Право на поиск, получение и использование информации
Право на информацию включает в себя следующие основные права:
1.право свободно искать, получать и распространять информацию;
2.свобода массовой информации;
3.право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
4.право на информацию об обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей;
5.право на доступ к культурным ценностям;
6.обязательность официального опубликования законов и других НПА, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;
7.возможность ознакомления каждого с документами, затрагивающими его права и свободы.
Эти права закреплены не только в Конституции РФ, но и в ряде международных актов:
1. Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах.
Субъектами права на информацию являются: физические лица, юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, государство, межгосударственные образования. Они могут выступать в качестве производителей и потребителей (пользователей) информации.
Базовым актом, регулирующим отношения между производителем и потребителем при обращении документированной информации, является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В этом законе закреплены основные принципы обеспечения права на доступ к информации:
● презумпция доступности и открытости информации;
● достоверность и полнота информации;
● своевременность предоставления информации;
● соблюдение ограничений, установленных федеральным законом;
● защита права на доступ к информации;
● ответственность за нарушение права на доступ к информации.
Перечень оснований для ограничения информационных прав:
1.защита основ конституционного строя;
2.защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;
3.обеспечение обороны страны и безопасности государства;
4.обеспечение общественного спокойствия в целях предотвращения беспорядков и борьбы с преступностью;
5.предотвращение разглашения конфиденциальной информации;
6.обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия;
7.условия чрезвычайного положения, установленные по закону.
Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен:
1.законы и иные НПА (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);
2.информация о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ);
3.достоверная информация о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ);
4.информация о чрезвычайных ситуациях (происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозах;
5.экологическая, метеорологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и иная информация, необходимая для обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов, производственных и иных объектов;
6.информация о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
7.информация о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гражданам, должностным лицам и организациям;
8.информация о состоянии здоровья лиц, отнесенных к категории высших должностных лиц РФ;
9.информация о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридических лиц;
10.информация о правовом статусе и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
11.информация об использовании бюджетных средств;
12.информация о состоянии борьбы с преступностью;
13.документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, общественных объединений, организаций;
14.иная информация, ограничение доступа к которой запрещено законодательством РФ.
Защита права на доступ к информации может осуществляться в административном или судебном порядке, а также путем обращения к Уполномоченному по правам человека в РФ.
Должностные лица, виновные в незаконном ограничении доступа к информации, непредоставлении информации в установленном порядке или предоставлении недостоверной информации, привлекаются к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности.
Уголовная ответственность наступает в соответствии с УК РФ: ст. 140 – «Отказ в предоставлении гражданину информации»; ст. 237 – «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей»; ст. 287 – «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ».
Административная ответственность наступает в соответствии с КоАП: глава 5 – «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» и глава 13 – «Административные правонарушения в области связи и информации».
Гражданско-правовая ответственность наступает в форме возмещения вреда на основании ГК РФ.
Кроме действующего законодательства, судами могут использоваться в качестве справочных документов различные кодексы этичного поведения.
Например, в 1996 г. Торгово-промышленная палата РФ провозгласила Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций. Этот Кодекс является открытым для всех юридических и физических лиц, которые могут к нему присоединиться, подписав его.