СЕНТЯБРЯ 1941 ГОДА – ДЕНЬ КАТАСТРОФЫ
В |
ночь с 16 на 17 сентября, утром и днем 17 сентября на Ладожском озере в районе мелей Северная Головешка и острова Сухо разыгрались трагические события. К семи–девяти часам утра 17 сентября шторм на озере достиг ураганной силы. К тому времени буксирный пароход „Орёл” с баржой № Б–752 с курсантами ВВМИОЛУ им. Ф.Э.Дзержинского, ВВМГУ им. С.Орджонекидзе и другими пассажирами на борту находился в указанном районе. Здесь и произошла гибель наших товарищей.
На „Дороге жизни” были ответственные за её функционирование: командующий Ладожской военной флотилией Хорошхин Б.В., которому 16 сентября 1941 года было присвоено воинское звание „контр-адмирал”, заместитель командующего флотилией по перевозкам капитан 1 ранга Авраамов Н.Ю. Кроме того, начальник Северо-западного речного пароходства Логачёв И.И. в части перевозок по „Дороге жизни” был подчинен капитану 1 ранга Авраамову Н.Ю. Этим лицам было поручено организовывать доставку грузов в Ленинград и руководить эвакуацией людей на „Большую землю”. Для обеспечения перевозок по „Дороге жизни” командованием Ладожской военной флотилией были определены канонерские лодки „Шексна”, „Селемджа”, „Нора”, „Бурея” и три тральщика.
Для эвакуации группы военнослужащих и гражданских лиц, большую часть которых составляли курсанты и командиры ВВМИОЛУ им. Ф.Э.Дзержинского и ВВМГУ им. С.Орджонекидзе, штаб Ладожской флотилии выделил конвой и транспорт: канонерскую лодку „Шексна” под командованием старшего лейтенанта Гладких М.А., буксирный ледокольный пароход Северо-западного речного пароходства „Орёл” и деревянную речную баржу № Б–752.
Баржа не была оборудована для перевозки людей, спасательных средств не имела. Она не имела и подкреплений корпуса для безаварийного плавания в осенний штормовой период. 16 сентября днем и поздним вечером она была полностью загружена пассажирами для переправы их на „Большую землю”. Руководил погрузкой людей капитан 1 ранга Авраамов Н.Ю.
Старший на переходе контр-адмирал Заостровцев А.Т. шел на „Орле”. Старший командир на барже не был назначен. Учет пассажиров, погрузившихся на баржу № Б–752 в Осиновце 16 сентября, не производился Эвакуацию эшелона командование решило провести в ночь с 16 на 17 сентября.
О |
рганизация движения буксира и конвоя была неудовлетворительной. Буксир „Орёл” с баржой начал движение от Осиновца в направлении Новой Ладоги, примерно, в 23 часа 16 сентября. Канонерская лодка „Шексна”, по невыясненным причинам, снялась с якоря раньше, чем начал движение с баржой буксир „Орёл”. Она ушла с рейда Осиновец в Новую Ладогу самостоятельно. В Новую Ладогу она пришла к 7 часам утра и стала на рейде на якорь. О судьбе буксира „Орёл” и барже № Б–752 с людьми командование канонерской лодки ничего не знало.
На борту „Шексны” находился контр-адмирал Кузнецов А.А., который только что был назначен на должность начальника Аварийно-спасательной службы Военно-Морского Флота
К 16 часам 17 сентября к Новой Ладоге подошел буксир „Орёл”, на борту которого находились спасенные им пассажиры баржи № Б–752. Он подошёл к канонерской лодке „Шексна” и снял с неё часть пассажиров, так как сама канонерская лодка не могла подойти к причалу Новой Ладоги из-за большой осадки. Контр-адмирал Кузнецов А.А. приказал командиру канонерской лодки „Шексна” сняться с якоря и идти к месту катастрофы спасать людей. Примерно, до 19 часов 17 сентября „Шексна” стояла на рейде Новой Ладоги. Её бомбили и обстреливали с воздуха немецкие самолеты. К месту катастрофы канонерская лодка так и не пошла. Канонерская лодка „Селемджа” 16 сентября вечером снялась с якоря и вышла из Новой Ладоги курсом на Осиновец, к ленинградскому берегу. Лодка имела на буксире баржу № 1240 с продовольствием (с мукой) и с пассажирами – военнослужащими. В ночь с 16 на 17 сентября, примерно, в 4 часа сила ветра достигала 7–8 баллов. Лопнул буксирный трос. На барже возникла паника, началась ружейно-пулеметная стрельба. Были слышны слабые возгласы о помощи. Баржа исчезла в темноте. Командир канонерской лодки капитан 3 ранга Антонов М.И. приказал включить прожектор, но и он делу не помог. Командование корабля приняло решение ждать рассвета. Рассвело, баржу не обнаружили.
Командир „Селемджи” получил приказание контр-адмирала Заостровцева оказать помощь терпевшим бедствие пассажирам баржи № Б–752. Во второй половине дня 17 сентября, когда основная масса людей, находившихся на барже № Б–752, уже погибла, она подошла к плававшей и разрушенной барже и сняла с её надстроек несколько живых людей. Канонерская лодка „Бурея”, которой командовал капитан 2 ранга Озоровский Н.Ю., снялась с якоря на рейде Новой Ладоги в одно время с канонерской лодкой „Селемджа”. На борту лодки была рота красноармейцев, на буксире – баржа № 117 с 800 красноармейцами. 17 сентября в 3 часа 18 минут лопнул буксир. Баржу понесло к берегу. Канонерская лодка коснулась грунта. Отдали якорь. В 6 часов утра в поле зрения её сигнальщиков появился „Орёл” с баржой на буксире, терпевшей бедствие.
Красноармейцев с баржи № 117 спасали другие суда флотилии. Канонерская лодка „Бурея” помощи барже № Б–752 не оказала.
Капитан буксира „Орёл” 17 сентября в 7 часов 30 минут дал сигнал SOS в Новую Ладогу, Ленинград и Лодейное Поле. Ответил на радиограмму только Ленинград. Помощи ни от кого не поступило.
