Анализ нормативно-правовой базы таможенной процедуры отказ в

пользу государства.

Нормы, регулирующие в ТК ТС, процедуру отказ в пользу государства соответствуют подходам, принятым в международном таможенном праве. Правовое регулирование таможенных отношений в рамках ТС осуществляется законодательством Союза. Если этим законодательством отношения не урегулированы, то применяются нормы национального законодательства, но до их установления на уровне ТС.

Таможенное законодательство Союза состоит ( статья 3 ТК ТС):

1) настоящего таможенного кодекса;

2) международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза

Таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной территории ТС. Если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена таможенного союза.

В рамках Таможенного союза действует шестиуровневая система законодательства, включающая ТК ТС, международные соглашения, решения Комиссии Таможенного союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», иные федеральные законы, акты Правительства РФ и нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы (ФТС России).

Таким образом, кроме Таможенного кодекса Таможенного союза, в области таможенного регулирования будут применяться и другие акты, входящие в законодательство ТС[4]:

- международные договоры государств - участников ТС, регулирующие таможенные правоотношения в ТС;

- решения Комиссии Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в ТС, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - участников ТС.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, но среди данной группы нормативных актов Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Конституция РФ содержит норму, в соответствии с которой законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются.

Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции России, а также ч. 1 ст. 3 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенное регулирование отнесено к ведению РФ, общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ (ст. 114 Конституции РФ).

Поскольку ТК ТС закрепляет все основные вопросы таможенного регулирования, можно сделать вывод о том, что он занимает центральное место в системе таможенного законодательства ТС.

Как и многие правовые категории, понятие таможенной процедуры используется в широком и узком смысле. В широком смысле таможенную процедуру можно определить как правовой режим, выражающийся в определенном сочетании административно-правовых и финансово-правовых средств регулирования, установленный таможенным законодательством и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу между таможенным органом и лицом, их перемещающим.

В узком смысле определение таможенной процедуры дает п. 26 ст. 4 ТК ТС.

Одно из главных положений в правовом регулировании таможенных процедур занимает Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) - это один из наиболее значимых международно-правовых документов в области таможенного дела, который служит ориентиром для построения таможенного законодательства большинства развитых государств. Данная Конвенция является одним из основополагающих документов в рамках ВТО в сфере таможенного дела и предполагает создание единых принципов таможенной политики.

Правовое регулирование процедуры отказа в пользу государства осуществляется:

1. ст. 310-311 ТК ТС;

2. ст. 299–302 Закона о таможенном регулировании;

3. решением КТС от 20.09.2010 № 375.

4. ст. 187 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

5. ст. 302 ТК ТС

6.ст. 224 и 300 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» был принят Приказ ФТС России от 21 февраля 2011 г.

№ 357 «Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства»

7. Приложении № 2 к Приказу ФТС России от 21 февраля 2011 г. № 357.

8. глава 3 Генерального приложения к Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (18.05.1973, в редакции Протокола от 26.06.1999)

9. ст. 300 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства не могут подпадать товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, а также запрещенные к обороту на территориях государств – членов Таможенного союза.

Решением КТС от 20.09.2010 № 375 был утвержден "Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства" [5]. В него были включены следующие товары:

1) в отношении которых применение таможенной процедуры отказа в пользу государства может повлечь для государственных органов государств – членов Таможенного союза расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров;

2) с просроченным сроком годности (потребления, реализации);

3) не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств – членов Таможенного союза.

Порядок отказа от товаров в пользу государства определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, передаются в Российской Федерации Росимуществу – федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством РФ на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства [6].

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства помещаются исключительно иностранные товары, которые, будучи помещенными под рассматриваемую таможенную процедуру, приобретают статус товаров Таможенного союза.

В соответствии с положениями ст. 300 Закона о таможенном регулировании помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа. Для получения такого разрешения декларант товаров подает письменное заявление, в котором указывает наименование и код товаров по ЕТН ВЭД, их количество, стоимость, место нахождения, а также краткое изложение причин, по которым декларант отказывается от товаров в пользу государства.

Таможенный орган рассматривает заявление на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства и приложенные к нему документы и в течение 10 дней со дня принятия заявления принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в ней.

Помещение иностранных товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства осуществляется без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенную процедуру отказа в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.

Наши рекомендации