Социальные движения в политической жизни общества
Социальные (общественные) движения – совокупная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства.Общественные движения отличаются массовостью, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий.
Типология общественных движений может проводиться по разным основаниям:
а) по целям и сферам: антивоенные, экологические, религиозные движения, движения в защиту прав потребителей, детей, семьи и др.;
б) по отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные;
в) по методам: насильственные и ненасильственные;
г) по субъекту, носителю движения, по социальной основе: классовые, межклассовые, женские, молодежные, этнические (национальные), профессиональные, культурные и т.п.
Не всегда можно провести грань между общественным движением и общественной организацией или политической партией. То или иное объединение людей, даже имея название «движение», по существу уже является общественной организацией и даже политической партией. Так, до недавнего времени «Яблоко» обозначало себя как общественно-политическое движение. Как правило, общественные движения по мере усиления организационных начал, упрочения структуры становятся основой для общественных организаций и политических партий. Так, экологические движения дали партии «зеленых», национальные – национально-демократические партии. Например, из движения «Народный Рух Украины» вышли одноименная партия (Народный Рух Украины), Республиканская партия Украины и др.
Функции общественных движений в политике во многом совпадают с функциями общественных организаций. Общественные движения могут иметь разное отношение к политике. Некоторые из них ставят целью коренное изменение политической системы (революционные движения), другие же лишь стремятся в той или иной мере воздействовать на органы власти с целью принятия желаемых решений. Например, движение в ФРГ за законодательное разрешение абортов и движение в США за их законодательный запрет.
На сегодняшний день, как отмечают многие исследователи, роль общественных движений повышается. Это связано с тем, что граждански активные люди часто избегают формализации, иерархии (не хотят иметь каких-то формально зафиксированных обязанностей, быть подчиненным кому-то), являются сторонниками спонтанной активности (в зависимости от желания, настроения, наличия свободного времени и т.п.). Эффективность социальных движений повышается в связи с использованием новых информационных технологий, когда через размещение на сайте какого-либо движения соответствующей информации можно в течение короткого времени собрать на проведение задуманной акции тысячи людей.
Весьма заметным на сегодняшний день в мировой политике является движение антиглобалистов. В нем участвуют миллионы людей.
Примерами социальных движений в России являются движение «Моя семья», движение в поддержку армии (ДПА), Российское аграрное движение (РАД), Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ), многие экологические движения, (например, движение защитников озера Байкал - Козлов Д.В. «Нецивильное» гражданское общество или о том, как поссорились защитники Байкала с «Транснефтью» // Полис. – 2007. - № 4), «Свобода выбора» (движение против запрета на машины с правым рулем)1 движение в защиту жилищных прав, движение обманутых дольщиков в строительстве жилья (Клеман К. Вызов властным отношениям // Свободная мысль. – 2007. - № 1. – С.92-93) и др.
В качестве молодежных движений исследователи называют.«Мы» «Я думаю» - это малочисленные движения молодых интеллектуалов. Активно протестный характер с «оранжевым» оттенком имеют молодежные движения «Пора!», «Оборона. Отрицательной оценки заслуживает и деятельность националистических движений (скинхеды и др.). Положительно можно оценить провластные молодежные движения «Наши», «Местные», «Гражданская смена» (в Москве) и др. (см.: Якушева И.П. О роли молодежных движений в активизации политического сознания россиян в преддверии избирательных кампаний 2007-2008 гг.// Власть - 2006. - № 12. – с.67-68).
Литература (основная)
Зеркин, Д.П. Основы политологии: курс лекций / Д.П. Зеркин. – Ростов н/Д, 1999. – Лекции 11.
Мухаев, Р.Т. Политология : учеб. для вузов /Р.Т. Мухаев. – М., 2000. – Тема 12.
Пугачев, В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию : учеб. для студентов вузов / В.П. Пугачев. – М., 2001. – Гл. 15.
Прокопов, М.В. Политология : курс лекций / М.В. Прокопов. – М., 2000, 2002. – Гл. 10-11.
Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии : учеб. для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М., 2001. – Гл. 10.
Шилов, В.Н. Политология : конспект лекций / В.Н. Шилов, В.Ф. Чуркин. – Белгород, 2002. – Тема 7.
Шилов, В.Н. Политология : конспект лекций. – http://sdo.bsu.edu.ru/Resource/ – Тема 7.
