Эволюция советской политической системы в 1920-1930-х гг. €

Следствием Февральской и Октябрьской революций явился распад Российской империи. После окончания гражданской войны на ее бывшей территории существовал ряд формально независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (в марте 1922 г. три последние республики образовали Закавказскую Федерацию). В каждой республике были свои органы власти и управления, действовали свои конституции, но фактически в большинстве из них власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б), что значительно облегчало процесс объединения суверенных республик в единое государство. Вместе с тем к государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства. Но самое главное, что идея принадлежности к единому великому государству жила в умах и настроениях народов, населявших бывшую Российскую империю.

В годы гражданской войны для более эффективного отпора ан­тисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был за­ключен военно-политический союз (июнь 1919 г.). Объединялись вооруженные силы и вводилось единое военное командование (Рево­люционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйственный союз выражал­ся в подчинении органов управления некоторыми отраслями про­мышленности, финансами и транспортом соответствующим наркома­там РСФСР. Однако отсутствие правовых норм, регулирующих отно­шения центральных и местных (республиканских) органов власти, вызывало между ними конфликты.

Сложившаяся между советскими республиками форма объедине­ния получила название договорной федерации. Ее своеобразие за­ключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль общегосударственных органов власти. Республиканские ком­партии были включены в состав РКП(б) на правах областных парт­организаций. Благодаря этому достигалось единство действий рес­публик в решении военных и хозяйственных вопросов. Но это же одновременно несколько ограничивало суверенитет независимых государственных образований.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях респуб­лик сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудни­чество. В 1920—1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Увеличивалось число общесоюзных хозяй­ственных наркоматов. Возросла роль ВЦИК как общефедеративного органа власти. Республики передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене.

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепле­ния советского политического строя и их обороноспособности потре­бовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Сложившаяся договорная система тормозила решение многих вопросов экономического и политического сотрудничества. Нужда­лись в более четком определении права и обязанности Совета Труда и Обороны РСФСР и Наркомфина РСФСР, выполнявших общефеде­ральные функции. Приоритетное положение РСФСР в договорной федерации вызывало недовольство на местах, а в ряде случаев поро­ждало антирусские настроения. С другой стороны, участились требо­вания работников некоторых органов власти расширить число обще­федеральных наркоматов. Предлагалось, в частности,— в связи с на­чавшимися в республиках аграрными реформами и отсутствием общего законодательства — объединить наркоматы юстиции и земле­делия под эгидой Наркомюста РСФСР и Наркомзема РСФСР. Вес­ной 1922 г. высшие партийные органы Украины, Белоруссии и За­кавказской Федерации заявили о необходимости «уточнения» взаи­моотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей.

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объ­единения. И. В. Сталин, возглавлявший народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал план «автономизации». В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на пра­вах автономии. С Бухарской и Хорезмской народными республиками и с ДВР предлагалось сохранить прежние, договорные отношения. Этот план ущемлял суверенные права народов, и потому большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против него. В октябре — ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В. И. Ле­нина об образовании союзного государства как федерации равно­правных республик.

В декабре 1922 г. во всех республиках со­стоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В. И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами Союза ССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор опреде­лял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоот­ношения с республиканскими управленческими структурами.

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. II съездом Советов СССР. Конституция законодательно закрепила образование Союза ССР. Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация рес­публик с правом свободною выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностран­ными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово-телеграфной связью входили в функции со­юзных ведомств. Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах меж­ду съездами—двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Нацио­нальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные нар­коматы, Госбанк, Госплан.

Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась его президиуму. На верхов­ные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохо­зяйственных планов, утверждение государственного бюджета, уста­новление единой денежной системы. Их ведению подлежали разра­ботка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих принципов развития в области просвещения и здравоохранения. Президиум ЦИК имел право решать возникаю­щие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отме­нять постановления республиканских властей в случае их несоответ­ствия Конституции СССР. При Совнаркоме учреждалось Объединен­ное государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция уста­навливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного пра­ва неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая сис­тема голосования при избрании депутатов в Советы. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и слу­жители религиозных культов.

