Вопрос 64. Правотворчество: понятие, черты и факторы.

Под правотворчеством в основном понимают деятельность управомоченных органов государства (процесс – порядок действий в рамках специальной процедуры) по созданию необходимых для реализации целей государственной власти правовых норм в форме принятия НПА в единстве с их содержанием – юридическими нормами. НПА – это удостоверенное официальным документом действие органа государства, которым в письменной форме провозглашается обязательный для исполнения порядок построения отношений между субъектами права (лицами) при возникновении на практике определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов), т. е. провозглашаются правовые нормы.

Следует различать ту деятельность, которую называют правотворчеством, и процессы правообразования. Правотворчество надлежит рассматривать как завершающую стадию процесса правообразования, т.к. последний идет в недрах социального организма, и государство, по существу, должно лишь надлежащим образомоформлять те правовые потребности, которые уже сложились в обществе. Т.о. на процесс правообразования влияет целый комплекс факторов: экономических, политических, социальных, национальных и пр. Понятие правотворчества охватывает все виды и способы (формы) дея­тельности по возведению воли общества в закон: принятие нормативных актов органами государства; непосредственно народом путем референдума; заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права; санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударствен­ными организациями; формирование юридических прецедентов.

Правотворчество представляет собой процессуальную деятельность, т.к. она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса пра­вотворчества может привести к признанию принятого акта недейст­вительным. В ходе процесса правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование акта с заинтересованными органами и лицами, с действующей системой законодательства и права, оформление принятого решения, придание ему государствен­но-властного характера.

Правотворческая деятельность основана на определенных прин­ципах, т.е. руководящих началах, требованиях:

1) Принцип законности предполагает: принятие НПА только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах; оформление определенной процедурой; выбор формы акта должен соответствовать содержанию принима­емого акта; новый акт не должен противоречить конституции, законам, об­щепринятым принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству. В федеративном государстве важно также соответствие актов субъектов федерации общегосударственным актам.

2) Принцип демократизма проявляется, прежде всего, в возможности принятия наиболее важных НПА в форме ре­ферендума. Кроме того, проекты актов, особенно законопроекты, об­суждаются в СМИ, научной обществен­ностью, в общественных объединениях. Существует возможность обращения в правотворческие органы с предложениями, замечания­ми, пожеланиями.

3) Принцип научности включает в себя: разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране; планирование приоритетности принимаемых актов; прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм; учет достижений юридической науки как отечественной, так и ми­ровой; учет научных рекомендаций.

4) Принцип профессионализма относится к любой государственной де­ятельности, но особенно важен для правотворчества, поскольку, как уже указывалось, этот вид государственной деятельности требует спе­циальных знаний, навыков, умения и даже определенного таланта.

5) Принцип гласности означает, что все принимаемые правотворчес­кими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т.е. доведению до сведения населения (ст. 15 Конституции РФ: неопубликованные законы не применяются). Любые норматив­ные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опублико­ваны официально для всеобщего сведения (не распространяется на акты, содержащие государственную тайну).

6) Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробе­лов, дублирования и при этом должны использовать средства регули­рования общественных отношений, присущие данной отрасли права.

По кругу субъектовправотворчество может быть моносубъектным и полисубъектным. При полисубъектном правотворчестве разработка и принятие акта проходят в режиме коллегиальности. Для моносубъектного правотворчества характерен режим единоначалия.

По характеру правотворческих полномочий правотворчество может быть непосредственным и делегированным. Непосредственное правотворчество является собственно правотворчеством, поскольку осуществляется органами, для которых правотворческая деятельность – основная функция в механизме осуществления власти (парламент (высший орган законодательной власти), правительство (высший орган исполнительной власти), граждане при голосовании решений в порядке референдума). Непосредственное правотворчество народа (референдум) принято отно­сить к самостоятельному виду правотворчества, поскольку рефе­рендум является высшей формой прямого (непосредственного) вы­ражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества. Для непосредственного правотворчества характерны следующие особенности: решения референдума обладают высшей юридической силой; эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только другим референдумом; референдум основывается на принципах свободы и доброволь­ности участия, отсутствии какого-либо контроля за волеизъявлением участников голосования, недопустимости принуждения к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них; организация и проведение референдума осуществляются госу­дарством. Оно же обеспечивает финансирование и гарантирует реали­зацию права граждан на участие в референдуме. Делегированное правотворчество осуществляется по специальному разрешению, которое может иметь императивный (органы исполнительной власти, каждый в пределах своей компетенции (т. е. в рамках того круга вопросов, которые они могут разрешать самостоятельно), вправе принимать нормативные правовые акты в режиме делегированного правотворчества, но только по тому вопросу, который указан в законе) или диспозитивный (органы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право на правотворчество органам, объективно обладающим некоторой автономией – органы местного самоуправления или органы управления общественных объединений) характер. По общему правилу органы самоуправления не входят в систему государственной власти. Однако иногда они строят свои отношения с органами государственной власти на основе разграничения полномочий, в том числе правотворческих. Т.о., собственное правотворчество органов местного самоуправления можно отнести к делегированному правотворчеству. Государство своим законодательством наделило представительные органы местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Эти акты обязательны для исполне­ния всеми субъектами, находящимися на территории муниципально­го образования, но могут быть обжалованы в суд.

По юридической силе принимаемых актов выделяют законотворчество и подзаконное нормотворчество. Законотворчество – это правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона, т. е. НПА, призванного урегулировать наиболее значимые для существования государства и общества отношения свободных (а не состоящих в служебной зависимости друг от друга) лиц. Теоретически подзаконное нормотворчество должно иметь статус делегированного правотворчества, так как его осуществляют органы исполнительной власти на основе и в соответствии с законами. На практике этот принцип не всегда соблюдается, и тогда официально именуемое подзаконное нормотворчество фактически становится ведомственным правотворчеством, поскольку нормативные акты министерств и ведомств в сфере регулирования прав граждан и их объединений начинают подменять собой законы. В РФ подзаконное пра­вотворчество предназначено для детализации законов их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реа­гирования. Процедура подзаконного правотворчества не отлича­ется такой спецификой, как законодательный процесс, тем не менее, она регулируется специальными актами Президента, Правительства и других исполнительных органов власти. Каждый исполнительный орган власти принимает только те акты, которые установлены для него и в пределах его компетенции.

Некоторые авторы также выделяют локальное правотворчество – реализация правомочий на изда­ние НПА отдельными учреждениями, орга­низациями коммерческого или иного характера. Этими актами регу­лируются конкретные производственные и иные управленческие задачи. Локальные акты имеют ограниченное действие (обязательны только для данного субъекта).

Договорное правотвор­чество образуют договоры нормативного со­держания (конституционные, внутрифедеральные, управ­ленческие). Они заключаются между различными государственными органами на добровольной основе и служат базой для принятия дру­гих правовых актов и совершения юридических действий. Самостоятельную разновидность договорного правотворчества со­ставляют коллективные договоры и соглашения, заключаемые между работодателями и работниками для регулирования социально-трудо­вых отношений.

Выделяют также санкционированное правотворчество, которое заключается в признании государством обычаев делового оборота в качестве правовых или в придании правового характера нормативным актам негосударственных органов.

Наши рекомендации