Теоретические основы таможенной процедуры отказ в пользу государства
Введение
Понятие таможенной процедуры было введено таможенным кодексом Таможенного союза, ранее в таможенном законодательстве был термин таможенные режимы.
Таможенная процедура это - выбранный декларантом (она указывается в графе 1 декларации на товары) способ пользования и распоряжения товарами, как таможенной территории Таможенного союза, так и за пределами Таможенного союза. При условии соблюдения условий выбранной таможенной процедуры.
Декларант должен поместить перемещаемый через таможенную границу товар под одну из существующих таможенных процедур. Он вправе выбрать любую таможенную процедуру или изменить ее на иную, но с соблюдением ее условий.
Таможенная процедура является совокупностью норм определяющая статус перевозимого товара или транспортного средства через таможенную границу. Таможенная процедура определяет права и обязанности и является основой построения взаимодействия между участником ВЭД и таможенным органом. Основой таможенного права является Таможенный кодекс ТС, в котором закреплены все положение о таможенных процедурах.
Отказ в пользу государства – это таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства - члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.
Среди таможенных процедур, которые относятся к завершающим таможенным процедурам, особое место занимает процедура отказа в пользу государства.
Классификация таможенных процедур, предусматривающая выделение четырех основных видов, была закреплена в Таможенном кодексе Российской Федерации 2003 года, который действовал до декабря 2010 года.
В настоящее время эта классификация не является более легальной (действующий Таможенный кодекс Таможенного союза ЕАЭС не использует эту классификацию), однако деление таможенных процедур на четыре вида – основные, экономические, завершающие и специальные таможенные процедуры – по-прежнему используется в таможенно-правовой доктрине.
В соответствии с данной классификацией к основным таможенным процедурам относятся процедуры выпуска для внутреннего потребления, экспорта и международного таможенного транзита. В состав экономических процедур включены процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории, временного ввоза, таможенного склада, свободной таможенной зоны и свободного склада. Специальными таможенными процедурами считаются временный вывоз, беспошлинная торговля. Наконец, завершающими таможенными процедурами названы реимпорт, реэкспорт, уничтожение и отказ в пользу государства. Им посвящены гл.39-40 (ст. 292-301) и 42-43 (ст. 307-311) ТК ТС. При вывозе товары должны иметь статус находящихся в свободном обращении либо быть продуктами переработки иностранных товаров.
Таможенная процедура отказа в пользу государства определяется как процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства-члена таможенного союза и приобретают статус товаров таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.
Актуальность работы заключается в том, что в современных условиях развития международных экономических отношений, участники внешнеэкономической деятельности все чаще сталкиваются с данной таможенной процедурой.
Объектом исследования курсовой работы выступает помещение товаров под таможенную процедуру и порядок таможенного оформления товаров в соответствии с таможенной процедурой отказ в пользу государства.
Предметом является исследования условия помещения товаров под таможенную процедуру отказ в пользу государства.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ механизма помещения товаров под процедуру отказ в пользу государства, описание особенностей применения таможенной процедуры отказ в пользу государства при совершение таможенной операции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основы таможенной процедуры отказ в пользу государства;
2. Рассмотреть условия помещения товаров под таможенную процедуру отказ в пользу государства;
3. Изучить порядок помещения товаров под таможенную процедуру отказ в пользу государства;
4. Рассмотреть принципы таможенной процедуры отказ в пользу.
Информационную базу исследования составили материалы периодической печати, таможенной и экономической литературы. Источники по теме работы, при их комплексном использовании, дополнении, сопоставлении позволяют решать поставленные задачи.
Пользу государства.
Помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа.
Для получения разрешения лицо, которое в соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса Таможенного союза может быть декларантом товаров, подает письменное заявление, в котором указываются наименование и код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, их количество, стоимость, место нахождения, а также краткое изложение причин, по которым декларант отказывается от товаров в пользу государства [9].
Таможенный орган рассматривает заявление на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства и приложенные к нему документы и принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в такой выдаче в течение 10 дней со дня принятия заявления.
Отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.
Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, передаются федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства
Ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенную процедуру отказа в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
Декларантами могут быть:
1) лицо государства - члена таможенного союза:
- заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
- имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами при отсутствии внешнеэкономической сделки;
2) иностранные лица:
- физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;
- лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС;
- организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена таможенного союза в установленном порядке, при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
- лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена таможенного союза;
3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита - лица, а также:
- перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
- экспедитор, если он является лицом государства - члена таможенного союза.
При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе:
1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;
2) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 ТК ТС;
3) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;
4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров;
5) представлять в соответствии с ТК ТС документы и сведения в виде электронных документов;
6) обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;
7) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;
8) пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ТС [10].
