Устройства Российской Империи
К основным государственным институтам Российской Империи относится Государственный совет, образованный по инициативе Михаила Михайловича Сперанского в рамках либеральных реформ начала XIX века во времена правления Александра I.
Высший законосовещательный орган Российской Империи – Государственный совет (1810—1917гг) был преобразован в марте 1906г. в верхнюю палату Государственной думы.
В Государственный совет члены назначались и увольнялись по воле императора. Им мог стать любой и пожизненно. Принцип разделения властей отсутствовал, поэтому в Госсовет входили министры, великие князья. Председателя Государственного совета и вице-председателя назначал царь ежегодно.
Государственный совет обладал полномочиями рассмотрения:
- новых законов, предположений и изменений в законах;
- вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных положениях;
- ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов;
- отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г).
В результате реформаторской деятельности царя 23 апреля 1906г. был подписан свод «Основных Государственных Законов», который стал фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение власти и полномочий между императором и российским парламентом.
В результате реформы возник «парламент», состоящий из Государственного совета и Государственной думы. Законы, принимаемые Думой, утверждались императором, а исполнительная власть в стране подчинялась ему. «Свод» разрешал царю между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. Царь лишил себя неограниченного права законодательства и распоряжения государственным бюджетом. Николай II сохранил власть над Думой, которую мог распустить при желании.
Именно этот Свод стал фактически первой Конституцией России, а период с 1906 по 1917г.г. назван историками конституционной монархии.
Основные Государственные Законы (далее по тексту Конституция 1906г.)[1] предоставляет подданным Российской Империи полный перечень прав и свобод, которыми сегодня наделены граждане Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года. Подданными Российской Империи признавались все жители России, в том числе, ранее причисляемые к инородцам и иноземцам. Если ранее в армию призывали служить исключительно православных, которых и рассматривали в качестве верноподданных царя, то с принятием Конституции 1906 года призыву в армию подлежали все, независимо от вероисповедания и состояний. Подданным предоставлялись политические права, гарантировалась неприкосновенность жилища, свобода передвижений, в том числе свободный выезд и въезд в Россию, предоставлялись избирательные права, свобода собраний и организаций. Основная часть Конституции 1906 года о правах подданных вошла и в состав Конституции Российской Федерации 1993 года.
В отличие от Государственного совета Государственная дума наделялась законодательной инициативой.
Исполнительная власть в Российской империи осуществлялась Комитетом министров. Функции председателя Комитета были ограничены. Комитет представлял собрание административно независимых друг от друга чиновников. Министров назначал царь, и каждый имел право доступа к царю.
Судебную власть возглавлял царь, а суд действовал от его имени. Правом вмешательства в конкретное судебное дело царь не пользовался, но выступал в роли высшего арбитра.
Контрольные функции над судом и администрацией принадлежали Правительствующему Сенату.
Россия состояла из 78 губерний, 18 областей и острова Сахалин, также в состав России входило княжество Финляндии. Губернатора назначал царь по рекомендации министра внутренних дел. Главой Финляндии являлся император, однако, княжество имело автономию в виде правительства (сенат), таможню, полицию, денежную единицу.
Бухарское и Хивинское ханства входили в состав России на правах вассалов, правители которых имели автономные права.
Местное самоуправление представлено в России городскими думами и управами. Они решали административно-хозяйственные вопросы.
Избирательная система в случае городских выборов была ограничена имущественным цензом.
Уже к концу XIX в результате реформ в 34 губерниях было налажено земское самоуправление. Земское управление осуществлялось через губернские и уездные собрания и исполнительные органы земских управ.
С момента отречения Николая II, и передачи великим князем Михаилом власти народу, монархические партии и организации потерпели поражение в своих базовых программах развития России.
Автор не согласен с точкой зрения юриста Владимира Набокова о том, что царь не имел права на отказ от престола за своего сына Алексея. Цесаревич Алексей был несовершеннолетним, а следовательно, его законным представителем был его отец Николай II. Невозможно оспорить право отца на лишение сына своих привилегий, имущества, прав и обязанностей.
Николай II не оставил страну без монарха. Он отрекся в пользу законного наследника престола, великого князя Михаила. Великого князя Михаила тоже невозможно лишить права на решение о принятии власти, или отказе от принятия власти. Великий князь Михаил передал власть народу, предложив народу подчиниться Временному Правительству, до проведения Учредительного Собрания. Таким образом, народ стал Монархом.
В ночь на 2 марта 1917г. состоялись переговоры между делегациями Исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и Временного комитета Государственной думы, которые ознаменовались формированием состава Временного правительства. В состав его вошли люди, не имевшие полномочий, запятнавшие себя в преступлениях против государства.
