В демократической стране Парламент, Правительство, Чиновники, полиция, прокуратура, суды - это СЛУГИ НАРОДА: ДА или НЕТ?

Подумав, юристы признали, что они слуги Народа!

4. Как Народ осуществляет свои законные полномочия?

Юристы вспомнили, что Народ осуществляет свои законные полномочия с помощью РЕФЕРЕНДУМА!

5. Имеют ли право Парламент, Правительство, Чиновники, полиция, прокуратура, суды отменить РЕФЕРЕНДУМ?

Юристы почувствовали подвох, но признали, что отменить РЕФЕРЕНДУМ может только НАРОД, проведя повторный РЕФЕРЕНДУМ по тому же вопросу!

6. Если Парламент, Правительство, Чиновники, полиция, прокуратура, суды отменят РЕФЕРЕНДУМ, они являются ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРЕСТУПНИКАМИ: ДА или НЕТ?

Юристы признали, что если Парламент, Правительство, Чиновники, полиция, прокуратура, суды отменят референдум, то они становятся ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРЕСТУПНИКАМИ!

7. Беловежское соглашение - это переворот? Б. Ельцин, Л. Кравчук, С. Шушкевич, Правительства, Верховные Советы, Суды, Прокуратура, МВД, КГБ и т.д. 15 республик РСФСР являются ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРЕСТУПНИКАМИ?

Юристы опять признали, что Беловежское соглашение - это переворот, а Б. Ельцин, Л. Кравчук, С. Шушкевич, Правительства, Верховные Советы, Суды, Прокуратура, МВД, КГБ и т.д. 15 республик РСФСР являются ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРЕСТУПНИКАМИ!

___________________________________________________________________

Белове́жские соглаше́ния, или Белове́жское соглаше́ние — неофициальное наименование «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (СНГ), подписанного 8 декабря 1991 года Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной, как государствами — учредителями Союза ССР, подписавшими Договор об образовании СССР (1922)[4][5]. В Соглашении констатировалось прекращение существования Союза ССР как «субъекта международного права и геополитической реальности» и заявлялось о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)[6].

Соглашение подписали высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик: Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис от РСФСР, Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич от Белоруссии, Леонид Кравчук и Витольд Фокин от Украины.

Лица, участвовавшие в заключении Беловежских соглашений
Лицо Должность  
Б. Ельцин Президент РСФСР  
Г. Бурбулис Первый заместитель председателя правительства РСФСР, госсекретарь РСФСР  
С. Шахрай Государственный советник РСФСР  
Л. Кравчук Президент Украины  
В. Фокин Премьер-министр Украины  
С. Шушкевич Председатель Верховного Совета Республики Беларусь  
В. Кебич Председатель Совета Министров Республики Беларусь  


Всесою́зный рефере́ндум о сохране́нии СССР — единственный за всю историю существования СССР всесоюзный референдум, состоявшийся 17 марта 1991 года в Советском Союзе, и обсуждавший вопрос о сохранении СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик.

27 декабря 1990 года N 1869-1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ЗАКОН

О ВСЕНАРОДНОМ ГОЛОСОВАНИИ (РЕФЕРЕНДУМЕ СССР)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие всенародного голосования (референдума СССР)

В СССР народ осуществляет государственную власть как через Советы народных депутатов, так и непосредственно, в том числе путем референдума.

В настоящем Законе референдум понимается как способ принятия гражданами СССР всенародным голосованием законов СССР и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни.

Статья 2. Принципы проведения референдума СССР

Референдум СССР проводится на основе следующих принципов:

участие в референдуме является свободным;

голосование является добровольным и тайным и осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права;

граждане СССР участвуют в голосовании непосредственно и лично по месту своего проживания;

каждый участник референдума обладает одним голосом.

При проведении референдума обеспечиваются гласность, в том числе при подсчете голосов, участие общественности.

Статья 3. Право на участие в референдуме СССР

В референдуме СССР участвуют граждане СССР, достигшие 18 лет и имеющие право голоса согласно законодательству Союза ССР.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав граждан СССР на участие в референдуме является недопустимым и наказывается по закону.

В референдуме не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно - процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.

Статья 4. Вопросы, выносимые на референдум СССР

На референдум СССР выносятся предложения по вопросам, отнесенным Союзным Договором и Конституцией СССР к ведению Союза ССР.

Предметом референдума могут быть:

1) принятие нового закона СССР;

2) изменение либо отмена закона СССР или его отдельных положений;

3) принятие решения, предопределяющего основное содержание законов СССР и других актов;

4) выявление общественного мнения по иным наиболее важным вопросам, находящимся в ведении Союза ССР.

Референдум СССР проводится на всей территории СССР.

В необходимых случаях референдум СССР может проводиться на отдельной территории.

