связи. Люди понимали, сколь это важно. Нынешние же министерские стандарты рушат остатки полноценного обучения.
А как быть с русским языком, историей и литературой? Зачем вообще нужна школа без этих предметов? Зачем нужна школа, если она и элементарной грамотности давать не будет, и от воспитания патриотов и граждан своей страны откажется?
Вдумайтесь только: уже два миллиона российских подростков не умеют читать! Снижение грамотности – повальное. Налицо обеднение и опошление языка, засорение речи. А ведь еще Пифагор очень точно сказал: "Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык". И действительно, проблемы русского языка вполне соответствуют размаху падения нравов в России. Телеэфир заполонен пошлостью и безвкусицей. Зато телеканалы умудрились не заметить даже столетие хора Пятницкого – этого уникального коллектива. Глубинная народная культура, произведения мировой классики, великие достижения советского искусства – все это теперь пресловутый "неформат".
Максим Горький провозглашал: "Человек – это звучит гордо!" Но те, кто встал ныне во главе России, с этим, похоже, не согласны. Иначе зачем они подрывают основы образования и культуры? Пусть приглядятся к Китаю. По итогам прошлого года он стал второй экономикой мира. Но разве успехи КНР воплотились только в небоскребы Шанхая и сверхскоростные железнодорожные магистрали? Нет, конечно. Они вылились, например, в звонкие олимпийские победы. А еще в то, что играть на фортепьяно сегодня учатся уже 30 миллионов китайцев! Вот ведь как обстоит дело там, где востребованы ценности социализма, а значит, и ценности подлинной культуры.
Тем временем бульдозер "партии власти" продолжает утюжить наше образование. Русская литература исключена из списка обязательных предметов Единого государственного экзамена. Теперь выпускники средней школы могут сдавать его добровольно. "Необязательность" Пушкина и Достоевского, Толстого и Чехова, Есенина и Шолохова в образовательной политике означает "необязательность" русской культуры вообще. И это решение вполне соответствует гос