Вопрос 47. Понятие, функции правовой культуры

Правовая культура – это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества (или: правовая культура – это «состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода «юридическое богатство» общества» (С.С. Алексеев)).

Качественное состояние правовой культуры определяют:

· степень развитости правосознания населения (высокая степень развитости правосознания характеризуется: признанием обществом и государством человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита его прав и свобод; осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты, уважение к правам и свободам других людей; правовой установкой граждан на правомерное поведение; знанием гражданами норм конституции, положений важнейших законов и иных нормативно-правовых актов; широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права; позитивным отношением к суду);

· уровень развития правовой деятельности (высокий уровень развития правовой деятельности предполагает: наличие сильной юридической науки; качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля; вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом; высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности; соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве; развитость и совершенство государственного аппарата; высокий авторитет суда, как в системе органов государственной власти, так и среди населения; наличие гарантий независимости судебной власти; демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учет приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров; высокое качество правоприменительной деятельности);

· степень совершенства всей системы правовых актов (совершенство системы правовых актов достигается благодаря: наличию в государстве демократической, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции; соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых актов – законам; четкой иерархии нормативно-правовых актов; высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права).

Виды правовой культуры: правовая культура общества в целом, правовая культура социальной общности (этноса, нации, народа), правовая культура отдельного индивида (личности)[12]. Можно назвать и правовую культуру цивилизации. Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм как недооценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему отношение, питающее различного рода правонарушения.

Функции правовой культуры:

1. познавательно-преобразовательная функция (данная функция позволяет прежде всего на общественном уровне определять курс на достижение наиболее ценностных правовых результатов и состояний. В этой связи первостепенное значение имеет формирование гражданского общества и правового государства со всеми вытекающими из этого позитивными последствиями. В рамках этой функции внимание акцентируется на самых ценностных сторонах права и его компонентах);

2. праворегулятивная функция (данная функция исходит из начал четкого и продуктивного функционирования всей правовой системы, полного и всестороннего воздействия требований юридических норм на соответствующие общественные отношения, то есть реализации регулятивной функции права. Носители правовой культуры непременно исходят из того, что в окружающей правовой действительности должно осуществляться главное – успешное регулирование основополагающих общественных отношений);

3. ценностно-нормативная функция (данная функция проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь речь идет о ценностях в праве и самом праве как ценности. Прежде чем поступить соответствующим образом, носитель правовой культуры должным образом оценивает правовые средства, регулируемую посредством права жизненную ситуацию);

4. правосоциализаторская функция (она самым тесным образом связана с процессами правовой и нравственной социализации личности, с правовоспитательной деятельностью. Прежде чем овладеть соответствующим уровнем правовой культуры, личность в течение длительного времени (практически на протяжении всей жизни) находится под воздействием социальных, политических, нравственных, общекультурных, юридических факторов и обстоятельств, осваивает правовые ценности, что, в конечном счете, формирует ее правосознание и правовую культуру);

5. коммуникативная функция (через нее проводится общение между членами общества как субъектами права и носителями правовой культуры, благодаря чему происходит обогащение и развитие последней. Такое правовое общение выступает как форма межсубъективных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права).

Наши рекомендации