На референдум СССР не выносятся вопросы: о границах Союза ССР, границах республик; об изменении статуса и территориальной целостности республик, автономных областей и автономных округов; обеспечении обороны и безопасности государства; о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан; вопросы, связанные с назначением и освобождением должностных лиц, относящиеся к компетенции Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а также вопросы, касающиеся выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Союза ССР.

Итоги референдума

21 марта 1991 года Верховный Совет СССР рассмотрел предварительные результаты референдума. Он отметил, что за сохранение Союза Советских Социалистических Республик высказались 112 млн человек, то есть 76 % голосовавших, а, следовательно, «судьба народов страны неразделима, что только совместными усилиями они могут успешно решать вопросы экономического, социального и культурного развития»[48].

Отдельно отмечалось, что несмотря на то, что органами власти ряда республик (Грузия, Литва, Молдова, Латвия, Армения, Эстония) не были выполнены решения IV Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР о проведении референдума, более двух миллионов граждан СССР, проживающих в этих республиках, выразили свою волю и сказали «да» Союзу ССР. Такое проявление гражданственности Верховный Совет СССР оценил как «акт мужества и патриотизма»[48].

Верховный Совет СССР постановил:

1. Государственным органам Союза ССР и республик руководствоваться в своей практической деятельности решением народа, принятым путём референдума в поддержку обновлённого Союза Советских Социалистических Республик, исходя из того, что это решение является окончательным и имеет обязательную силу на всей территории СССР.

2. Рекомендовать Президенту СССР и Совету Федерации, Верховным Советам республик исходя из итогов состоявшегося референдума энергичнее вести дело к завершению работы над новым Союзным Договором с тем, чтобы подписать его в кратчайшие сроки. Одновременно ускорить разработку проекта новой Конституции Союза ССР.

— Постановление ВС СССР от 21 марта 1991 года № 2041-1[48]

Политическая оценка Госдумы РФ[править | править вики-текст]

Пять лет спустя, 15 марта 1996 года, Государственная Дума Российской Федерации, опираясь на ст. 29 Закона СССР от 27 декабря 1990 года «О всенародном голосовании (референдуме СССР)», в которой говорилось: «решение, принятое путём референдума СССР, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории СССР и может быть отменено или изменено только путём нового референдума СССР»[9], приняла постановление «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»[56], в котором отметила, что поскольку другого референдума по вопросу существования СССР не проводилось, результаты этого референдума формально сохраняли юридическую силу. В постановлении, в частности было сказано:[56]:

Должностные лица РСФСР, подготовившие, подписавшие и ратифицировавшие решение о прекращении существования Союза ССР, грубо нарушили волеизъявление народов России о сохранении Союза ССР.

Поэтому, в тот же день, Государственная Дума России, опираясь «на волю большинства населения страны, выраженную на референдуме СССР 17 марта 1991 года», признала утратившим силу постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР»[57] в своём постановлении «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР“»[58].

В ответ на оба эти постановления депутатов нижней палаты парламента России, члены верхней палаты — Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — обратились к ним с «просьбой вернуться к рассмотрению упомянутых актов и ещё раз тщательно проанализировать возможные последствия их принятия»[59].

Тогда Государственная Дума России признала[60], что принятые 15 марта постановления «носят прежде всего политический характер, дают оценку ситуации, сложившейся после развала Советского Союза, отвечая чаяниям и надеждам братских народов, их стремлению жить в едином демократическом правовом государстве»[60].

Она также подтвердила[61], что указанные постановления лишь «отражают гражданскую и политическую позицию депутатов и не затрагивают стабильность правовой системы Российской Федерации и международные обязательства Российской Федерации»[61].

Но ей же было отмечено:

…именно Постановления Государственной Думы способствовали заключению четырёхстороннего Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, и Киргизской Республикой, об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Правомерность инициативы Государственной Думы подтверждена подписанием 2 апреля 1996 года полномасштабного Договора между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия об образовании Сообщества.

— Постановление ГД ФС РФ от 10 апреля 1996 года № 225-II ГД[60]

Следует добавить, что на указанные постановления от 15 марта последовала негативная реакция ряда лидеров стран-членов СНГ (президентов Республики Грузия, Республики Узбекистан, Республики Армения и Республики Молдавия), а также Национального Собрания Азербайджанской Республики[62].


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
от 15 марта 1996 г. № 157-II ГД

О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР
17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР

Подтверждая стремление народов России к экономической и политической интеграции с народами государств, созданных на территории Союза Советских Социалистических Республик, отвечая на многочисленные обращения субъектов Российской Федерации, учитывая результаты референдума Республики Белоруссия от 14 мая 1995 года, имея целью воссоздание государственного единства народов Союза ССР в любых взаимоприемлемых формах

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Подтвердить для Российской Федерации - России юридическую силу результатов референдума СССР по вопросу о сохранении Союза ССР, состоявшегося на территории РСФСР 17 марта 1991 года.

