Государство в политической системе

Параграф 17

Выполните задания к тексту параграфа:

1. Изобразите в виде схемы основные направления внутренней и внешней политики. Поясните каждое из них на конкретных примерах.

2. В начале XIX в. царь Александр I, выслушав совет видных государственных деятелей провести в жизнь проект коренных общественных преобразований, воскликнул: «Некем взять», т.е. нет слоя людей, на которых он мог бы опереться. Какое положение параграфа иллюстрирует приведенный факт? Ответ поясните.

3. Оформите таблицу «Классификация политики».

Параграф 18

Выполните задания к тексту параграфа:

1. В 1974 г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие принципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.

2. Граждане развитых демократических стран создают по месту жительства так называемые общества «самопомощи», которые оказывают медицинские и иные услуги больным, престарелым, инвалидам. В какой из сфер гражданского общества действуют эти организации? На каком уровне местного самоуправления они возникают? Ответы поясните.

3. Изобразите в виде схемы подсистемы гражданского общества.

4. В тексте параграфа отмечается, что развитое гражданское общество является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития граждан. Как вы понимаете эту мысль? Раскройте ее на примерах.

Государство в политической системе

Вспомните:  
  что такое государственная власть и государственное управление? Какими признаками характеризуется государство? Каковы формы и функции современного государства?
     

Государство – явление чрезвычайно многогранное и важное для жизнедеятельности человеческого сообщества. Не случайно его изучением занимаются несколько областей гуманитарного знания – от истории и философии до правоведения, социологии, политологии. Так, в курсе истории вы рассматривали государство в его конкретно-исторических проявлениях, а в курсе правоведения – во взаимосвязи с правом. Обществоведческий курс познакомил с философскими взглядами выдающихся мыслителей прошлого об идеальном государстве, истоках его происхождения. В этом же курсе государство было представлено и в социологическом аспекте – как часть целого (общества), один из важнейших социальных институтов. Политология изучает государство в системе других политических факторов и явлений, т.е. в политической системе. Именно этот политологический аспект и будет рассмотрен в данном параграфе.

ПОНЯТИЕ БЮРОКРАТИИ

Государственное управление, как мы выяснили, осуществляется политическими руководителями и чиновниками. С деятельностью чиновничества связано понятие «бюрократия» (от франц. bureau – бюро и греч. kratos – власть).

В обыденном сознании многих россиян бюрократия обычно ассоциируется с такими негативными явлениями, как коррупция, взяточничество, формализм, бездушное отношение к людям и пр. И это не случайно. В многовековой истории России бюрократия часто выступала замкнутой, оторванной от народа кастой людей, той крайне консервативной силой, которая препятствовала назревшим общественным преобразованиям. (Приведите примеры из истории.)

Деятельность бюрократов не раз ярко и образно критиковали в своих художественных произведениях великие русские писатели, в частности Н. В. Гоголь. Вспомните Акакия Акакиевича, который однажды решился идти к «значительному» лицу – чиновнику, обыкновенный разговор которого состоял из трех фраз: «Как вы смеете?», «Знаете ли вы, с кем разговариваете?», «Понимаете ли, кто стоит перед вами?».

Взгляды отечественных бюрократов советского периода точно и лаконично отразил Э. Рязанов в своем фильме «Забытая мелодия для флейты», где хор чиновников поет: «Мы не пашем, не сеем, не строим, мы гордимся общественным строем».

По мнению видных политиков и политологов, и сегодня многие чиновники не умеют, да и не хотят строить свою работу так, чтобы через много лет, покинув свой пост, они оставили бы после себя завершенные реформы и добрую память. В среде бюрократии, как и прежде, процветает коррупция, достигшая за последнее десятилетие небывалых размеров. Коррупция (от лат. corruption – подкуп) не просто безнравственное поведение. Коррупция – это преступная деятельность в различных сферах общественной жизни, совершаемая чиновниками разных рангов в целях личного обогащения. Используя свое служебное положение и связи, они заключают незаконные соглашения с предприятиями, приобретая пакеты акций; «проталкивают» за определенную мзду то или иное выгодное узкому кругу лиц решение; берут взятки с предпринимателей и рядовых граждан, грубо нарушая их права. При формировании кадрового состава в бюрократическом аппарате нередко господствует протекционизм, т.е. подбор по признакам родства, землячества, личной преданности. Все эти формы коррупции наносят существенный ущерб обществу, порождают недоверие к государственной власти. Не случайно в отечественной литературе долгое время господствовала, да и сейчас встречается точка зрения, согласно которой бюрократия – это негативное явление, зло.

Однако есть и другая точка зрения, сторонники которой рассматривают бюрократию как естественное и положительное явление. Наиболее последовательно эту точку зрения отстаивал немецкий социолог Макс Вебер (1864–1920). Им была разработана классическая теория (модель) бюрократии, суть которой в том, что политики правят, а чиновники управляют; первые принимают решения, а вторые исполняют их. Эффективность этой модели, по мнению М. Вебера, обусловлена характерными признаками бюрократии. К ним относятся, прежде всего, наличие законодательно установленных правил управленческой деятельности («рационального права»), устойчивой иерархической структуры с жесткой дисциплиной и контролем вышестоящими инстанциями нижестоящих, использование специалистов-профессионалов. Иными словами, чиновники не избираются, а назначаются на ту или иную должность с учетом их квалификации. В соответствии с должностью они получают заработную плату. Для чиновника его работа представляет собой профессию или, по крайней мере, основное занятие.