Командование Военно-Морского Флота в Москве на исход операции по эвакуации из Ленинграда курсантов высших военно-морских училищ никак не влияло и мер по спасению погибавших людей не принимало.[19]
В |
ице-адмирал Шитиков Е.А. сделал анализ, произвел оценку и установил, что место гибели баржи № Б –752 с курсантами Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища им. Ф.Э.Дзержинского и курсантами Высшего военно-морского гидрографического училища им. С.Орджонекидзе имеет координаты 60°23' северной широты и 31°54' восточной долготы.
Гибель десятков сотен людей на Ладожском озере на „Дороге жизни” 17 сентября 1941 года явилась результатом плохого планирования проведения операций по эвакуации людей и низким уровнем их исполнения.
В архивных документах есть сведения о количестве погибших на Ладожском озере 17 сентября 1941 года из состава ВВМИОЛУ им.Ф.Э.Дзержинского:
1. Начальствующий состав – 8 чел.
2. Курсанты дизельного факультета:
I курс – 80/6 чел.
III курс – 1/0 чел.
V курс – 0/1 чел.
3. Курсанты I курса паросилового факультета – 55/1 чел.
4. Курсанты I курса электротехнического факультета – 20/3 чел.
5. Курсанты I курса кораблестроительного факультета – 7/1 чел.
6. Курсанты набора 1941 года – 145 чел.
7. Матросы кадровой роты – 1 чел.
8. Вольнонаемный персонал – 2 чел. (повар и парикмахер)
Итого –331 человек
В архивных материалах о ладожской катастрофе есть „Доклад о гибели баржи в Ладожском озере в ночь на 17 сентября”. Документ подписал Начальник политического отдела морской обороны города Ленинграда и реки Невы полковой комиссар Калачев. Даты о том, когда документ составлен и подписан, на докладе нет. В документе говорится о количестве пассажиров на барже и числе спасенных. Приведем данные документа.
Наименование воинской части | Было на барже чел. | Было спасено чел. |
Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище им. Ф.Э.Дзержинского | ||
Из них: а) Комсостава | ||
б) Курсантов | ||
в) Вольнонаёмных | ||
г) Членов семей военнослужащих | ||
Высшее военно-морское гидрографическое училище им. С.Орджонекидзе | ||
Военно-морская медицинская академия | ||
ИТОГО |
Примечание. Графы „Итого” в документе Калачева нет.
17 сентября 1941 года на Ладожском озере произошла катастрофа, которая унесла из жизни на самом деле не менее тысячи пассажиров несамоходной баржи № Б–752. Точных данных о числе погибших нет. В архивных документах, которые удалось видеть моим товарищам, не говорится о том, что на барже, на которой была предпринята попытка переправить на „Большую землю” курсантов ВВМИОЛУ им. Ф.Э.Дзержинского, были ученики нескольких ремесленных училищ города Ленинграда, командиры–медики, окончившие курсы переподготовки старшего медицинского персонала при Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова и другие пассажиры. На самом деле они на барже были, и большинство из них во время шторма погибли.
В документе, подписанном полковым комиссаром Калачёвым говорится и о том, что одновременно с гибелью баржи № Б–752 „погибли ещё две баржи в том же районе и в то же время, шедшие из Новой Ладоги в Осиновец”. На одной барже переправлялись в Ленинград два пулеметных батальона (450 чел.). С ними было 78 пулеметов, 2 противотанковых пушки, боезапас. Кроме того, на этой же барже было 400 тонн муки. Из числа пулеметных батальонов погибло около 150 чел. Остальные были спасены тральщиком № 122, подошедшим к месту катастрофы, буксиром „Морской лев” и другими судами флотилии. В документе также говорится о следующем:
– канонерская лодка „Селемджа” с баржи № Б–752 спасла 25 человек. Краснофлотцы канонерской лодки мужественно с риском для жизни спасали тонувших людей,
– трупы погибших, имущество, в том числе и секретные документы, прибивает к берегу в районе местечка Дубны.
С |
реди архивных документов имеется сообщение о общих потерях Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища им. Ф.Э.Дзержин-ского по состоянию на 17 сентября 1941 года включительно.
[человек]
Наимено-вание | Погибшие и умершие от ран | Пропавшие без вести | Раненые |
Начальствующий состав | 10/11 | 3/0 | – |
Младший начальствующий состав | 1/3 | 1/2 | – |
Рядовой состав | – | 1/0 | – |
Курсанты | 326/0 | 83/0 | 18/0 |
Примечания: 1. В число погибших включены утонувшие в Ладожском озере: а) начальствующий состав – 7/10 человек,
б) младший начальствующий состав – 1/3 человека,
в) курсанты – 307 человек.
2. В знаменатели указаны курсанты параллельных классов.
Приведенные архивные данные о потерях Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища им. Ф.Э.Дзержинского в первые месяцы Великой Отечественной войны 1941–1945 г.г. разнятся между собой, что свидетельствует о неточности донесений того времени.
сентября 1941 года девяносто два военнослужащих ВВМИОЛУ им. Ф.Э.Дзер-жинского, спасенных на Ладоге 17 сентября, прибыли в посёлок Правдинск.
Среди прибывших было 8 командиров, 25 курсантов дизельного, 14 паросилового, 4 кораблестро-ительного, 5 электротехнического факультетов и тридцать шесть курсантов набора 1941 года. Таковы цифры. Они сухи, скупы и не повествуют об участниках катастрофы. Историю делают люди. Без конкретных участников тех событий, без имен участников трагедии, разыгравшейся в Ладожском озере 17 сентября 1941 года, данные записки не будут иметь конкретного живого наполнения, будут безликими. Поэтому назовём поименно всех, кому удалось выжить в смертельной борьбе с могучей, холодной и разъяренной стихией и к кому судьба была благосклонной. Назовём имена и тех, кто погиб нелепой смертью, погиб ни за что в начале жизни или в расцвете творческих сил.
Из командного состава выдержали жестокое испытание полковые комиссары Богданов А.В., Макшанчиков Д.А., инженер-капитан-лейтенант Волко-пялов, старший инженер-лейтенант Белоконов Г.Д., старший политрук Носов Ф.В., инженер-лейтенанты Попов Г.П., Чурилов.
