Понятие фашизма и его базовые идеологические принципы

Фашизм − праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Является одной из основных разновидностей тоталитаризма, однако вполне терпим к частной собственности. Его отличают шовинистский национализм, антисемитизм, расизм и агрессивность во внешней политике.

Само слово фашизм итальянского происхождения. Фашизм зародился и начал развиваться в Италии на пороге 20-х годов – в бурный период послевоенных классовых столкновений. Первые выступления фашистов произошли еще в1919 году. Их организация, созданная Бенито Муссолини, называлась "Фашо ди Комбатименто" , что означало "Союз Борьбы". Членов этой организации стали называть фашистами, а само движение фашизмом. Первоначально это слово использовалось только применительно к итальянской действительности 20-х годов. Позже этим словом стали обозначать похожие политические движения в других странах. Однако нужно иметь ввиду, например, что германские фашисты называли себя "нацистами", "наци", поскольку их партия именовалась Национал-социалистическая немецкая рабочая партия.

«Классические» образцы фашизма − это итальянский фашизм и немецкий нацизм. Главное отличительное качество фашизма − воинствующий антикоммунизм, а также социальная и националистическая демагогия. При всей сложности классового состава фашистского движения определяющим является его антипролетарский характер. Фашизм − непосредственная реакция всего антипролетарского фронта на возможную социалистическую революцию в условиях развала или кризиса буржуазного государства, раскола в господствующем классе, социальной истерии во всех слоях общества. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией, поскольку социальная база ее диктатуры распалась.

При установлении фашизма не происходит изменения классовой сущности государственной власти, не меняется и характер общественно-экономического строя. К власти приходит самая реакционная часть буржуазии, которая устанавливает режим произвола и беззакония. Будучи порождением эпохи общего кризиса капитализма, фашизм представляет собой открыто террористическую диктатуру наиболее реакционных и шовинистических элементов финансового капитала. Отличает фашизм от прочих тоталитарных режимов, прежде всего, проповедь «национального социализма», при котором также ликвидируется буржуазная демократия, но делается это без «теоретического обоснования» и не под «социалистическими» лозунгами. Это связано с тем, что понимание социализма у фашистов было весьма специфическим. Муссолини видел в нем великий акт разрушения, а Гитлер − полную приверженность идеям нации. Фашисты делали упор на популярные в 1920-30-х гг. идеи социализма в основном исходя в основном из демагогических соображений.

Итак, к базовым принципам фашистской идеологии можно отнести следующие фундаментальные положения:

· Консервативная революция, сущность которой заключается в ликвидации либерального порядка, который привёл страну в состояние экономического кризиса и пролетарско-революционной ситуации. Консервативная революция − путь, по которому страна вернётся к своему былому историческому величию. Фашистская революционность, особая, исходящая из необходимости «порядка, дисциплины, повиновения моральным заповедям Отечества» [8, с.137].

· Тоталитарное государство. Муссолини заявил, что партия, которая управляет тоталитарно − «новый факт в истории», аналогии и сравнения здесь неуместны. Государство подчиняет себе общество, уничтожает его гражданские основания, подвергнув огосударствлению все стороны его жизни вплоть до частных (даже интимных) отношений [1, с.64-78].

· Идея нации. Национальное возрождение возможно только в рамках тоталитарного государства, в котором национальные интересы являются определяющими. Нация «абсолют», единое целое. «Государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, солидарности; возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи, то есть к империи; хранит для будущих веков имена погибших за его неприкосновенность и во имя повиновения его законам; ставит примером и возвеличивает для будущих поколений вождей, увеличивших его территорию; гениев, его прославивших» [31, с.160].

· Идея «нового порядка». Установление порядка национального процветания и социальной справедливости требует формирование и «нового» человека, преданного «всем сердцем» государству и нации.

· Отрицание классового антагонизма. Фашисты утверждали, что это идея борьбы и соперничества классов не более чем выдумка либералов, «раздутая» марксистами. Идея классовости в своей сущности противоречит идее единства немецкой нации.