При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;
3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа;
4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС;
5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;
6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками [11].
Товары, ввозимые в Российскую Федерацию, подлежат помещению под одну из таможенных процедур в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом, за исключением товаров:
1) происходящих с таможенной территории Таможенного союза (территории государства - члена Таможенного союза);
2) выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза. Для целей применения Федерального закона товарами, выпущенными для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза, считаются товары, в отношении которых уплачены ввозные таможенные пошлины по тем же ставкам, что и в Российской Федерации, и в отношении которых соблюдены те же запреты и ограничения, что и в Российской Федерации;
3) изготовленных из товаров, происходящих с территории Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территориях государств - членов Таможенного союза.
Товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под одну из таможенных процедур, если товары предназначены к вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза. В иных случаях товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под таможенную процедуру, если это предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или актами Правительства Российской Федерации.
Помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется в порядке и на условиях, которые определены Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом №311.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле определяет порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешений на помещение товаров под таможенные процедуры, формы таких разрешений, а также устанавливает порядок и технологии совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, видов транспорта, а также категорий лиц, перемещающих товары.
Распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность на основании судебного акта, осуществляется путем их реализации, уничтожения или утилизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Товары, обращенные в федеральную собственность на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, подлежат передаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства, за исключением товаров, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен особый порядок распоряжения.
Товары легкой промышленности, обращенные в федеральную собственность, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства:
- товары, в отношении которых применение таможенной процедуры отказа в пользу государства может повлечь для государственных органов государств - членов Таможенного союза расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров;
- товары с просроченным сроком годности (потребления, реализации);
- товары, не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств - членов Таможенного союза [12].
Наглядное применение таможенной процедуры отказ в пользу государства представлена в схеме 1.
- Таможенная граница ТС
ПП - Внешний пункт пропуска
Д - Декларант
- Таможенный орган, в который подается заявление о помещении товаров под процедуру отказ в пользу государства
- Помещение товар под процедуру отказ в пользу государства
- Федеральный орган исполнительной власти , уполномоченный Правительством РФ на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства.
Схема 1 Применение таможенной процедуры отказ в пользу государства
| |||||||||
| |||||||||
Заключение
В ходе написания курсовой работы выполнены все задачи, которые были поставлены: исследовали особенности применения таможенной процедуры отказ в пользу государства, рассмотрели порядок помещения товаров под таможенную процедуру отказ в пользу государства. Объектом выступают иностранные товары.
Проанализировав изложенный материал можно сделать вывод, что таможенные процедуры являются серьезным инструментом в руках государства, позволяющие ему выстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром, во многом определять направление развития внешней торговли и ее качественное содержание, особенно в условиях мировой интеграции.
Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, а также запрещенных к обороту на территориях государств - членов таможенного союза.
Использование процедуры отказа в пользу государства напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию товара на российском рынке.
В этой связи законодательные усилия государства, направленные на углубление юридической регламентации порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, позволяют создать более понятную и эффективную систему таможенного декларирования, упорядочивают и стимулируют внешнеэкономическую деятельность, снижают количество правонарушений, связанных с уплатой таможенных платежей, обеспечивают достойное представление страны в современном мире, которое так актуально из-за происходящих мировых интеграционных процессов.
Введение
Понятие таможенной процедуры было введено таможенным кодексом Таможенного союза, ранее в таможенном законодательстве был термин таможенные режимы.
Таможенная процедура это - выбранный декларантом (она указывается в графе 1 декларации на товары) способ пользования и распоряжения товарами, как таможенной территории Таможенного союза, так и за пределами Таможенного союза. При условии соблюдения условий выбранной таможенной процедуры.
Декларант должен поместить перемещаемый через таможенную границу товар под одну из существующих таможенных процедур. Он вправе выбрать любую таможенную процедуру или изменить ее на иную, но с соблюдением ее условий.
Таможенная процедура является совокупностью норм определяющая статус перевозимого товара или транспортного средства через таможенную границу. Таможенная процедура определяет права и обязанности и является основой построения взаимодействия между участником ВЭД и таможенным органом. Основой таможенного права является Таможенный кодекс ТС, в котором закреплены все положение о таможенных процедурах.
Отказ в пользу государства – это таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства - члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.
Среди таможенных процедур, которые относятся к завершающим таможенным процедурам, особое место занимает процедура отказа в пользу государства.
Классификация таможенных процедур, предусматривающая выделение четырех основных видов, была закреплена в Таможенном кодексе Российской Федерации 2003 года, который действовал до декабря 2010 года.
В настоящее время эта классификация не является более легальной (действующий Таможенный кодекс Таможенного союза ЕАЭС не использует эту классификацию), однако деление таможенных процедур на четыре вида – основные, экономические, завершающие и специальные таможенные процедуры – по-прежнему используется в таможенно-правовой доктрине.