Богданов и Чурилов переправлялись на Большую землю” с жёнами. Их жёны погибли. Супруга инженер-лейтенанта Чурилова, выпускника дизельного факультета ВВМИОЛУ им. Ф.Э.Дзержинского 1941 года, перед началом массовой гибели людей потеряла контроль над своими чувствами. В тот момент, когда „Орел” еще продолжал буксировать баржу и пассажиры плотной массой стояли на её верхней палубе, она бросилась через пролом в воду, которая почти полностью заполняла баржу. Инженер-лейтенант Чурилов бросился в воду следом за ней и вытащил её с помощью нескольких курсантов на палубу. Он крепко держал её в своих объятьях, она же пыталась вырваться из его рук. Наконец, она освободилась от его опёки и вторично бросилась в воду. С неимоверными усилиями Чурилов вновь извлёк её из трюма баржи и со слезами на глазах удерживал около себя ослабевшими руками. Обессилевший молодой инженер-лейтенант в третий раз уже не смог броситься в трюм баржи за своей женой. Через мгновение она исчезла из виду: водяной вихрь утащил её тело под оставшуюся часть деревянной палубы.
Фамилии и инициалы начальствующего состава, а также курсантов первого курса училища, которые сумели вырваться из холодных вод Ладоги, автором восстановлены по памяти при активной помощи участников описываемых событий. В списке начальствующего состава не удалось разгадать фамилию восьмого командира. В этой части требуется небольшое уточнение. Фамилии и инициалы курсантов набора 1941 года здесь приведены в точном соответствии с архивными данными.
Имена курсантов ВВМИОЛУ им. Ф.Э.Дзержин-ского, которые 17 сентября 1941 года сумели выжить и ступить на палубу „Орла” или „Селемджи”:
– курсанты I курса паросилового факультета:
1. Баев В.А. 8. Лабинский Ю.В.
2. Виноградов Л.В. 9. Лазарев Н.М.
3. Годунов Б.А. 10. Левиков Я.М.
4. Даин Э.И. 11. Новиков Е.И.
5. Ермаков А.В. 12. Огурцов Е.П.
6. Ефремов С.С. 13. Шнайдман А.М.
7. Иванов Е.И 14. Зобков Н.Н. – курсант
2-го курса;
– курсанты I курса дизельного факультета:
1. Альфутин В.А 14. Пашков Ф.С..
2. Белицкий Я.М. 15. Протопопов Ю.Ф.
3. Волдохин С.Е. 16. Рудаков Ю.А.
4. Вольфсон Ю.С. 17. Савин А.
5. Дворкин А.В. 18. Солонцов В.Д
6. Евдокимов В.В. 19. Сокальский Г.А
7. Елизаров И.Л. 20. Тарасов Н.П.
8. Ермолин Ф.К. 21. Тихомиров Д.Н.
9. Иванов В.А. 22. Тихонов Ю.П.
10. Маслов И.А 23. Филиппов А.Д.
11. Матросов С.А. 24. Шитиков Е.А.
12. Мемед–Эмин Осман Умерович
13. Никольский С.Б. 25. Якименко В.Ф.;
– курсанты I курса электротехнического факультета:
1. Близниченко П.Т.
2. Гарбуз И.А.
3. Жуковский И.П.
4. Сеппенен В.И
5. Суевалов Л.Ф.;.
.
– курсанты I курса кораблестроительного факультета:
1. Булдаков К.Г. 3. Котляр М.А
2. Грахов В.В. 4. Муратов А.Н.;
– курсанты набора 1941 года:
1. Авакумов В.И 19. Махлах П.И.
2. Александров А.В. 20. Морозов А.А.
3. Александровский Ю.В. 21. Мохов С.Н.
4. Андреев В.С. 22. Поноженко Е.И
5 Батуров И.Г. 23. Пуховский А.А.
6. Боборыкин Н.А. 24. Пушков Б.В.
7. Бравчук В.К. 25. Рогачёв И.Л.
8. Грайфер С.М. 26. Сегаль А.М.
9. Гусев Б.Д. 27. Серебровский В.П.
10. Дорощук Ю.И. 28. Смирнов А.П.
11. Зароковский Л.Ф. 29. Соловьев В.М.
12. Зыбин С.В. 30. Стерни Х.Х.
13. Кисин В.М. 31. Терешин В.А.
14. Ковалёв Л.М. 32. Толстобров О.Л.
15. Козовой М.Х. 33. Фейгин Л.М.
16. Коровин С.В. 34. Фредлинг В.А.
17. Курбесов В.А. 35. Шелейкис И.С.
18. Максимов В.Ф. 36. Юрченко О.П.
Среди спасенных был и вольнонаёмный повар нашего училища Сергей Наборов, который работал в училище с довоенных лет вплоть до 70-х годов. Спаслась также Лариса – жена мичмана, который ожидал её, уже будучи в Правдинске, и счастливо дождался. К сожалению, в ту пору мы как-то не поинтересовались их фамилией, а сейчас восстановить её не удалось.
Мне известно, что из числа группы командиров и курсантов Военного инженерного училища им. А.А.Жданова спаслись лейтенант Алексашин Александр Михайлович и один курсант.
Из числа учеников двух ленинградских ремесленных училищ спасся только один мальчик, которого курсанты нашего училища взяли на свое довольствие, отечески опекали и довезли с собой до Череповца. В Череповце они передали его из рук в руки работникам Череповецкого горкома комсомола.
Из военных и гражданских служащих Гидрографического управления и Картографического отдела погибло 44 человека: 6 командиров и 10 служащих управления, 28 сотрудников Картографического отдела и 9 членов их семей. Среди погибших были командиры Бурлаков А.Ф., Галанин К.С. и Соловьев В.В.; специалисты–картографы Архипов В.Г., Балк З.Я., Вильченский Е.О., Ильин М.С.,. Ильина С.Ф, Савинов А.С.,. Фомиченко А.И, Черников А.В. и др. Было спасено только 8 человек: Знаменский П.П., Новиков Б.В., Павлов А.А., Баранова И., Симаничева З.Н. (Емельянова З.Н.), Терентьева А., Воскресенская Л. и еще один мужчина специалист–картограф, фамилию которого установить не удалось.