· Антипарламентаризм и антимногопартийность. С точки зрения фашистской идеологии парламентаризм приводит к негативным последствиям для общества, т.к. разделения государственной власти между группами «мошенников», которые стараются реализовать свои частные интересы, вызывают политическую нестабильность. Одновременно настоящими интересами нации грубо пренебрегают. «Нет ни одного принципа, столь же лживого, как парламентаризм» − писал Гитлер [9, с.18]. Может быть лишь одна партия, которая сливается с нацией в единое движение и монополизирует власть, остальные должны быть запрещены и уничтожены.

· Запрет профсоюзов. Профсоюзы выражают интересы исключительно рабочего класса, но рабочие, в первую очередь, граждане своей страны. Они обязаны сотрудничать с согражданами, которые не являются рабочими, и не могут допускать выступления против своих же соотечественников.

· Антикоммунизм. Борьба с коммунистами проходила как непосредственно на территории фашистских государств (где коммунистические партии уничтожались и запрещались), так и имела интернациональную направленность, в первую очередь на «родину коммунизма» в СССР. Нацисты частично определили свои намерения и задачи по поводу этой страны в политическом, идеологическом и стратегическом документе − «Drag Nach Osten» [7, с.49-74]. Своё отношение и взгляд на коммунистов А.Гитлер выразил так: «Буквально всё затаптывали они в грязь …Нацию, поскольку та считалась порождением капиталистических классов; Отечество, поскольку считали его орудием буржуазии для эксплуатации рабочего класса; власть закона − поскольку для них это был средство держать пролетариат в узде; религию, которую считали средством одурманивания народа для последующего закабаления; мораль − как символ тупой и рабской покорности» [цит. по: 9, с.284].

· Непризнание Версальской системы. Согласно Версальскому мирному договору вводился запрет иметь армию, обязательства выплаты репараций, введения демилитаризованной зоны. Нацисты сначала этими требованиями пренебрегли, а затем и нарушили их. Франция и Англия позволили Германии такое поведение и не оказали противодействия, надеясь направить нарастающую агрессию на СССР [52, с.163-205].

· Национализм, расизм, антисемитизм. Фашисты выработали радикальную степень национализма, суть которой в том, что нация «сильная духом и волей» обязана подчинять себе другие нации и увеличивать собственное жизненное пространство. Вводились такие понятия как «чистота крови», «высшая раса», на основании которых строились планы по всемирному господству и превращению части рас в рабов: «эти народы имеют одно-единственное оправдание своего существования — быть полезными для нас в экономическом отношении» [цит. по: 9, с.58], остальные подлежали истреблению. Идеологический антисемитизм выразился на практике массовым геноцидом евреев − Холокостом, т.к. евреи были признаны «источником капитализма, марксизма» и обвинены во всех негативных их проявлениях (безработице, инфляции, революции): «Если евреи с помощью своей марксистской веры завоюют народы мира, венцу ему станет погребальный венок для человечества» [цит. по: 9,с.12] − считал Гитлер, а также указывалось на стремление евреев «денациализировать, за счёт вырождения» представителей «высшей расы». Таким образом, очевидно, что принципы национализма, расизма и антисемитизма неотделимо срослись и перевоплотились в понятие совершенно новое и ультрарадикальное.

· Экспансионизм. С первых дней власти фашисты и нацисты стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской и итальянской нации господство над всем миром. Наращивание военной мощи происходило огромными темпами. Милитаризация заполняла все сферы жизни. Идея войны как проявления силы нации, и её предназначения абсолютно чётко прослеживается в выступлениях и Гитлера, и Муссолини. «Война − признак жизненной силы нации, смысл истории» [цит. по: 31, с.203] провозгласил в своей «Доктрине фашизма» дуче. А фюрер в «Майн Кампф» написал: «Кто хочет жить тот должен бороться; кто не желает бороться в этом мире, где вечная борьба является законом жизни, не имеет права на существование» [цит. по: 9, с.193].