2. Отметить, что должностные лица РСФСР, подготовившие, подписавшие и ратифицировавшие решение о прекращении существования Союза ССР, грубо нарушили волеизъявление народов России о сохранении Союза ССР, выраженное на референдуме СССР 17 марта 1991 года, а также Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, провозгласившую стремление народов России создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

3. Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, и государственным секретарем РСФСР Г.Э. Бурбулисом, и не утвержденное Съездом народных депутатов РСФСР - высшим органом государственной власти РСФСР, не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР.

4. Исходить из того, что межгосударственные и межправительственные договоры по политическим, экономическим, оборонным и иным вопросам, заключенные в рамках Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, сохраняют свою силу для заключивших их государств до их свободного и добровольного решения о воссоздании единого государства либо до их решения о прекращении действия указанных договоров.

5. Предложить Правительству Российской Федерации принять необходимые меры по сохранению единого экономического, политического и информационного пространства, развитию и укреплению интеграционных связей государств, созданных на территории Союза ССР.

6. Депутации Государственной Думы в Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств содействовать превращению Межпарламентской Ассамблеи в эффективный инструмент интеграции и сотрудничества государств, созданных на территории Союза ССР.

7. Комитетам Государственной Думы разработать и представить на рассмотрение Совета Государственной Думы комплекс мер по устранению последствий развала Союза ССР, прежде всего в отношении советских граждан, до сих пор не определивших свою государственную принадлежность.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
15 марта 1996 г. № 157-II ГД
http://bestpravo.ru/rossijskoje/rf-zakony/u5v.htm

Реакция Совета Федерации:

Обращение Совета Федерации 19.03.1996 № 95-СФ
«К депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Уважаемые депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации!
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, поддерживая Ваше стремление принять все меры к ускорению интеграции народов государств, входивших пять лет назад в Союз ССР, отмечает, что принятые Вами Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 марта 1996 г. №156-II ГД «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР» от 12 декабря 1991 года, «О денонсации Договора об образовании СССР» от 15 марта 1996 г. №157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР» могут вызвать определенные затруднения на пути к этой благородной цели. Подтверждением этому служит настороженная, и даже негативная реакция ряда государственных и общественных деятелей государств - участников Содружества Независимых Государств.
Мы убеждены, что содействовать углублению интеграционных процессов можно лишь на основе согласованных действий всех органов государственной власти Российской Федерации, координации их усилий с партнерами по Содружеству Независимых Государств.
Осознавая, что реальные экономические интересы народов России и республик бывшего СССР являются несравненно большим стимулом для их объединения, чем любые постановления и заявления политиков, обращаемся к вам с просьбой вернуться к рассмотрению упомянутых актов и еще раз тщательно проанализировать возможные последствия их принятия.
Совет Федерации Федерального Собрания, 19.03.1996 № 95-СФ
http://bestpravo.ru/rossijskoje/er-pravo/a9r.htm

Ответ Госдумы:


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
от 10 апреля 1996 г. № 225-II ГД

Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
"К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

Принять Обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
10.04.1996 №225-II ГД
http://bestpravo.ru/rossijskoje/er-gosudarstvo/q2v.htm

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

ОБРАЩЕНИЕ
К ЧЛЕНАМ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уважаемые члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации!

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации внимательнейшим образом обсудила обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 19 марта 1996г. №95-СФ и заслушала сообщение по этому вопросу представителя Совета Федерации В.М. Кокова. Обмен мнениями по указанному Обращению состоялся во всех думских фракциях и депутатских группах.

Мы особо отмечаем взвешенный, доброжелательный характер Обращения Совета Федерации, подчеркнувшего наше общее стремление принять все меры по ускорению интеграции народов республик, составлявших пять лет тому назад Союз ССР, и убеждены, что содействовать углублению интеграционных процессов можно лишь на основе согласованных действий всех органов государственной власти Российской Федерации, координации наших усилий с партнерами по Содружеству Независимых Государств. Мы согласны, что на пути к этой благородной цели могут встретиться определенные затруднения, что выразилось в негативной реакции на Постановления Государственной Думы от 15 марта 1996 г. N 156-II ГД и N 157-II ГДряда государственных и общественных деятелей в государствах - членах Содружества Независимых Государств и в некоторых средствах массовой информации.