ОСИНОВЕЦ
На железнодорожной станции „Ладожское озеро”, рядом с посёлком Осиновец, есть братская могила „Ладожский курган”. Она создана в октябре 1961 года по инициативе и при участии следопытов Вагановской восьмилетней школы (деревня Ваганово). С 1961 года работой следопытов школы руководила неувядаемый энтузиаст – жительница поселка при железнодорожной станции „Ладожское озеро” Лидия Васильевна Дорохова. Она выполняла эти обязанности добровольно, руководствуясь патриотическими чувствами и высокими нравственными качествами. Следопытами Вагановской восьмилетней школы при её непосредственном участии увековечены имена многих воинов и гражданских лиц, погибших на Ладожском озере в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Мы, ветераны войны, бесконечно за это им благодарны. В братскую могилу, как мне рассказывала Лидия Васильевна, перенесены останки девяносто девяти воинов, погибших на ладожской „Дороге жизни” в 1941–1943 гг., из пяти могил, располагавшихся в близлежащих населенных пунктах (44-го километра, железнодорожного тупика и других мест). На могиле была установлена стела с надписью „Военным морякам, водителям автомашин и другим героям Ладоги, погибшим в дни блокады Ленинграда на „Дороге жизни” в 1941–1943 гг.”. На стеле также увековечены 16 воинов, чьи имена достоверно удалось установить.
Следопыты Вагановской восьмилетней общеобразовательной школы под руководством Дороховой Л.В. проявили заботу о восстановлении правды, сохранили память для грядущих поколений о жестокой ленинградской блокаде и Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., унесших миллионы жизней советских людей. Следопыты кропотливо, шаг за шагом, наращивали свои усилия по увековечению памяти о катастрофе на Ладожском озере 17 сентября 1941 года. В этом благородном деле активно участвовала и мать погибшего курсанта–гидрографа Елизавета Алексеевна Каншина. Не взирая на трудности и сложности, они сумели добиться желаемых результатов. По их инициативе военные учебные заведения и организации изготовили и установили на братской могиле „Ладожский курган” мраморные плиты с именами погибших 17 сентября 1941 года командиров, курсантов, гражданских специалистов Военно-Морского Флота и других лиц. Кроме того, на братской могиле установлены мраморные плиты с наименованием кораблей, судов Ладожской военной флотилии и Северо-западного речного пароходства, погибших на Ладоге.
На восьми плитах, изготовленных и установленных Высшим военно-морским инженерным ордена Ленина училищем им. Ф.Э.Дзержинского, выгравированы имена командиров и курсантов, оставшихся навечно в водах Ладожского озера. Напишем их имена:
Абрамович Д.М. Бобряков Н.П. Венер Ф.А.
Алексеев Б.В. Бовин В.И. Вишневский В.С.
Алексеев В.А. Богдановский В.Е. Волынский А.А.
Адамов К.А. Богословский А.А. Воробьев Н.В.
Андреев А.М. Боков А.В. Габрунер А.С.
Андреев Г.М. Босиков В.В. Гантман Г.А.
Антипин А.П Брянцев Г.В. Гельфанд Г.З.
Антоненко Н.А. Букоемский А.Б. Герман А.Я.
Анциферов В.И.. Буланович Л.П. Гиндин Я.И.
Арзамасов Н.М. Бурнин Н.М. Гоголев В.П.
Аранович В.А. Бурнус О.П. Гольденберг С.И.
Аухтун В.Н. Боченков В.А. Гончаров В.Г.
Афанасьев В.А. Бойцов Н.П. Гонченков А.И.
Афоненко Г.М. Вольтер Я.Б. Городецкий Л.А.
Афонин В.П. Варганов Н.В. Горохов Г.А.
Бакши Е.А. Васильев В.Ф. Гостин А.И.
Балюк Я.Ф. Васильев В.Н. Готлиб Д.Я.
Банслов Н.Н. Ваумский И.П. Гречухин А.М.
Барабохин П.В. Вашуркин Е.Ф. Григорьев А.М.
Бардин И.В. Вайшля П.П. Гриднев П.А.
Баснин А.Н. Вводенский В.В. Демерза П.В.
Баташев Г.А. Великодольский В.Ф. Дмитриев А.Н.
Белов В.И. Величковский П.П. Дмитриев А.С.
Бельдюгин А.В. Верещагин В.В. Докаленко Е.К.
Бельковский И.И. Вернослов В.В. Долгошев Б.В.
Беляев А.Д. Веселов Г.Д. Дубле В.Г.
Бердинский А.П. Веселовский М.Я. Дубинин Н.П.
Беркович С.Г. Вейс Ю.А. Денисов А.Г.
Бех Г.М. Ветров О.И. Дудин А.Д.
Биушкин Д.Ф. Виленский М.З. Дьяченко А.И.
Бобрик В.Х. Вильмс В.М. Евзлин И.Г.
Егоров Б.Н. Корж П.О. Маас А.Г.
Емельянов П.И. Коризно А.В. Максимов А.Ф.
Ершов Е.В. Коробов В.А. Максимов М.А.
Ефремов А.Т. Косолапов Н.Д. Маламуд Л.Е.
Жабин В.Н. Коц М.Ш. Малис И.И.
Жук Н.И. Корчиков П.В. Малышев В.А.
Журавлев Л.М. Кошелев В.П. Марков В.С.
Завитаев Н.В. Кошелев Л.А. Масленников В.А.
Загорулько Н.Я. Крамеров Н.Я. Маслов В.А.
Захаров Б.Я. Красновидов И.С. Матвеев Д.Г.
Захарьянц Н.Г. Крис Ф.Б. Матвеюк В.С.
Зеленин М.А. Кронберг О.И. Мелешко Ю.Н.
Зюльман Ю.П. Крутиков В.П. Мелик–Абрамян С.Т.
Иванов А.А. Куручев Н.Л. Мерсон Я.С.
Иванов Б.А. Кудрявов Л.И. Михайлов В.Ф.
Иванов С.А. Кудрявцев А.В. Моисеев Е.П.
Ивахин В.Д. Кудрявцев Н.Л. Моргунов П.Л.
Ипполитов К.Г. Кузнецов А.А. Недрыгайлов И.И.