При сопоставлении приведенных точек зрения возникает вопрос: так что же такое бюрократия – зло, с которым надо бороться, или, напротив, добро?

Отметим, что бюрократия – это организация профессиональных государственных чиновников, предназначенная для квалифицированного исполнения общественной политики.

Бороться с бюрократией, а тем более стремиться к победе над ней – задача не только бессмысленная, но и вредная. Бюрократия – закономерное явление, возникающее в любом обществе, ибо любое общество нуждается в более или менее специализированном управлении.

Однако бюрократия может быть и несовершенным аппаратом управления, имеющим тенденцию к бюрократизму – отрыву чиновничества от народа и превращению в замкнутую касту, главным правилом которой становится собственное сохранение и воспроизводство.

Данная тенденция обусловлена рядом факторов. Во-первых, чиновники работают на постоянной, профессиональной основе. Они, в отличие от должностных лиц высшего ранга (президентов, депутатов, министров и пр.), не зависят от выборов и правительственных кризисов, поэтому составляют стабильный костяк государственного аппарата. Постоянство корпуса бюрократии (при отсутствии эффективных механизмов отчетности и персональной ответственности за результаты своей деятельности, четких критериев отбора людей и повышения их квалификации) уже само по себе может вести к порокам – снобизму, формализму, инертности. Современный американский политолог Т. Парсонс назвал эти пороки дисфункциями бюрократии – перенос чиновниками акцента с целей организации на ее средства, в результате чего средства управления – иерархия, дисциплина, инструкции и т.п. – превращаются в самоцель. Иными словами, чиновники выдают формальное за содержание, а содержание – за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, бумаготворчество.

Во-вторых, чиновник, занимающий тот или иной пост в государственном аппарате, является экспертом определенного профиля. Он накапливает большой объем информации и опыт работы. Большинство политиков знают главным образом то, что им сообщают чиновники. А информация, как известно, может фильтроваться, задерживаться, подвергаться отбору в соответствии с политическими предпочтениями чиновников. Поэтому они становятся скрытыми, негласными политиками.

В этой связи многие ученые отмечают, что в современном обществе классическая модель М. Вебера не работает, поскольку бюрократия все более политизируется.

В-третьих, бюрократия как развивающийся элемент государственного управления в поисках оптимальных управленческих решений вступает в тесный контакт с различными социальными группами (предпринимателей, финансистов и пр.), приобретая тем самым клиентов. Клиентизм является благом, если помогает согласованию общественных интересов и достижению консенсуса. Если же бюрократия попадает под влияние отдельных групп (например, финансовых) и контролируется ими, то возникают антидемократические, олигархические явления. Деятельность бюрократических структур засекречивается, переплетается с коррупцией, взяточничеством, мафиозно-преступными элементами. Иными словами, бюрократия из блага превращается во зло, используя свое место в общественном разделении труда в ущерб интересам народа.

Следовательно, бюрократия и бюрократизм – явления не тождественные, как не тождественны и сами эти понятия. В последние годы все чаще термин «бюрократия» заменяется его синонимом – термином «государственная служба».

Параграф 17

Выполните задания к тексту параграфа:

1. Изобразите в виде схемы основные направления внутренней и внешней политики. Поясните каждое из них на конкретных примерах.

2. В начале XIX в. царь Александр I, выслушав совет видных государственных деятелей провести в жизнь проект коренных общественных преобразований, воскликнул: «Некем взять», т.е. нет слоя людей, на которых он мог бы опереться. Какое положение параграфа иллюстрирует приведенный факт? Ответ поясните.

3. Оформите таблицу «Классификация политики».

Параграф 18

Выполните задания к тексту параграфа:

1. В 1974 г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие принципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.

2. Граждане развитых демократических стран создают по месту жительства так называемые общества «самопомощи», которые оказывают медицинские и иные услуги больным, престарелым, инвалидам. В какой из сфер гражданского общества действуют эти организации? На каком уровне местного самоуправления они возникают? Ответы поясните.

3. Изобразите в виде схемы подсистемы гражданского общества.

4. В тексте параграфа отмечается, что развитое гражданское общество является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития граждан. Как вы понимаете эту мысль? Раскройте ее на примерах.

Государство в политической системе

Вспомните:  
  что такое государственная власть и государственное управление? Какими признаками характеризуется государство? Каковы формы и функции современного государства?
     

Государство – явление чрезвычайно многогранное и важное для жизнедеятельности человеческого сообщества. Не случайно его изучением занимаются несколько областей гуманитарного знания – от истории и философии до правоведения, социологии, политологии. Так, в курсе истории вы рассматривали государство в его конкретно-исторических проявлениях, а в курсе правоведения – во взаимосвязи с правом. Обществоведческий курс познакомил с философскими взглядами выдающихся мыслителей прошлого об идеальном государстве, истоках его происхождения. В этом же курсе государство было представлено и в социологическом аспекте – как часть целого (общества), один из важнейших социальных институтов. Политология изучает государство в системе других политических факторов и явлений, т.е. в политической системе. Именно этот политологический аспект и будет рассмотрен в данном параграфе.

Наши рекомендации