Сущность идеи правового государства

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым

государством.

Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм,

утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства

обществу. Правовым считается такое государство, которое признает в качестве

своих особенностей и институтов разделение властей, независимость суда,

законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав

государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным

учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства

правом, гарантирующая предсказуемость и надежность его действий, подчинение

государства праву, защита граждан от возможного произвола со стороны государства

и его органов.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает

себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без

исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и

граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Оно выражается в

том, что главные, основополагающие общественные отношения во всех сферах

общественной жизни регулируются законами. Верховенство закона означает также его

всеобщность. И, наконец, верховенство закона означает утверждение его

господства, т. е. такого его положения, когда выраженные в нем начала и устои

общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без

всякого исключения должны подчиняться его нормам (ст. 15 Конституции РФ).

Почему характеристика правового государства связывается с верховенством именно

закона? Речь, казалось бы, должна идти не о законе, а о праве в целом как

системе общеобязательных норм, обеспечиваемых государством независимо оттого, в

каких правовых актах они содержатся.

В правовом государстве должны соблюдаться все правовые нормы. Важно, чтобы сами

эти нормы в полной мере отвечали

воле и интересам народа. Добиться этого можно только в случае, если эти нормы

будут соответствовать законам - нормативным гостам, принятым законодательным

органом.

Законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства и составляют основу всей системы права. При помощи закона вводятся в жизнь прежде всего нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом демократии.

Важно и то, что с помощью закона создается возможность обеспечить необходимый порядок в практической реализации демократических инструментов и прав. Только через закон, посредством совершенного законодательного регулирования, может быть обеспечен высокий юридический статус личности. Следовательно, вся система законодательных мероприятий имеет исключительно важное значение для высокого юридического статуса человека.

Правовое государство - это в первую очередь конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Конституция является центром правовой системы. На ее базе строится механизм законности в правовом государстве. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Российской Конституции (ст. 15 Конституции России). Являясь полноправным членом мирового сообщества, Российская Федерация признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международного договора Российской Федерации. Поэтому, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно Конституции РФ, все нормативные акты, издаваемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России и законам. Именно поэтому все эти акты и получили название подзаконных.

Серьезным препятствием на пути утверждения верховенства закона становятся издержки ведомственного, регионального и местного нормотворчества, зачастую противоречащего закону и нередко лишающего граждан тех прав, которые им предоставляются законодательством.

В нашем обществе пренебрежительное отношение к закону складывалось долгие годы. Формально провозглашенный принцип обязательности закона корректировался целой системой исключений из правил, зависящих от занимаемой должности, разного рода заслуг и т. п. Особого внимания в этой связи заслуживает проблема соотношения закона и так называемой целесообразности. Суть этой проблемы состоит в том, что некоторые руководители присвоили себе право, исходя из собственных представлений об интересах страны, решать вопрос о том, стоит ли им исполнять тот или иной закон. Закон и целесообразность совпадают не всегда. Однако обход закона пол предлогом общественной целесообразности недопустим даже и в том случае, когда закон действительно плох или устарел. Закон может отменить или изменить только уполномоченный на то государственный орган, а те, кто обнаружил недостатки в законе, должны довести это до сведения лиц, обладающих за конодательной инициативой (депутаты Госдумы, президент РФ и др.) и потребовать корректировки закона.

Наши рекомендации