Истомин В.А. Кузнецов Б.А. Некрасов Г.П.
Каганер Я.Н. Кузнецов С.А. Несбытков А.П.
Казанцев Ю.В. Кузьмин А.А. Никитенко Б.Е.Казарин А.И. Кузьмин Н.Е. Никифоров К.Ф.
Каминский В.С. Кунин Г.С. Носов Н.А.
Капелюшный В.Ф. Курков П.Ф. Обухов С.С.
Каперовский М.Л. Лабок В.С. Одинцов В.Н.
Карандо А.Г. Лазарев Л.Д. Оленин П.Д.
Кармазин В.В. Лапотников С.В. Ометов П.Д.
Карузин Ю.А. Лаубе А.В. Орлов А.П.
Кацнельсон М.Х. Левитин С.Г. Ошкадеров А.В.
Кацнельсон С.Б. Лейзерович Д.Г. Ошурков А.Н.
Кашменский К.С. Лифшиц Л.Ю. Пальмин В.А.
Кичев Б.Ф. Лисанов Н.В. Панайот Г.Г.
Климков Г.А. Литвинов Р.А. Паскевич М.С.
Коганов З.Б. Логвиненко Е.Г. Пастернак Г.М.
Кожинский В.А. Ложкин Н.П. Пашков А.И.
Козьмин М.М. Лунев В.Т. Пашковский В.Н.
Козырев Г.М. Луцкий Н.В. Певзнер Д.Г.
Коновалов В.А. Лучинин Е.Е. Певзнер С.И.
Коновалов Н.Н. Львов Ю.П. Пеньков Ю.А.
Корбут Л.М. Магнитов Л.А. Петров Б.И.
Корельский М.М. Мадаев В.П. Петров В.М.
Петров Е.В. Селичев П.В. Федоров В.А.
Пивентьев Н.А. Сенчугов М.А. Федоров Ю.В.
Пискун А.Ф. Сергеев Н.Н. Федосеев Н.Н.
Прим Р.П. Сердобольский Г.А. Флейтман И.М.
Пичуркин В.И. Сибаров А.С. Фридман В.И.
Платов О.Д. Сингилеев М.Ф. Хаимчик Л.Г.
Подсалихин К.А. Синдюков Н.И. Хайт А.С.
Поздеев Е.Д. Скакунов В.И. Хаскин Ц.Е.
Пономарев Л.А. Скворцов М.М. Хлистунов Е.А.
Попов В.Г. Смирнов В.А. Хохлов М.А.
Портнов Я.А. Смирнов В.И. Хрисонопуло Л.И.
Прошин И.И. Смирнов В.С. Хромов И.А.
Пружинин И.А. Смирнов Г.Д. Цеделер Ю.Н.
Прыгунков Н.П. Соболев А.Г. Чаев Л.А.
Пугин В.А. Соколов Б.Н. Черепенников А.А.
Рабинович Ф.М. Соколов М.А. Черников О.М.
Раев В.С. Соловейчик З.И. Шаврин Л.П.
Раев–Горбик Ю.П. Суров Л.Н. Шапиро А.З.
Реус К.Н. Сутугин Б.И. Шатров Н.М.
Ривлин С.А. Тачков В.С. Шебанов А.В.
Ровнов А.И. Теплов В.И. Шестаков С.Д.
Рогалев И.Д. Терентьев Б.И. Шилов Н.С.
Рогачёв М.А. Терехин В.Н. Шишло М.Н.
Рубашев Я.И. Тетеркин А.К. Шкурский В.И.
Рудаков Б.В. Тимофеев А.Ф. Шрейбер А.Л.
Рязанов Д.Г. Тимошкин В.Д. Шулика А.И.
Салганик–Мошко Д.Я. Токарев Б.Ф. Шульман З.М.
Самсонов А.А. Толубеев Н.Ф. Шумилин Г.И.
Сандлер В.С. Тришкин Б.Г. Щеглов Б.П.
Сапожников В.Г. Трушкин А.М. Энкин Н.Б.
Сапрыкин В.П. Туранов Г.Н. Эренверт Л.Э.
Сапрыкин В.П. Тутик А.И. Эйшинский В.П.
Сальников Н.В. Углов В.А. Юхт Г.Ф.
Сафонов В.Н. Умеренков А.В. Ющенко А.А.
Свенцицкий Б.И. Фалютинский Ю.Н. Яковлев Б.М.
Семененко В.А. Файбусович С.Б. Ямпольский М.Л.
На братской могиле „Ладожский курган” установлены мраморные плиты с именами погибших 17 сентября 1941 года:
– сотрудников Гидрографического управления Военно-Морского Флота (погибли 51 человек)[20],
– командиров и курсантов Высшего военно-морского гидрографического училища им. С.Орджонекидзе (погибло 136 человека),
– выпускников Военной медицинской академии им. С.М.Кирова (погибло 134 человека).
В 1994 году, накануне 50-летия освобождения Ленинграда от блокады, мраморные доски на братской могиле „Ладожский курган” заменили на вертикально установленные гранитные памятники.
Самое непосредственное отношение к памяти о трагических событиях 17 сентября 1941 года на Ладожском озере имеет также камень–памятник. В 1942 году группа гидрографов во главе с капитан-лейтенантом Н.П.Клюевым на плёссе острова „Птинов” (южный берег Ладожского озера, западнее впадения в него реки Волхов) обнаружила разрушенную штормом баржу № Б–752, прибитую волнами к берегу острова. В трюме баржи находились тела погибших командиров, курсантов высших военно-морских училищ и гражданских лиц, а также штурманское и гидрографическое имущество. Всех погибших гидрографы похоронили, а в северо-восточной части острова „Птинов” установили памятный камень. На камне–валуне в рост человека выгравировали текст:
„В этом микрорайоне захоронены курсанты Высшего военно-морского училища им. Дзержинского, Высшего военно-морского училища им. Орджонекидзе, слушатели Военно-медицинской академии им. Кирова и другие военнослужащие, погибшие при переходе через Ладожское озеро 17 сентября 1941 года”. По сторонам надписи высечено изображение двух якорей.
