Экономические, социальные и культурные права
Обязанности гражданина РФ.
Билет № 18
Права ребенка.
Ребенком ООН считает человеческое существо от рождения до 18 лет.
В Конвенции о правах ребенка можно все права ребенка распределить по основным группам:
- базовые права (на жизнь, на имя, приобретение гражданства, на равенство)
- право на благополучную семейную жизнь (забота родителей, помощь государства)
- права, обеспечивающие свободное развитие личности ребенка (свободно выражать свое мнение,
свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и мирных собраний, на объединение)
- право на сохранение и укрепление здоровья
- право на образование и культурное развитие (на бесплатное образование, использование
достояния культуры и науки)
- права защищающие ребенка (от экономической и др. эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, в экстремальных ситуациях: в суде, заключении, на войне).
Права детей
Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование.
Труд - это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и в конечном счете имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращения их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей.
Трудовое право - это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру охраны труда и порядок рассмотрения трудовых споров. Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи субъектов трудовых правоотношений, то есть общественные формы труда. С этой точки зрения труд ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые возникают по поводу применения и реализации способности к труду.
Предметом трудового права являются трудовые отношения, возникающие при применении работником своей способности к труду в процессе трудовой деятельности, а также другие общественные отношения, связанные с трудовыми.
К ним относятся:
- отношения между работником и работодателем;
- организационно-управленческие отношения профсоюзного органа, представляющего интересы трудового коллектива, с администрацией предприятия по поводу улучшения условий труда, быта и отдыха работников;
- отношения по перераспределению рабочей силы;
- отношения по поводу занятости и трудоустройства;
- отношения, связанные с возмещением материального ущерба;
- процессуальные отношения, возникающие при разрешении трудовых споров.
Трудовой кодекс РФ (извлечение)
Билет № 19
Федерация, ее субъекты.
Федерация - это форма государственного или национально-государственного устройства, основанная на политических образованьях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности - субъектах федерации.
Специфическими признаками федеративного государства являются:
- территория состоит из территорий субъектов федерации, которые не являясь государствами в
полном смысле, обладают определенной самостоятельностью в решении государственных вопросов
- существование двух систем государственных органов: федеральной и субъекта федерации
- существование двух систем права, но законы субъекта не должны противоречить федеральным
- возможно существование двух гражданств (федерации и субъекта)
- не допускается выход субъекта федерации из состава федерации
- организация государственной власти и система органов в ней определяются федеральными законами
- на федеральном уровне функционируют общие властные структуры, предписания которых обязательны для всех субъектов; субъекты обязаны согласовывать собственное законодательство с федеральным
- система органов субъекта учреждается им самостоятельно в соответствии конституцией федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти;
- функционирование органов государственной власти федерации и ее субъекта осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между властями
- субъекты федерации обязательно представлены в федеральных органах государственной власти
Федеративное устройство России - 89 равноправных субъектов (самостоятельно действующих частей):
- республик
- краев
- областей
- автономных областей
- автономных округов
- городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург)
- каждая республика имеет свою конституцию, законодательство, а остальные субъекты - устав и
законодательство
- Россия имеет государственную целостность, т.е. она как государство едина и неделима
- Конституция РФ и федеральные (общегосударственные) законы имеют верховенство на всей
территории России
- государственную власть в субъектах федерации осуществляют образуемые ими органы гос. власти
- Конституция РФ имеет прямое действие, иными словами, в случае нарушения какого-либо ее
положения любой гражданин России может пойти в суд и возбудить соответствующее дело.
Однако РФ не обладает всеми признаками федерации. Так:
- субъекты Федерации не имеют собственной судебной системы (названия «областной суд» и т.д.
указывают не на их принадлежность, а на их уровень
- субъекты Федерации, кроме республик, не имеют собственного гражданства
- налоги в РФ, хотя и могут взиматься в пользу субъекта, все равно устанавливаются Федерацией.
2. Право на образование: содержание, гарантии.
Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если такие знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его самообразовании.
Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколениям опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.
Функции образования:
1) создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы,
2) сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение,
Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политики в РФ строится на следующих принципах:
l) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) право личности на свободное развитием;
4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
5) общедоступность образования;
6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
7) светский характер образования в государственных учреждениях;
8) свобода и плюрализм в образовании;
9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений;)
Конституция РФ ст. 43:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
В соответствии со ст. 1, 2, 4, 5, 6 Закона «Об образовании» Российской Федерации государственная политика в области образования основывается на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Они предусматривают воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Эти принципы обеспечивают свободу и плюрализм в образовании, демократический, общественно-государственный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.
Государство гарантирует гражданам возможность получения общедоступного и бесплатного образования в начальной, основной и средней школе, системе среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, возраста, состояния здоровья и социально-имущественного положения.
Таким образом, государственная политика, закрепленная в Законе «Об образовании» Российской Федерации, соответствует основным нормам Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека.
Закон РФ "Об образовании" (извлечение)
Билет № 20