· Коммунитарианизм. Смысл данной идеи заключается в том, что индивид и общество совершенно не разделимы, а государство-это и есть общество, соответственно не существует прав и интересов личности вне государства. Все интересы индивид может и должен реализовать только через коммунитарное, общее. Для осуществления такого подхода нужно начать воспитывать «нового человека», интересы которого будут совпадать с интересами нации и государства. В первую очередь, коммунитарианизм обращается к экономической сфере, где общенациональные цели в экономики должны разделяться каждым индивидом, направляясь и подчиняясь лидеру партии [55, с.167].

· Вождизм. Фашизм построен на харизматическом принципе − на вождизме. Верховенство фюрера, дуче есть «воплощение расового национального и народного духа». Вождь обладает неограниченной властью. Он символ величия и единства нации. Около вождя сплачиваются социальные группы, благодаря чему он умело манипулирует и руководит ими для мобилизации нации и решения острых проблем.

Подводя итог этого раздела, следует отметить, что фашистская идеология имеет ряд специфических черт, которые в совокупности позволяют определить её следующим образом: во-первых, это наличие четкого различения идеологии правящих верхов и масс. Элитарность верхов оправдывалась, в том числе, и биологическими аргументами. Во-вторых, фашизму свойственны воинствующий иррационализм, предельное упрощение лозунгов и идеологических клише. В-третьих, он был построен на харизматическом принципе - на вождизме. Верховный вождь (дуче в Италии, фюрер в Германии), обладающий неограниченной властью, есть воплощение расового, национального и народного духа. Четвертая характеристика этой идеологии - культ силы, абсолютизация силового фактора в истории, отрицание гуманизма. В сочетании с расизмом культ насилия стал одной из причин развязывания самой кровопролитной войны в истории человечества [22, с.569-574].

Характерные черты фашизма

Фашизм имеет ряд характерных черт. Прежде всего, это национализм и расизм. Для фашистов интересы нации всегда выше индивидуальных, групповых, классовых интересов. Последние, безусловно, должны приноситься в жертву первым. Фашизм как бы впитал в себя всю волну национализма, поднятую накануне и в годы Первой мировой войны. Причем наибольший размах этого движения в Германии и Италии во многом объясняется уязвленностью национальных чувств народов этих стран, которые завершили национальное объединение позже других и вышли из Первой мировой войны не только ослабленными, но и униженными: Германия - условиями Версальского договора, Италия - "побежденная среди победителей" - тем, что ее интересами пренебрегали на Парижской мирной конференции.

Национализм в Европе не был в новинку, он всегда был характерен для консервативных, правых политических сил. Роднит фашистов с традиционными правыми и преклонение перед государством: и те, и другие видели в нем средоточие национального духа, залог стабильности и порядка.

Но на этом сходство традиционных консерваторов и фашистов кончается. Фашизм как политическое движение XX века впитал в себя ряд новых черт, отличающих его от старого консерватизма. Фашисты выдвинули и пытались провести в жизнь не просто идею сильного государства, но государства тоталитарного (от латинского слова totaliter - полностью, целиком), поглощающего собой общество. "Все для государства, ничего против государства, никого вне государства" - эти слова Муссолини выражают суть фашистской идеи тоталитарного государства.[1] В Германии осуществление этой идеи породило конфликт фашистов с католической церковью, пытающейся сохранить свою традиционную независимость от государства. Такой конфликт просто немыслим для традиционного консерватизма, видевшего в церкви одну из опор общественного порядка. Традиционный консерватизм, кроме того, отражал интересы немного численных элитарных слоев населения: родовой аристократии, крупных финансистов, видевших в переменах угрозу своим привилегиям.

Фашизм - это массовое движение, впитавшее в себя страх перед неожиданными и бурными переменами значительно более многочисленных групп населения: ремесленников, мелких торговцев и предпринимателей, крестьян, чиновного люда, ветеранов войны. Именно выходцы из этих слоев образовали фашистскую правящую элиту. Ни Гитлер, ни Муссолини, ни их сподвижники не были выходцами из аристократии, их родители не были состоятельными людьми. фашизм власть гитлер германия