О наличии такого памятника поведала газета „Волховские огни” в своей информации от 17 сентября 1991 года. Местный краевед Крылов И.М., путешествуя в окрестностях Новой Ладоги, набрёл на этот памятник и сообщил о своей находке в редакцию газеты.
Да, Ладога! Не знал я тебя штормовой.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ОБ АВТОРЕ
Лазарев Николай Михайлович по образованию и опыту практической работы – инженер-механик высшей квалификации. Специалист в области ядерной энергетики и паросиловых энергетических установок больших надводных кораблей Военно-Морского Флота. Командир электромеханической боевой части (старший инженер-механик) лидера эскадренных миноносцев и эскадренного миноносца. Принадлежит к небольшой группе военно-морских инженеров, которые в середине 50-х годов XX столетия первыми из военных представителей Военно-Морского Флота в промышленности и других специалистов органов военного кораблестроения приступили к наблюдению за проектированием, приёмке и испытаниям первых советских подводных лодок с ядерными энергетическими установками. Один из участников создания первой отечественной атомной подводной лодки. Старший военный представитель по ядерным паропроизводящим энергетическим установкам подводных лодок и районный инженер района атомного судостроения Главного управления кораблестроения ВМФ на Северодвинском судостроительном заводе в период строительства и испытаний первых отечественных атомных подводных лодок первого поколения. Принял от промышленности ядерную паропроизводящую установку первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627 К-3 „Ленинский комсомол”. Капитан I ранга.
Родился 10 ноября 1922 г. в селе Старая Кашира Каширского района Московской области.
Окончил среднюю школу в г. Кашире с аттестатом с серебряной каймой (1933-1940 гг.), паросиловой факультет Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища им. Ф.Э. Дзержинского (1940-1945 гг.), машиностроительный факультет Военно-морской академии кораблестроения и вооружения им. А.Н. Крылова с золотой медалью (1952-1955 гг.) и курсы в Институте повышения квалификации Министерства химического и нефтяного машиностроения по актуальным вопросам теории и практики управления (ноябрь 1981-июнь 1982 гг.).
После окончания первого курса училища, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в составе Чудской военной флотилии и второго батальона 2-й отдельной бригады морской пехоты участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками на дальних и ближних подступах обороны Ленинграда (июнь–сентябрь 1941 г.).
17 сентября 1941 г., во время урагана на Ладожском озере, когда на несамоходной барже погибло больше тысячи курсантов, командиров военно-морских училищ, гражданских лиц, учеников ремесленных училищ и армейских бойцов, остался в живых и продолжил учебу в ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского.
Будучи курсантом училища, участвовал в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков во время курсантской летней боевой практики на канонерской лодке „Бакинский рабочий” Каспийской военной флотилии (1942 г.), на эскадренном миноносце проекта 7 „Разъяренный” Северного флота (1943 г.), на линкоре „Севастополь„ Черноморского флота (1944 г.).
После окончания Военно-морского училища служил на кораблях Тихоокеанского флота (1945-1952 гг.), где прошел службу от командира группы до командира электромеханической боевой части лидера эскадренных миноносцев проекта 1/38 „Тбилиси” и эскадренного миноносца проекта 30бис „Встречный” 174-й бригады эскадренных миноносцев Отряда легких сил, а затем эскадры Тихоокеанского флота.
В 1945 г. принимал участие в войне против мили-таристской Японии. Участвовал в постановках минных заграждений и в высадке морского десанта на побережье Корейского полуострова.
После окончания Военно-морской академии служба была неразрывно связана с атомным подводным кораблестроением.
С марта 1955 г. по октябрь 1956 г. состоял по штату старшим военным представителем Контрольно-приёмного аппарата (КПА) Главного управления кораблестроения ВМФ при НИИ-8 (ныне ФГУП „Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники им. Н.А.Доллежаля”). А непосредственным местом службы был Физико-энергетический институт Минсредмаша в Обнинске (ныне Государственный научный центр Российской Федерации – Физико-энерге-тический институт им. А.И. Лейпунского), где проходил обучение вместе с инженерами-механиками и командным составом первых экипажей первых двух отечественных атомных подводных лодок проекта 627 „К–3” и проекта 627А „К–5”. Непосредственно участвовал в строительстве, монтаже оборудования и испытаниях первой транспорт-ной ядерной энергетической установки с ЯППУ ВМ-А стенда 27ВМ на промышленной площадке ФЭИ – назем-ного прототипа корабельной ядерной энергетической установки первой отечественной ПЛА и последующих атомных подводных лодок 1-го поколения проектов 658, 659 и 675.
В октябре 1956 г. был назначен старшим военным представителем по ядерным паропроизводящим установ-кам подводных лодок КПА ГУК ВМФ на Северодвинском судостроительном заводе, а в апреле 1959 г. – районным инженером ГУК ВМФ района атомного судостроения на том же заводе.
Принял от промышленности ядерные паропроиз-водящие установки первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627 „К-3” „Ленинский комсо-мол” и головной подводной лодки этой серии проекта 627А „К-5”. Участвовал в государственных испытаниях первой атомной подводной лодки, которые проводила правительственная комиссия.
Под его руководством и при непосредственном участии на Северодвинском судостроительном заводе офицерами КПА ГУК ВМФ в 1959 и в 1960 гг. были приняты от промышленности первые восемь атомных подводных лодок: 5 единиц торпедных ПЛА проектов 627, 627А и 3 единицы первых ПЛА проекта 658 с баллистическими ракетами. За участие в создании первой отечественной атомной подводной лодки в 1959 г. награ-жден орденом Красного Знамени.
Обучил и воспитал большую группу военных представителей-специалистов по ядерным энергетическим установкам подводных лодок, которые в дальнейшем принимали атомные подводные лодки в состав Военно-Морского Флота.
В декабре 1960 г., в связи с сокращением штатов и реорганизацией КПА Министерства обороны, был переведен в Москву на должность заместителя начальника отдела атомных энергетических установок Управления новой техники и опытных заказов ГУК ВМФ.