На основе Конституции СССР 1924 г. были внесены изменения в Конституции союзных республик.

После принятия Конституции СССР главным направлением в области национальной политики была провозглашена ликвидация исторически сложившего­ся неравенства народов, прежде всею в хозяйственной, социальной и культурной сферах. В республиканский аппарат управления вовле­кались национальные кадры. Но широкие полномочия общесоюзных управленческих структур усиливали процесс бюрократической цен­трализации в стране.

В 1924—1925 гг. было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик образовались Узбек­ская ССР и Туркменекая ССР. В 1929 г. в союзную республику была преобразована Таджикская АССР. Все вновь образованные рес­публики вошли в состав СССР.

В 20-е годы изменилось территориально-административное деле­ние страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в облас­ти, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа и районы.

Вплоть до середины 30-х годов — времени принятия второй Конституции СССР — все процессы национально-государственного строительства велись в соответствии с Основным Законом СССР 1924 г.

По мере развития СССР федералистические принципы, заложенные в его основу, постепенно заменялись принципами унитарными.

Преобразование экономики и усиление централизаторских начал в управлении привели к формированию новой модели общества, к почти полному "огосударствлению" народного хо­зяйства. Произошедшие изменения в экономическом, социально-полити­ческом и национально-государственном развитии Советского Союза с середины 20-х годов потребовали изменения Основного Закона. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция CCCP. Она зафиксировала характерные черты сформиро­вавшейся в стране административно-командной системы. Советский Союз провозглашался социалистическим государством.

Политическую основу страны составляли Советы депутатов трудя­щихся. Изменялась структура государственной власти: ее высшим зако­нодательным органом становился Верховный Совет, состоявший из двух палат (Совета Союза и Совета Национальностей). В число его задач входило утверждение состава правительства СССР. Расширялись обязанности общесоюзных наркоматов в области законодательства, народ­нохозяйственного развития, укрепления обороноспособности страны. Одновременно были неоправданно сужены права некоторых республи­канских органов власти, в частности, в законодательной сфере.

Социальная основа государства декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата. (На практике это выражалось в диктатуре ВКП(б), ее аппарата.) Социалистическая сис­тема хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства объявлялись экономической основой СССР. Эта собственность существовала в двух формах: государственной (шахты, заводы в промышленности, совхозы на селе) и колхозно-кооперативной.

Политический курс И.В. Ста­лина, концентрация в его руках неограниченной власти вызывали оппо­зиционные настроения у многих руководящих партийных работников и рядовых членов ВКП(б). В середине 30-х годов начались репрессии против старых партийцев, не согласных с установившимися методами руководства страной. Пово­дом для массовых репрессий послужило убийство 1 декабря 1934 г. С.М. Кирова, первого секретаря Ленинградского горкома и обкома пар­тии, члена Политбюро ЦК ВКП(б).

По ложным доносам и обвинениям в "контрреволюционной" дея­тельности арестовывали десятки тысяч невинных людей. Их приговари­вали к заключению и принудительным работам в системе Государствен­ного управления лагерей (ГУЛАГ). Труд заключенных использовался на лесоповалах, строительстве новых заводов и железных дорог.

K середине 30-х годов в СССР завершилось формирование админи­стративно-командной системы. Ее важнейшими чертами были: центра­лизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, усиление авторитарных начал в руково­дстве общественно-политической жизнью. Сужение демократических свобод и прав граждан и общественных институтов сопровождалось ростом и укреплением культа личности И.В. Сталина. Многие отечест­венные и зарубежные историки считают возможным говорить о том, что в 30-е годы в СССР сформировалось тоталитарное общество.

Культ личности И.В. Сталина был вызван многими факторами: от­сутствием в стране демократических традиций; во многом сохранив­шейся монархистской психологией масс, порождающей иллюзию муд­рости и непогрешимости вождя, атмосферой страха в условиях репрес­сий и политических процессов. Укреплению веры народа в И.В. Стали­на способствовали также подлинные и мнимые (распропагандирован­ные) успехи социалистического строительства.


Наши рекомендации