Поэтому, вернувшись к обсуждению указанных Постановлений, Государственная Дума еще раз хотела бы обратить Ваше внимание на следующее:

1. Принятие 15 марта 1996 года Государственной Думой Постановлений N 156-II ГД "Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О денонсации Договора об образовании СССР" и N 157-II ГД "О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР"было вызвано стремлением открыть больший простор для последовательной добровольной интеграции братских народов, что соответствует воле населения России, выраженной на референдуме СССР 17 марта 1991 года. При этом мы учитывали, что Президент Российской Федерации и органы исполнительной власти Российской Федерации неоднократно делали заявления, в которых также выражалось намерение углублять сотрудничество между государствами - членами Содружества Независимых Государств.

2. Принятые Государственной Думой Постановления носят прежде всего политический характер, дают оценку ситуации, сложившейся после развала Советского Союза, отвечая чаяниям и надеждам братских народов, их стремлению жить в едином демократическом правовом государстве. Более того, именно Постановления Государственной Думы способствовали заключению четырехстороннего Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Правомерность инициативы Государственной Думы подтверждена подписанием 2 апреля 1996 года полномасштабного Договора между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия об образовании Сообщества. Договор включает в себя положение о создании наднациональных органов, имеющих право принимать модельные законодательные акты. В этой части мы придаем особое значение событиям, последовавшим после 1 марта 1996 года и фактически приведшим к реализации положений указанных Постановлений Государственной Думы.

3. Договор об образовании СССР 1922 года, который Верховный Совет РСФСР "денонсировал" 12 декабря 1991 года, не существовал в качестве самостоятельного юридического документа. Первоначальный вариант этого Договора был подвергнут коренной переработке и уже в переработанном виде вошел в Конституцию СССР 1924 года. В 1936 году была принята новая Конституция СССР, с вступлением в силу которой прекратила действовать Конституция СССР 1924 года, включая и Договор об образовании СССР 1922 года. Кроме того, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года был денонсирован международный договор Российской Федерации, который в соответствии с кодифицированными Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года нормами международного права вообще не подлежал денонсации.

4. Принятые 15 марта 1996 года Государственной Думой Постановления никоим образом не отражаются на суверенитете Российской Федерации, а тем более других государств - членов Содружества Независимых Государств. В соответствии с Конституцией СССР 1977 года Российская Федерация, как и другие союзные республики, являлась суверенным государством. Это исключает всякого рода неправомерные утверждения о том, что якобы с принятием Государственной Думой Постановлений от 15 марта 1996 года Российская Федерация "прекращает" существовать как самостоятельное суверенное государство. Государственность не зависит ни от каких договоров или постановлений. Исторически она создается по воле народов.

5. Постановления Государственной Думы не ликвидируют и не могут ликвидировать Содружество Независимых Государств, которое в нынешних условиях фактически является реально существующим институтом и которое необходимо максимально использовать для углубления интеграционных процессов. К сожалению, полностью замалчивается пункт 4 Постановления Государственной Думы N 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР», в котором особо подчеркивается необходимость «исходить из того, что межгосударственные и межправительственные договоры по политическим, экономическим, оборонным и иным вопросам, заключенные в рамках Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, сохраняют свою силу для заключивших их государств до их свободного и добровольного решения о воссоздании единого государства либо до их решения о прекращении действия указанных договоров.» Коррективы в эти и другие акты, как отмечается в Постановлении Государственной Думы N 156-II ГД, могут вноситься лишь «по мере движения братских народов по пути все более глубокой интеграции и единения.» Государственная Дума считает, что процессы интеграции могут проходить только на добровольной и равноправной основе, исключающей любое принуждение, а тем более применение силы.

6. Содержащееся в документах Государственной Думы положение о том, что Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года следует считать утратившим силу, никак не влияет на судьбу государственных органов Российской Федерации, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Принимая Постановления от 15 марта 1996 года, Государственная Дума выразила свою правовую позицию по отношению к Постановлению Верховного Совета РСФСР "О денонсации Договора об образовании СССР" как к противоправному, антиконституционному акту, принятому с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства.

Таким образом, политическая шумиха, поднятая вокруг указанных Постановлений Государственной Думы, носит искусственный характер и не имеет под собой серьезных оснований. Более того, противники воссоздания государственного единства народов Союза ССР в любых взаимоприемлемых формах еще раз показали свои подлинные цели, которые очень далеки от воли миллионов простых людей.

Осознавая, что реальные экономические и социально-культурные интересы народов России и большинства других республик, объединявшихся в Союз ССР, являются главным стимулом их поэтапного и добровольного объединения. Государственная Дума будет делать все возможное для углубления и развития этого прогрессивного процесса.

Мы выражаем надежду, что члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с пониманием воспримут позицию Государственной Думы и поддержат ее стремление снять искусственно созданные правовые препятствия на пути подлинной интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР.

10 апреля 1996 года
http://bestpravo.ru/rossijskoje/er-gosudarstvo/q2v.htm

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Наши рекомендации