Осуществлял координацию совместной работы специалистов ЦНИИВК ВМФ и военных представителей на предприятиях промышленности в области создания новых энергетических установок и их составных элементов для боевых кораблей ВМФ. Лично контролировал:
- проектирование ЯППУ ОК-300 для большой ракетно-торпедной ПЛА проекта 671 и ОК-350 для крейсерской ПЛА проекта 670;
- результаты эксплуатации ЯППУ ВМ–А, установ-ленных на ПЛА первого поколения проектов 627А, 658, 659 и 675, организацию и своевременность выполнения принятых решений по устранению дефектов техники, выявленных в начальный период эксплуатации атомных подводных лодок;
- выполнение НИР и ОКР в научных организациях ВМФ, промышленности и академии наук СССР в области непосредственного преобразования ядерной энергии в электрическую;
- организацию службы и работу военных представительств на заводах, в НИИ и КБ промышленности, осуществлявших наблюдение за проектированием, изготовлением, испытаниями опытных и головных образцов новых энергетических установок.
В сентябре 1964 г. назначен районным инженером 670-го Военного представительства МО СССР. Район атомной техники и машиностроения ГУК ВМФ в Москве был организован заново. Руководил деятельностью 26 военных представительств Московского региона, работавших в области атомной техники и машиностроения. Разработал и осуществил на практике организацию оперативного и производственного управления деятельностью военных представительств района в целях повышения их роли при создании новых образцов оборудования и в поставке техники для нужд ВМФ в установленные сроки.
Являлся членом Совета военных представительств Главного управления кораблестроения ВМФ, который действовал при Уполномоченном ГУК ВМФ в Ленинграде – помощнике начальника ГУК ВМФ по воен-ным представительствам. Совет работал в области совершенствования службы и стиля работы военного представителя в промышленности. Систематически выступал на заседаниях Совета с докладами или сообщениями на заданную тему.
10 января 1977 г. был уволен из кадров ВМФ в запас, а затем в отставку по возрасту.
После окончания военно-морской службы продолжал активную производственную и научную деятельность в промышленности. Работал по вольному найму в должности главного конструктора проекта и начальника научно-исследовательского отдела во Всесоюзном научно-исследовательском и конструктор-ском институте гидравлического машиностроения Минхиммаша. В феврале 1990 г. уволился по собственному желанию и окончательно вышел на пенсию.
Является автором 36 научно-исследовательских работ по закрытой тематике, двух статей на историческую тему, опубликованных в журнале „Морской сборник” и в книге Уварова И.Г. и Смирнова А.Н. „Дзержинцы в боях за Родину. 1941-1945 гг.”.
Активно работает в области раскрытия военно-морской патриотической темы. В 1994–1998 гг. им написаны две книги об истории создания первых советских атомных подводных лодок. В 1999 г. вышла в свет его книга „1941-й от 22 июня до 17 сентября”, в которой описываются боевые действия курсантов и командиров Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища им. Ф.Э. Дзержинского против немецко-фашистских захватчиков на дальних и ближних подступах к Ленинграду (июнь–сентябрь 1941 г.) во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и катастрофа на Ладожском озере, происшедшая 17 сентября 1941 года. В 2003 году были изданы два тома книги „Океанский ракетно-ядерный флот Советского Союза в биографиях его творцов, создателей и военно-морских корабельных инженеров-механиков”. После выхода из печати первых двух томов книги, он продолжал работу по сохранению в памяти современников и последующих поколений имен творцов и создателей военного флота СССР и России. В мае 2007 года он завершил работу над рукописью 3-го и 4-го томов этой книги. Рукопись передана в руки издателей. В настоящее время работает над исправлением и существенным расширением содержания книги „1941-й от 22 июня до 17 сентября”.
Кроме научно-популярных сочинений, он с большим желанием работает в области художественной литературы: пишет рассказы на военно-морские темы. В течение 2005-2007 гг. в региональной печати Подмосковья опубликованы его рассказы: „Десант”, „Прибыл в ваше распоряжение для продолжения…”, „Испытания”, „Курица! Курица!”. Готовятся к печати и другие рассказы.
Награжден орденами: „Красного Знамени” (1959 г.), „Отечественной войны” II степени (1985 г.), „Красной Звезды” (1956 г.); медалями: „За боевые заслуги” (1950 г.), „За победу над Германией в Отечественной войне 1941-1945 гг.” (1945 г.), „За победу над Японией” (1945 г.), „За оборону Ленинграда”, „За оборону Кавказа”, „За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина” (1970 г.), „Ветеран Воруженных Сил СССР”, „300 лет Российскому флоту” (1996 г.), общественной неправительственной медалью „Столетие подводных сил России” (2006 г.), ведомственной медалью ВМФ „Адмирал Кузнецов” (2005 г.), нагрудными знаками „Создателю атомной техники” (2007 г.) и „За дальний поход” (1958 г.); памятным знаком Главнокомандующего Военно-Морским Флотом РФ „100 лет Адмиралу флота Советского Союза Н.Г.Кузнецову” (2004 г.) и другими медалями.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. История внешней политики СССР. 1917-1976. В двух томах. Под редакцией Громыко А.А., Понома-рева Б.Н. Том первый 1917-1945 гг. Авторы первого тома: Березкин А.В., Земсков И.Н., Ивашин И.Ф., Исраэлян В.Л., Капица М.С., Кобляков И.К., Минц И.И., Попов В.И., Рощин А.А, Хвостов В.М. Издательство „Наука”. Москва. 1976 г.
2. Военно-морской словарь. Редакционная коллегия: Чернавин В.Н., Алексин В.И., Бондаренко Г.А., Бутов С.А., Емелин Г.В., Вьюненко Н.П., Зубков Р.А., Карпухин В.П. и др. Москва. Военное издательство. 1990 г.
3. Караваев А.Т. По срочному предписанию. Москва. Воениздат. 1967 г.
4. Усик Н.П., Поляк Я.И. Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище им. Ф.Э.Дзержинского. Издание училища. Ленинград.1990 г.