Состав первого Временного правительства неожиданно приобрел видимость легитимности в результате воли Великого Князя Михаила, выраженной им в отказе от восприятия верховной власти.
Единственной функцией Временного правительства было проведение Учредительного собрания. Никаких прав по определению пути Российской Империи у Временного правительства или его членов не было и не могло быть.
Период с марта по ноябрь 1917г. характерен острой борьбой разных политических течений, выставлявших себя на торги перед «народом», которому надлежало вынести свое решение через представителей на Учредительном собрании. Изначально идея проведения Учредительного Собрания утопична.
Утопия заключена в том, что:
- в Своде Российской Империи отсутствовало юридическое определение понятия «народ», и не был определен его состав;
- отсутствовало законодательство об Учредительном собрании, его составе и полномочиях;
- отсутствовало процессуальное законодательство об установлении полномочий депутатов Учредительного собрания.
Острой проблемой 1917г. стало разрешение вопроса продолжения участия Российской Империи в первой мировой войне. Продолжение России в войне означало поддержку Англией и Францией того Правительства, которое продолжит ведение войны. Выход из войны означал отказ мирового сообщества признать новое Правительство. И все политические течения остро реагировали на обсуждение вопросов о возможности заключения мира.
Отречение Николая II всколыхнуло волну народного движения. На местах стали создаваться Советы, которые брали власть в свои руки. Период с марта по конец июня 1917г. принято в истории называть периодом «двоевластия», с чем автор в корне не согласен. Власть и тогда, и сегодня и навеки веков с 3 марта 1917г. перешла к народу. Привыкший подчиняться народ не понимал своего статуса «Монарх» и ошибочно рассматривал партии как власть.
Единственный в стране Монарх (народ), принял сторону большевиков, избрав большевистскую партию в качестве управляющей конторы (опекуном). Народ в 1917г. состоял из множества сословий, за отмену которых выступали большевики. Автор считает, что правомочность осуществления власти любым представителем народа должна определяться не сословием, положением в обществе, принадлежностью к вере или роду – племени, а сохранением этого претендента права наследования (по аналогии с наследственным законодательством).
В истории человеческой цивилизации отсутствуют примеры отречения монарха от власти и передачи им божественной царской власти народу. В 1917г. у подданных Российской Империи был низкий уровень самосознания и грамотности (в том числе юридической).
Это дало возможность политическим кругам, которые сами не видели иного пути развития государства, навязать народу республиканскую форму управления государством. Большевики внесли смуту в умы, разделив мнение противоборствующих сторон предложением ведения экономики через социалистический способ производства. Это усугубило непонимание того, что происходит и перекрыло возможности самоопределения народа.
Депутаты понимали абсурдность ситуации, а потому больше не предпринимали никаких попыток участия в Учредительном собрании, т.к. в отсутствии поддержки народа им было выгодно разрушать Советы закулисными интригами и криками о не легитимности РСФСР.
Последующие победы коренных народов Руси в войнах показали, чью позицию по государственному обустройству поддерживает народ.
Победой в Великой Отечественной Войне была поставлена точка в спорах управляющих фирм (партий) о том, чьи услуги по управлению государством больше всего отвечают интересам народов России.
Фактически Учредительным собранием стала Победа в Великой Отечественной войне, которая ежегодно отмечается как государственный праздник с участием огромного количества народов Руси и каждого.
Общеизвестно, что всё, что находилось в Российской Империи, было собственностью самодержца, который по своей воле предоставлял во владение и управление свои земли, недвижимость, иное имущество своим подданным. Так же волей монарха имущество у них отнималось. Это связано с тем, что, так называемая частная собственность, находилась в собственности монарха, а не частных лиц.
По аналогии с этим, народ Российской Империи, одномоментно ставший Монархом, обладал неоспоримым правом на изъятие своей собственности у частных лиц. С таким решением не пожелали смириться имущие сословия, которые также были представителями (частью) народа Российской Империи. Одни из них возглавили Белое Движение, потерпевшее поражение, но тем самым, как лица, совершавшие преступление против наследников, они утратили право быть частью народа-наследника царя. Другие стали сотрудничать с Советской властью. В любом случае, если потомки первых или вторых приняли участие в Великой Отечественной войне против нацистской Германии, они должны быть восстановлены в правах на наследование, а если на стороне гитлеровских войск - поражены.
Поскольку в это время на территории законного правопреемника Российской Империи – РСФСР происходит формирование иных республик, встает вопрос об их правовом положении.