Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ и ее пересмотра.

В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Изменения в ней тоже должны требовать серьезного обоснования. Поэтому в большинстве стран мира действует усложненный порядок изменения конституции.

Конституция 1993 г. применяет новую терминологию - вводятся понятия "поправка" Конституции и её "пересмотр". Посвященная этому гл. 9 носит название "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Она содержит четыре статьи - 134 - 137.

Под пер­вым понимается частичное изменение Конституции, не затрагивающее ее фундаментальных основ, и связанное с внесением поправок к главам 3—8 Конституции. А под вторым — изменение Конституции, связанное с пересмотром положений ее глав 1,2 и 9, что, по существу, равнозначно полному, концептуальному пересмотру Конституции в связи с осново­полагающим характером содержания этих глав, т.е. принятию новой конституции.

Конституционные поправки к главам 3—8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ (ст. 136). КС в своем постановлении от 31 октября 1995 г. разъяснил, что поправки к главам 3—8 принимаются в форме особого правового акта — Закона РФ о поправках к Конституции РФ. Положения же глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены ФС. Однако оно обладает правом внесения предложений о пересмотре. В том случае, если предложение о пересмотре этих положений будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, то в соответствии с ФКЗ созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабаты­вает проект новой Конституции, который принимается Конститу­ционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его чле­нов или выносится на всенародное голосование. При проведении все­народного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовали более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей (ст. 135). Иными словами, положения глав 1, 2 и 9 не подлежат изменению в рамках действующей Конституции; их измене­ние означает полный пересмотр Конституции и связывается с приня­тием новой конституции.

Конституционные положения об изменениях и поправках в Кон­ституцию были конкретизированы и развернуты в ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 г.*

Субъектами внесения предложений о поправках и пересмотре по­ложений Конституции РФ могут быть Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численнос­тью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД (ст. 134).

Особо регулируется и изменение ст. 65, определяющей состав РФ, принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта, а также наименование субъектов РФ. Указывается, что изменение ч. 1 ст. 65, определяющей состав РФ, вносится двояким способом:в случае, если речь идет о принятии в РФ, образовании в ее составе нового субъекта или об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ, то это осуществляется на основании соответствующего ФКЗ (который пока не принят); а в случае изме­нения наименования субъекта РФ новое наименование этого субъекта подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ в упрощенном порядке. Как разъяснил КС РФ в конце ноября 1995 г., из­менение наименования субъектов РФ в тексте ч. 1 ст. 65 Конституции РФ производится указом Президента на основании решения субъ­екта РФ. Надо учитывать, что изменение своего наименования являет­ся прерогативой субъекта РФ, принимается его законодательным орга­ном и становится правовым основанием для включения соответствую­щего изменения в текст ч. 1 ст. 65 Конституции указанным путем. На этой основе указами Президента от 9 января 1996 г. были вклю­чены в Конституцию РФ новые наименования двух республик: Респуб­лика Ингушетия (вместо Ингушская Республика). Важно также отметить, что в указанном постановлении КС РФ специально отмечается, что такой упрощенный порядок при­меним лишь тогда, когда изменение наименования субъекта не затрагивает основы конституционного строя, права человека и гражда­нина, интересы других субъектов, РФ в целом, интересы др. государств, а также не предполагает изменение состава РФ или конституционно-правового статуса ее субъектов.

Сказанное выше позволяет сделать общий вывод: Конституция РФ, несомненно, относится к числу весьма «жестких» конституций. Это определяется тем, что, во-первых, половина ее статей (68 статей 1, 2 и 9 глав из 137) признаны не подлежащими изменению вообще в рамках данной Конституции; во-вторых, изменение положений другой половины конституционных статей возможно, как правило, только в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ (т.е. принимается не простым, а квалифицированным боль­шинством голосов — не менее трех четвертей в СФ и двух третей в ГД) и после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ, т.е. в порядке, значительно более сложном, чем порядок осуществления обычного законодательствования; в-третьих, право на внесение пред­ложений по изменению и пересмотру положений Конституции РФ принадлежит сравнительно узкому числу государственных органов и не каждому депутату, а не менее одной пятой членов какой-либо пала­ты; в-четвертых, крайне сложен процесс внесения и обсуждения таких предложений; в-пятых, пересмотр Конституции имеет право осущест­вить не сам парламент, а особое Конституционное Собрание.

Наши рекомендации