Литература (дополнительная)
Алексеева, Л.М. «Третий сектор» и власть / Л.М. Алексеева // Общественные науки и современность. – 2002. – № 6.
Бузгалин, А. Призрак «антиглобализма» / А. Бузгалин // Свободная мысль. – 2001. – № 1.
Бузгалин, А.В. Альтерглобализм как феномен современного мира / А.В. Бузгалин // Политические исследования. – 2003. – № 2.
Гельман, В.Я. Политическая оппозиция в России: вымирающий вид? / В.Я. Гельман // Политические исследования. – 2004. – № 4.
Глебова, И.И. Партия Власти / И.И. Глебова // Политические исследования. – 2004. – № 2.
Правый экстрим (подборка статей) // Политический журнал. – 2005. – № 26. – С. 56-72
Сергеев, В.С. Политическая оппозиция и оппозиционность: опыт осмысления понятий / В.С. Сергеев // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 3.
Современные модели политических партий // Свободная мысль. – 2003. – № 3.
Согрин, В.В. Двухпартийная система США: преемственность и обновление / В.В. Согрин // Политические исследования. – 2003. – № 3.
Темы докладов и рефератов
1. Политическая партия в современных условиях.
2. Двухпартийная политическая система: на примере США.
3. Политическая оппозиция в России.
4. «Партия власти» в России.
5. Некоммерческие организации и их роль в политической жизни.
6. Современные антиглобалистские движения.
7. Правый экстремизм.
Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
План
1. Политическое сознание: понятие и структура.
2. Политическая психология и идеология.
3. Основные политические идеологии.
1. Политическое сознание: понятие и структура
Сфера политики – это сфера действий людей, наделенных сознанием. Специфика этого сознания во многом определяет состояние политической сферы. Невозможно понять политику без изучения политического сознания.
В целом политическое сознание можно определить как совокупность знаний, ценностей, норм, установок, в которой, с одной стороны, отражается сфера политики, а с другой стороны, выражается к ней отношение социальных субъектов – индивидов, групп, классов, общества в целом.
Таким образом, в политическом сознании присутствует два аспекта:
1) отражение политического бытия;
2) выражение к нему определённого отношения, что определяется интересами субъектов политики.
Политическое сознание не может быть выработано только «книжным путём», без вступления человека в реальные политические отношения. Оно формируется путём критического осмысления реальной действительности, постепенной рационализации чувственных представлений людей, обобщения имеющейся у них информации. Велико значение при этом целенаправленного воздействия на сознание людей институтов образования и воспитания, СМИ, использования в этих целях ресурсов власти. Речь часто идёт о соответствующей «обработке» массового сознания, о манипулировании им.
По степени отражения сущности и закономерностей сферы политики в структуре политического сознания выделяют два уровня: теоретический и эмпирический.
Теоретический уровеньнаиболее тесно связан с наукой. Он ориентирован на раскрытие законов, управляющих политической жизнью общества (воплощается в концепциях, идеях, понятиях, программах и т. п.).
Эмпирический уровеньскладывается на почве практического повседневного опыта людей и фиксирует непосредственные проявления политической жизни общества. Он отражает политическую действительность в форме наблюдений, ощущений, представлений, переживаний, которые возникают у самих субъектов, непосредственно участвующих в политическом процессе.
Многообразны типы политического сознания. В зависимости от критерия, положенного в основу классификации политического сознания, выделяют буржуазное, либеральное, консервативное, социалистическое, националистическое, этатистское, анархическое, демократическое, авторитарное, тоталитарное, реформистское, революционное и др. типы политического сознания.
С учётом субъекта (носителя) политического сознания говорят о массовом, групповом и индивидуальном сознании.
Массовое политическое сознание выражается в наиболее общих, повторяющихся чертах политического сознания большинства членов общества и обусловливает наиболее типичные, массовые варианты их политического поведения.
Групповое политическое сознание – это сознание конкретных больших (классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, группа давления и т. п.) групп, связанных с политикой.
Индивидуальное политическое сознание трактуется как качество личности, способной так или иначе воспринимать сферу политики, более или менее точно её оценивать, ориентироваться в ней, ставить цели относительно своих действий в ней.
В качестве наиболее крупных элементов политического сознания выступают политическая идеология и политическая психология, каждая из которых играет в политической жизни важную специфическую роль.