5. Юськин Альберт, Творцы революции. Еженедельный общественно-политический и литературно-художественный журнал «Огонёк» №45(3250). Ноябрь 1989г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация ……………………………………………..2
2. От автора ……………………………………………....3
3. Глава 1. 1939/1940 учебный год в 10-м классе
средней школы………………………………5
· Международное положение ……………........5
· Советско-Финляндская война 1939/1940 гг ..14
· Педагоги и наше воспитание ………………..29
· Время принимать решение „кем быть?”…….62
4. Глава 2. Высшее военно-морское инженерное
ордена Ленина училище им Ф.Э.Дзержин-
ского……………………………………………64
· Вступительные экзамены…………………….64
· Лагерный сбор. Остров Валаам на
Ладожском озере (август-сентябрь 1940 г.) ...80
· Боевые действия в Европе на фронтах 2-ой
мировой войны в 1940-1941 гг……………….95
· Последний мирный 1940/1941 учебный
год в училище…………………………………98
5. Глава 3. Второй батальон 2-ой Отдельной бригады
морской пехоты ………………………………141
· Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ………………………………………..141
· Истребительный батальон …………………..153
· Курсанты училища набора 1941 года……….161
· Эвакуация училища из Ленинграда. Начало 1941/1942 учебного года …………………….164
· Второй батальон 2-ой Отдельной бригады морской пехоты……………………………….170
6. Глава 4. Отряд учебных кораблей училища им.
Ф.Э.Дзержинского.
Чудская военная флотилия…………………200
· Отряд учебных кораблей …………………….200
· Чудская военная флотилия………………… ..211
· Береговая рота флотилии. Вооружение канонерских лодок……………………………223
· Бой у посёлка Чернево. Падение Гдова…… 236
· Вместе с бойцами 118 пехотной дивизии…..261
· Переход флотилии к новому месту базирова-ния. Боевые действия флотилии на заключи-тельном этапе……………………………… .271
7. Глава 5. Ладога! Не знал я тебя штормовой………..280
· Вновь в Главном Адмиралтействе…………..280
· Железнодорожная станция „Ладожское озеро”. Погрузка на баржу № Б-752…………………284
· На барже ранним сентябрьским утром в штормовой Ладоге……………………………291
· Разрушительной силе урагана не нашлось преград. Буксир „Орёл” единственный спа-сатель…………………………………………. 304
· Канонерская лодка „Селемджа” подошла к месту катастрофы……………………………..324
· 17 сентября 1941 года – день катастрофы…..335
· Осиновец………………………………………346
5. Послесловие Об авторе………………………………352
6. Использованная литература………………………….360
7. Содержание…………………………………………...361
[1] Вооруженные силы Германии.
[2] Лига Наций, международная организация, имевшая своей целью, согласно уставу, „развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности”. Действовала в 1919-1939 гг. Устав организации был выработан специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции 1919-1920 гг., и включен в Версальский мирный договор 1919 г. и другие мирные договоры, завершившие 1-ю мировую войну 1914-1918 гг. Первоначально устав был подписан 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимися к ней (Великобританией, Францией, США, Италией, Японией, Канадой, Австралией, Южно-Африканским Союзом, Новой Зеландией, Индией, Китаем, Бельгией, Боливией,
Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гаити, Хиджасом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Югославией, Сиамом, Чехословакией, Уругваем) и 13 государствами, сохранившими нейтралитет в ходе войны (Аргентиной, Чили, Колумбией, Данией, Норвегией, Испанией,
Парагваем, Нидерландами, Ираном, Сальвадором, Швецией, Швейцарией, Венесуэлой). США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число её членов. Основные органы Лиги Наций находились в Женеве.
[3] Ивашов Л.Г. Не представляли себе…всех трудностей, связанных с этой войной. Военно-исторический журнал №№ 4, 5 и 7. 1993 г.
[4] В конце 1941 года стал жертвой необоснованных репрессий: был арестован и расстрелян.
[5] Уборная на кораблях (судах).
[6] Вертикальный шест с топовой фигурой (конус, цилиндр, шар или их комбинация) или без неё, поддерживаемый поплавком. Устанавливается на якоре, бывают металлические и деревянные. Применяются для ограждения каналов, фарватеров и навигационных опасностей
[7] Рубяще-колющее оружие с прямым однолезвийным (к концу обоюдоострым) клинком длиной до 85 см и эфесом с предохранительной гардой или чекой. До 1917 года палаш являлся частью форменного снаряжения гардемаринов. В 1940 году ношение палаша было введено для курсантов советских высших военно-морских училищ, в 1958 году отменено. В настоящее время палаш входит в состав форменного снаряжения для ассистентов при Боевом Знамени.
[8] Здесь номера курсов училища указаны и далее по тексту будут указываться такими, какими они были в 1940/1941 учебном году.
[9] Большая лесная грунтовая дорога.
[10] А.Т.Караваев. По срочному предписанию. Воениздат. Москва. 1967 г.
[11] А.Т.Караваев. По срочному предписанию. Воениздат. Москва. 1967 г.
[12] Петров Б.Н. Как был оставлен Псков. Военно-исто-рический журнал № 6, 1993 год.
[13] Запись речи командующего флотилией воспроизведена по памяти автора и Куражева Д.М.
[14] Петров Б.Н. Как был оставлен Псков. Военно-исто-рический журнал № 6, 1993 год.
[15] По письму Симаничевой З.Н. (девичья фамилия Емель-яновой З.Н.) к своей маме, находившейся в то время в блокадном Ленинграде. Письмо с Большой земли было на-писано 9 ноября 1941 года по свежим следам катастрофы на Ладожском озере 17 сентября. В Ленинграде адресатом оно было получено 31 декабря того же года. Копия письма хранится в архиве автора книги.
[16] Е.А.Шитиков, С.В.Дворкин. Малоизвестная страница Великой Отечественной войны (17 сентября 1941 г). Машинопись. 1992.
[17] Е.А.Шитиков, С.В.Дворкин. Малоизвестная страница Великой Отечественной войны (17 сентября 1941 г). Машинопись.1992.
[18] Полковник С.Заржевский. Победа из побед. Статья в газете “Известия” от 7 мая 1996 года.
[19] Раздел “17 сентября 1941 года – день катастрофы” до этих строк написан автором с использованием данных рукописи Шитикова Е.А. и Дворкина А.В. “Малоизвестная страница Великой Отечественной войны (17 сентября 1941 г.)”
[20] Погибло 44 командира и служащих и 9 членов их семей.