В соответствии с данной классификацией к основным таможенным процедурам относятся процедуры выпуска для внутреннего потребления, экспорта и международного таможенного транзита. В состав экономических процедур включены процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории, временного ввоза, таможенного склада, свободной таможенной зоны и свободного склада. Специальными таможенными процедурами считаются временный вывоз, беспошлинная торговля. Наконец, завершающими таможенными процедурами названы реимпорт, реэкспорт, уничтожение и отказ в пользу государства. Им посвящены гл.39-40 (ст. 292-301) и 42-43 (ст. 307-311) ТК ТС. При вывозе товары должны иметь статус находящихся в свободном обращении либо быть продуктами переработки иностранных товаров.
Таможенная процедура отказа в пользу государства определяется как процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства-члена таможенного союза и приобретают статус товаров таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.
Актуальность работы заключается в том, что в современных условиях развития международных экономических отношений, участники внешнеэкономической деятельности все чаще сталкиваются с данной таможенной процедурой.
Объектом исследования курсовой работы выступает помещение товаров под таможенную процедуру и порядок таможенного оформления товаров в соответствии с таможенной процедурой отказ в пользу государства.
Предметом является исследования условия помещения товаров под таможенную процедуру отказ в пользу государства.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ механизма помещения товаров под процедуру отказ в пользу государства, описание особенностей применения таможенной процедуры отказ в пользу государства при совершение таможенной операции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основы таможенной процедуры отказ в пользу государства;
2. Рассмотреть условия помещения товаров под таможенную процедуру отказ в пользу государства;
3. Изучить порядок помещения товаров под таможенную процедуру отказ в пользу государства;
4. Рассмотреть принципы таможенной процедуры отказ в пользу.
Информационную базу исследования составили материалы периодической печати, таможенной и экономической литературы. Источники по теме работы, при их комплексном использовании, дополнении, сопоставлении позволяют решать поставленные задачи.
Теоретические основы таможенной процедуры отказ в пользу государства
1.1Содержание таможенной процедуры отказ в пользу государства.
Содержание таможенной процедуры отказ в пользу государства и условия помещения товаров указанную процедуру определены статьями 310 и 311 ТК ТС.
Отказ в пользу государства-таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства-члена Таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.
Товары, выпуск которых произведен в соответствии с таможенной процедурой отказ в пользу государства, приобретают статус товаров Таможенного союза и обращаются в федеральную собственность.
Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, а также запрещенных к обороту на территориях государств - членов таможенного союза. Решением Комиссии таможенного союза может быть установлен перечень иных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства [1].
Порядок отказа от товаров в пользу государства определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
Иностранными товарами являются:
1. Не помещенные под какую-либо таможенную процедуру;
2. Помещенные под таможенные процедуры:
- магазин беспошлинной торговли;
- таможенный склад;
- переработка на таможенной территории;
- переработка для внутреннего потребления;
- временный ввоз( допуск).
3. Перемещенные через таможенную границу дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами.
Использование процедуры отказа в пользу государства напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию товара на российском рынке.
Если вывоз такого товара с таможенной территории ТС также оказывается невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товара, стремится свести материальные убытки к минимуму и освободиться от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможенную процедуру отказа от товара в пользу государства.
Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться и на деловой репутации импортера.
Помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа. Решение о разрешении помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства принимает начальник таможни либо лицо, его замещающее, на основании письменного заявления лица, которое может быть декларантом товаров, т.е. заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена или имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки. Кроме того, декларантом может выступать иностранная организация, имеющая представительство, созданное на территории РФ или дипломатическое представительство иностранного Государства.
При помещении под таможенную процедуру отказа в пользу государства, таможенному органу представляется декларация на товары (ст. 181 ТК ТС). Декларация на товары подается в форме ЭД-2 (электронное декларирование) таможенным представителем, с которым у декларанта должен быть заключен договор об оказании услуг таможенного представителя. Приказ ФТС РФ от 21.02.2011 № 357 "Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства" [2]. Разрешении о помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства принимает начальник таможни либо лицо, его замещающее, на основании письменного заявления лица, которое в соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 23, ст. 2796) [3]
Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением:
1) товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза:
- озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей (например, в холодильниках, кондиционерах, огнетушителях и др.);
- опасных отходов (например, лома свинцовых аккумуляторов, шлака металлургического производства и др.);
-средств защиты растений;
-орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов (например, электроловильных систем и др.);
2) товаров, запрещенных к обороту на территориях государств - членов таможенного союза (наркотических средств, оружия и др.);
3) товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства. Передавая такие права государству.