Понятие, признаки и структура правового сознания
Общественное сознание – это психическое отражение всех сторон окружающего нас мира.
Как сложен и многогранен наш мир, так сложно, многогранно общественное сознание. Естественно, различны и формы общественного сознания:, нравственное, политическое, экономическое, религиозное, и др. Каждая из форм, образно выражаясь, видит всё происходящее своими глазами. Это и позволяет воссоздавать более или менее полную картину объективной реальности. Самостоятельной формой общественного сознания является правосознание.
Правосознание – одна из форм общественного сознания, выражающая субъективное (психическое) отношение людей к праву, юридической практике, правомерному и противоправному поведению, к их прошлому, настоящему и будущему.
Признаки правосознания:
- Правосознание – форма общественного сознания. Ему присущи черты, свойства, которые характерны сознанию вообще. Ведь ничего в обществе не происходит без участия разума, воли, чувств, без работы человеческой души. Поэтому раскрыть правосознание невозможно, не изучив понятия общественного сознания;
- Имеет свой самостоятельный предмет (объект) отражения – право, и связанные с ним явления: юридическая практика, законность, правопорядок, правомерное и противоправное поведение и т.д. В этом смысле правосознание – неизбежный спутник права. Конечно, это не означает отсутствие связи между правосознанием и др. формами общественного сознания. Напротив, подобная связь характерна. Так, люди оценивают право через моральные категории добра, зла, совести; через экономические: товары, деньги, рынок и др. И всё же, наличие собственного арсенала явлений, предметов отражения и позволяет выделять правосознание как самостоятельную форму общественного сознания;
- Выражает субъективное отношение или психологическую реакцию людей на право и связанные с ним явления. Формируется это отношение благодаря работе сложного психологического механизма: потребностей — интересов — мотивов—целей— ценностных ориентаций— установок. Причём, в процессе их действия они получают (либо не получают) правовую окраску. Выглядит это так. В начале осознаётся потребность в знании права (интерес), затем определяется личностный смысл такого значения (мотив) и, если право соответствует ценностям личности и совпадает с целью, то установка на положительное отношение к праву сложилась, а, значит человек будет стремиться к овладению правовыми знаниями, навыками;
- Правосознание предполагает видение прошлого, настоящего и будущего права, всех с ним связанных явлений. Взгляд в прошлое помогает понять генезис права, выявить истоки, этапы становления, увидеть все сложности развития. Оценивая настоящее право, мы определяем, насколько оно соответствует сложившемуся представлению о подлинном праве, чего в нём больше – достоинств или недостатков. А внося предложения к изменению содержания права, мы тем самым высказываем свои соображения о желанном праве, т.е. будущем праве.
Структура правосознания.Правосознание состоит изправовых чувств (эмоций)и правовой идеологии. В основе того и другого элемента, как уже писалось, лежит психологический механизм. Но, если для взятого в отдельности, обособленно го чувственно-эмоционального отражения права, рациональное начало не имеет приоритетного значения (а поэтому находится в упрощённом, примитивном состоянии), то для правовой идеологии – рациональное означает всё. Рассмотрим подробнее
Правовые чувства (эмоции) – это переживания, которые испытывают люди при принятии, реализации нормативных правовых документов, совершении правонарушений и т.п. С эмоционально-чувственного восприятия начинается осознание правовой реальности, происходит первое знакомство с ней. И от того, каковы были эмоции (положительные, отрицательные) во многом зависит, пойдёт ли человек на сближение с правом, на более глубокое его познание или нет.
Эмоционально-чувственное осознание характеризуется:
- отсутствием системности;
- непоследовательностью;
- неустойчивостью;
- не позволяет говорить о готовности к деятельностью.
Правовая идеология – систематизированное, теоретическое осознание действительности.
В отличие от чувственно-эмоционального сознания правовая идеология представляет собой более высокий, теоретический, концептуальный подход к пониманию права. Это достигается благодаря использованию научных понятий, категорий, конструкций, с помощью которых и выдвигаются научные идеи, создаются теории, концепции, например, такие как теория многоаспектного видения права, правового государства и др.
Вместе с тем, правовая идеология и чувственно-эмоциональное восприятие права находятся во взаимосвязи и взаимозависимости как элементы одного явления – правового сознания.
Во-первых, правовая идеология формируется не иначе как на базе приобретённого эмоционально-чувственного опыта.
Во-вторых, в процессе рационального восприятия права обязательно происходит переживание происходящего.
В-третьих, анализ настроения людей позволяет судить не только о внешней научной целесообразности закона, но и внутреннем его принятии или неприятии людьми.
Конечно, идеология имеет ведущее значение. Иное дело, что на практике, к сожалению, разъединение двух элементов правосознания не так уж редко, что, конечно, ненормально. Тем более значительное число людей неподготовлены к усвоению права на уровне идеологии.