Перечень заданий для самостоятельной работы
Учебная дисциплина
«Исследование социально-экономических и политических процессов»
2 курс. Бакалавры
Аудиторные занятия 34 часов;
Семинарские занятия 20 часов.
Реферат.
Тестовые проверки
Курсовая работа.
Раздел I «Теоретико-методологические основы изучения СЭПП».
Тема 1.1 ИСЭПП как учебная дисциплина. Социальные процессы: понятие, виды и типы, свойства.
Семинар 1. ИСЭПП как учебная дисциплина. Социальные процессы: понятие, виды и типы, свойства (4 часа)
Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия:
1. ИСЭПП как учебная дисциплина: объект, предмет, уровни.
2. Социально-экономические и политические процессы: сущность и специфика.
2.1. Социальные процессы: сущность и специфика.
2.2. Инновации и развитие социально-экономических и политических процессов.
2.3. Управляемые социально-экономические процессы: понятие, особенности; функции.
2.4. Управляемые политические процессы: понятие, особенность, классификация.
3. Типы и виды социально-экономических и политических процессов.
4. Специфика социально-экономических и политических процессов как объектов социальных исследований.
Литература: 1,2,3,4,5. Дополнительная: 17
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта подготовка докладов | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении; в анализе ситуаций) |
Групповая самостоятельная работа по данной теме проводится в интерактивной форме на семинарском занятии. При проведении занятия используется метод, предполагающий решение ситуационных задач.
Группа разбивается на малые группы по 5-6 человек. Группы получают задание, содержащей информацию, по конкретной ситуации.
Ситуации для анализа:
1. «Процесс или явление?»;
2. «Классификационные признаки процесса»;
3. «Динамика социальных изменений»;
4. «Бюджетный процесс».
Задание по ситуациям: проанализировать предложенный вариант на основе конкретных вопросов (указанных на карточках).
При работе в малой группе из 5-6 человек участники могут выполнять такие нижеуказанные (возможный и другие варианты) роли:
1. Ведущий - это посредник-организатор работы группы;
2. Секретарь (регистратор) - ведет записи результатов деятельности;
3. Докладчик - представляет результаты работы группы другим группам;
4. Наблюдатель - наблюдатель анализирует эффективность работы группы и может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы)
5. Хронометрист - следит за временем, отпущенным на работу.
6. «Журналист» (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание; например те вопросы, которые могла бы задать другая сторона в дискуссии).
Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа работает на протяжении длительного времени в одном составе, желательно менять роли. В одной группе находятся участники с разным уровнем подготовки. Качество выступления при использовании наглядных пособий доступных всем слушателям (использование доски, плакатов, медиа-средств и т.д.).
Литература: 1,2,3,4,5,6. Дополнительная: 17
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. Проверка конспектов. | |
Перечень заданий для самостоятельной работы.
1. Что такое социальный процесс?
2. Перечислите основные параметры социального процесса.
3. Каковы основные методы управления?
4. В чем отличие между понятиями «социальный процесс» и «социальное явление»?
5. Каковы основные характеристики развития социальных процессов в обществе?
6. Приведите примеры, из жизни, иллюстрирующие социальные процессы в обществе.
7. Каковы основные типы и в чем заключаются особенности социально-экономических процессов?
8. В чем заключаются основные направления и подходы к управлению социально-экономическими процессами?
9. Каковы функции управления социально-экономическими процессами?
10. Что является объектом исследования при научном анализе социально-экономических процессов?
11. Определите необходимость государственного управления социальными процессами и социальной сферой экономики.
12. Определите возможности обеспечения государством безопасности социально-экономических процессов.
13. Что такое политика и политическая система?
14. Определите общие принципы управления политическими процессами.
15. Укажите сущность, место и роль идеологии в системе управления политическими процессами.
16. Назовите формы проявления и типологию политических процессов.
17. Что является объектом исследования при научном анализе политических процессов?
Основная литература: 1,2,3,4. Дополнительная: 8,10,14,15,24.
Тема 1.2 «Разработка методологии исследования СЭПП в экономической и политической мысли»