Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот
ЗАДАНИЕ N 1 (выберите один вариант ответа)
Современником М. И. Кутузова был …
1) Горацио Нельсон 2) Оливер Кромвель 3) Фернан Кортес 4) Дуглас Макартур
ЗАДАНИЕ N 2 (выберите один вариант ответа)
Идеолог заговорщического направления в русском народничестве Петр Ткачев разделял взгляды французского революционера …
1) Жана Кольбера 2) Огюста Бланки 3) Жоржа Клемансо 4) Жана Жореса
ЗАДАНИЕ N 3 (выберите один вариант ответа)
Художественный стиль, возникший во Франции в период правления Наполеона I, назывался …
1) барокко 2) рококо 3) модерн 4) ампир
ЗАДАНИЕ N 4 (выберите один вариант ответа)
Современником Петра I был …
1) польский король Сигизмунд III 2) шведский король Карл XII
3) король Англии Карл I 4) президент США Джордж Вашингтон
ЗАДАНИЕ N 5 (выберите один вариант ответа)
Переход от мануфактуры к машинному производству называется …
1) реформацией 2) протекционизмом 3)промышленным переворотом 4) реконкистой
Переход от мануфактуры к машинному производству называется …
Блок 2. Решение кейсов.
Кейс 1.
«Правая русская общественность сурово обвиняла _______ за его, яко бы, «преступную уступчивость» и заклеймила его злой кличкой «граф Полу-сахалинский» (Он за Портсмут награжден был графским титулом.). Обвинение совершенно несправедливое, в особенности принимая во внимание, что уступка половины Сахалина сделана была велением государя, не по настоянию ________. Он проявил большое искусство и твердость в переговорах и сделал все, что мог, в тогдашних трудных условиях. Не встречал он сочувствия и со стороны левой общественности».
Подзадача 1 (выберите один вариант ответа)
О подписании какого договора идёт речь.
А. Айгуньского Б. Нерчинского В. Портсмутского Г. Пекинского
Подзадача 2.
По условиям договора, о котором идёт речь в тексте, Россия должна была:
А. уступить Японии Южную часть Сахалина Б. признать Корею сферой японского влияния
В. выплатить Японии контрибуцию Г. уступить Японии Курильские острова
Подзадача 3.
Назовите фамилию политика, о котором идёт речь.
Ответ: Витте
Кейс 2.
«Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершенном злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего тогда не говорили! По селам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за лишение их крепостных людей. В городах - пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно. Рассказы о беспорядках против евреев в Елизаветграде, Киеве и других южных городах усиливали общее беспокойство. Целые два месяца Россия была в каком-то странном смущении и оцепенении; не только руки отпадали от всякого дела, но даже ум и чувства как будто омертвели. Покойного государя любили, обожали освобожденные крестьяне и бывшие дворовые люди; но душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу».
Подзадача 1. Какое прозвище получил царь, о котором идет речь в тексте:
А. Тишайший Б. Палкин В. Освободитель Г. Миротворец
Подзадача 2. (несколько вариантов ответа)
В годы правления царя, об убийстве которого идёт речь в тексте, в России были введены ….
А. государственная винная монополия Б. суды присяжных
В. всеобщая воинская повинность Г. золотой стандарт рубля
Подзадача 3. Назовите имя императора, об убийстве которого идёт речь в тексте.
Ответ: Александр II
Задача кейса 3.
"Войска вашего императорского величества защищали Севастополь до крайности, но более держаться в нем за адским огнем, коему город подвержен, было невозможно. Войска переходят на Северную сторону, отбив окончательно 27 августа шесть приступов из числа семи, поведенных неприятелем на Южную и Корабельную стороны. Только из одного Корнилова бастиона не было возможности его выбить. Враги найдут в Севастополе одни окровавленные развалины".
Подзадача 1. (выберите один вариант ответа)
В тексте речь идёт о событиях _______ войны.
1) Крымской 2) Северной 3) Отечественной 4) русско-турецкой
Подзадача 2. (выберите несколько вариантов ответа)
Участниками войны, описанной в тексте, были _________.
1) П.С. Нахимов 2) М.И. Кутузов 3) М.Д. Скобелев 4) Э.И. Тотлебен
Задача кейса 4.
«Регалии должны были олицетворять мощь и незыблемость императорской власти; государственная печать, государственное знамя, государственный меч, держава с громадным сапфиром, на котором был укреплен бриллиантовый крест, скипетр со своим исключительным по величине алмазом «Орлов» и, наконец, знаменитая екатерининская корона в 5000 бриллиантов и жемчугов и с громадным рубином в 400 карат, самым большим в мире... Царь и обе царицы заняли место на тронах, под балдахином, в Георгиевском зале...
С правой стороны огромного зала разместилась точно из золота и серебра шитая стена высших сановников и придворных. И вся эта ослепительная «стена» с изумлением, жадным любопытством и неописуемым ужасом глядела на левую сторону, отведенную для Государственной думы. Там стояла толпа, которую никогда еще не видели стены Зимнего дворца. «Интеллигенты» в пиджаках, крестьяне в поддевках и смазных сапогах, белорусы в белых свитках, горцы в черкесках, азиат в халате и даже какой-то дядя... в светлом спортивном костюме из полосатой фланели и желтых башмаках!..
Царь произнес свою речь неуверенным голосом, волнуясь и запинаясь, вопреки ожиданию многих, ничего не сказав об амнистии.
Когда он окончил, на несколько секунд воцарилось неловкое молчание, царь стоял растерянно, ожидая чего-то. Наконец с правой раззолоченной стороны раздались крики «ура!». Но на левой части никто не откликнулся. И это молчание было зловещим».
Подзадача 1 (выберите один вариант ответа).
В каком году произошло описываемое в тексте событие:
А. 17 октября 1905 г. Б. 3 июня 1907 г. В. 27 апреля 1906 г. Г. 8 июля 1906 г.
Подзадача 2
Назовите прозвище последнего русского самодержца __________
Ответ: Кровавый
Задача кейса 5.
Из Манифеста о незыблемости самодержавия:
«В бозе почивший родитель Наш, приняв от Бога самодержавную власть на благо вверенного ему народа, пребыл верен до смерти принятому им обету и кровию запечатлел великое свое служение… благостию и кротостью совершил он величайшее дело своего царствования – освобождение крепостных крестьян… Посреди великой Нашей скорби глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело правления в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать, и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений».
Подзадача 1.
В тексте идет речь о смерти российского императора …
1) Николая I 2) Александра II 3) Александра III 4) Николая II
Подзадача 2
Упоминаемая в тексте отмена крепостного права произошла в _____ году.
Ответ: 1861