Отличало фашистов от традиционных консерваторов и преклонение перед насилием как средством решения любых проблем. На насилии они хотели построить будущий миропорядок, через него они шли к власти, создавая вооруженные отряды (штурмовые, СА и охранные, СС - в Германии, "чернорубашечники" - в Италии) для борьбы со своими политическими противниками. Понимание насилия как неотъемлемого и естественного признака политической борьбы роднило фашистов не с консерваторами а, скорее, с ортодоксальными социалистами и коммунистами, которые выступали за насильственное преобразование общества. Подобно последним фашист выступали и против капитализма с той лишь разницей, что они видели в свободной конкуренции силу, подрывающую единство нации. Позаимствовав у социалистов часть идей, и включив слово "социалистическая" в название своей партии, нацисты, однако рассматривали традиционное социалистическое рабочее движение (коммунистов и социал-демократов) как своего основного политического противника. Первых - за их приверженность идее классовой борьбы, подрывающей все тоже национальное единство, вторых - за их роль в Германской революции, которая, по их мнению, была "ударом в спину" воюющей нации. И тех, и других они рассматривали в качестве главных конкурентов в борьбе за массы. Впитав в себя многие идеи, как правых, так и левых, фашизм, тем не менее, пытался играть роль "третьей" силы в политической жизни.

Варианты и этапы эволюции фашизма.

По мнению многих историков и политологов, существуют варианты и этапы эволюции фашизма. Отсюда – два главных критерия различения, которые выделяет П.Милза:

1) пространственный критерий, предполагающий, что нет одного фашизма, существуют фашизмы (подчеркнуто нами). Зарождаются политические движения нового типа, которые родственны друг по другу по социальной базе, программам и методам действия, но в то же время обладают спецификой, связанной с историческим прошлым и традициями.[2]

2) временной критерий, предполагающий, по мысли Милзы, что в эволюции фашизма можно различить четыре этапа.

Первый фашизм (фашизм на I этапе) развертывается в условиях кризиса экстремистских движений, воплощающих интересы и чувства значительной части средних классов. Эти движения направлены одновременно и против капитализма, и против крайне левых революционных сил. Для «второго» фашизма, следуя концепции ученого, характерен более или менее формальный союз между крупными частными собственниками и мелкой буржуазии во имя захвата или возврата власти. Третий этап – фашизм у власти. Четвертый соответствует стадии установления абсолютного тоталитаризма.2

Интересным представляется тот факт, что политолог Пьер Милза раскрывает содержание каждого из перечисленных этапов.

На II этапе, по мнению исследователя, фашизму оказывают поддержку представители крупных частных интересов. Очевидно, продолжает рассуждать ученый, что если бы фашизм опирался только на свои силы, то он имел бы крайне небольшие шансы не то чтобы придти к власти, но и просто выжить.[3] Таким образом, по мысли многих исследователей, финансовый капитал стоит у истоков фашизма и определяет его программу.[4]

Третий этап («фашизм у власти») отличает поддерживание союза между крупными частными интересами и средними классами. Фашизм у власти (фашизм – режим), если следовать концепции П.Милзы, имеет ряд характерных черт:

а) экономически господствующие классы внутри находящегося у власти блока осуществляют гегемонию, которая слабеет по мере усиления тоталитаризма, роста влияния фашистской партии;

б) происходит подлинный раздел власти между высшей буржуазией (господствующим классом) и средним классом, овладевшим государством и управляющим им. Вождь (дуче, фюрер) является ключом системы;

в) фашистский режим отличает стремление интегрировать массы в новую систему.

В результате всего этого возникает чистая тоталитарная система, где партия (и/или руководитель) навязывает свою собственную линию социоэкономическим силам, которые привели их к власти. Именно это IV-ый этап эволюции, по замечанию Милзы, - «интегральный фашизм» - отличает примат политики и идеологии над экономикой, усиление методов физического и психологического террора.2 Принимая концепцию Милзы, нужно отметить, что, видимо «четвертый фашизм» был реальностью в годы II Мировой войны в Германии, а переход к такому режиму начался в Италии в 37-38 годах.

Таким образом, по справедливому замечанию Ш.Желева, тоталитаризм – это та существенная черта фашистской диктатуры и фашистского государства, полно и всеохватывающе выражающая их политическую природу, которая обязательно должна присутствовать в характеристике фашизма.[5]

Наши рекомендации