Общие закономерности роста и развития детей и подростков.

Детский массаж

Общие закономерности роста и развития детей и подростков.

Рост – это непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей жизни. Процесс развития протекает скачкообразно.

Периоды развития:

- период внутриутробного развития;

- период новорожденности (0-28 дней);

ранний неонатальный поздний неонатальный

(0-7 сутки жизни) (7-28 сутки жизни)

- грудной период (28 дней-1 год);

- ясельный (1 год – 3 года);

- дошкольный (3 – 7 лет);

- младший школьный возраст (7 – 12 лет);

- подростковый пубертатный (12 – 17 лет).

Неравномерность темпов роста и развития. Периоды вытягивания и округления.

1. Первый период вытягивания (длина тела увеличивается примерно на 25 см, вес на 6 – 7 кг).

2. Первый период округления (1 – 3 года, темпы роста и развития снижаются).

3. Второй период вытягивания (5 – 7 лет, длина тела увеличивается на 7 – 10 см, в весе обычно прибавка незначительная).

4. Второй период округления (7 – 11 лет, замедление темпов роста).

5. Третий период вытягивания (с 11 – 12 лет до 15 – 16 лет).

В дальнейшем – замедление темпов роста.

Возрастные кризисы:

1. Период новорождённости (0 – 2 месяца);

2. Кризис 1 года. Если отлучают от груди, массаж делать сложно, трудно найти подход.

3. Кризис 3 лет. «Я сам». Давать волю самостоятельности, мы будто бы лишь помогаем ребёнку. Ведущая деятельность – игра.

4. Кризис 7 лет. Потеря детской непосредственности. Сеанс проводим как с полноценным взрослым - не нравится, когда их считают детьми.

5. Подростковый возраст. Часто стесняются, нужно войти в доверие, поговорить, найти общий язык.

Рефлексы новорожденных.

Рефлексы новорожденных – это непроизвольная мышечная реакция на чувствительный раздражитель (безусловные врождённые рефлексы).

Безусловные рефлексы:

1) сегментарно-стволовые (сосательный, поисковый);

2) сегментарно-спинальный (хватательный, ползания, опоры, автоматическая ходьба).

Этапы формирования психики ребёнка.

1) Моторный. Характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни.

2) Сенсорный. 1 год – 3 года. Движения приобретают психомоторный характер, то есть становятся осознанными.

3) Аффективный. 3 года – 12 лет. Деятельность приобретает индивидуальный характер.

4) Идеомоторный. 12 – 14 лет. Формируются усложнённые понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков. Мышление становится абстрактным, формируется личность.

Особенности массажа.

Нужно учитывать:

- возраст ребёнка, психическое и физиологическое развитие;

- формирование зон окостенения и физиологические изгибы;

- вакцинацию (нельзя делать массаж примерно за 5 дней до прививки, после прививки выждать от 5 дней до 2 недель (в случае, к примеру, АКДС);

- у детей до года делаем массаж + гимнастику; не используем крема, лучше тальк, присыпки. Если потница, раздражение, аллергия – стоит подождать с сеансом, поскольку ребёнку массаж причинит дискомфорт.

Приёмы, используемые в детском массаже:

- поглаживание;

- растирание;

- вибрация.

Выжимание на детях не применяем!

В первый год жизни массаж рекомендован всем детям. Учитываем настроение, поведение ребёнка. При стойкой негативной реакции лучше перенести сеанс.

Противопоказания к массажу и гимнастике:

1. острые лихорадочные состояния;

2. тяжёлые формы гипотрофии (почти атрофия);

3. гнойные и другие острые поражения кожи;

4. увеличение лимфатических узлов;

5. поражение костной системы;

6. рахит в период разгара и в остром течении. Лёгкие степени можно исправлять («куриную грудку»);

7. врождённые пороки сердца;

8. большие пупочные, паховые грыжи. До 7 месяцев – фиксируем пластырем место выхода, можно одной рукой прижимать сложенный бинтик, другой делать массаж. Неудобно, зато не будет раздражения от пластыря. После 7 месяцев нельзя делать массаж при грыже;

9. почечные патологии.

Массаж здорового ребёнка до года.

Возраст 1(1,5) – 3 месяца.

Краткая характеристика умений и возможностей:

- большую часть суток спит (20-22 ч);

- ест примерно 6 - 8 раз в сутки. Массаж проводится либо за 30 минут до еды (+ ребёнку сразу нужно немного поспать), либо спустя 40 минут после еды;

- движения случайны и беспорядочны, ноги и руки согнуты во всех суставах и прижаты к телу (физиологический гипертонус).

План занятий.

1. Массаж рук. Поглаживание от кисти к плечу. Не разгибаем ребёнка! 5 – 6 движений по каждой руке.

2. Массаж ног. Поглаживание от стопы к паху, внутреннюю поверхность бедра обходим, 5 – 6 движений по каждой ноге.

3. Выкладываем на живот, 15 – 20 секунд. В крайнем случае - 10.

4. Массаж спины. Может выполняться как раз совместно с выкладыванием на живот. Поглаживание, ладонной и тыльной поверхностью. Направление – от ягодиц (включительно) к плечам, 4 – 6 поглаживаний.

5. Положение на боку. Выполняется рефлекторное разгибание позвоночника снизу вверх двумя пальцами – указательным и большим или «вилкой». 1 – 2 раза на каждом боку.

6. Массаж живота. Поглаживание прямых и косых мышц живота, круговые движения вокруг пупка по часовой стрелке.

7. Выкладывание на живот. Рефлекторное ползание – создаём опору для ступней в виде ладони прижатой к пяткам.

8. Массаж рук и ног по той же схеме.

9. Массаж стоп. Поглаживание стопы и вокруг голеностопных суставов. Сгибание (нажать в середине стопы) и разгибание (нажать близко к пальцам) пальцев ног. 2- 3 раза.

Длительность массажа 5 – 7 минут.

Ближе к трём месяцам можно позаниматься на фитболе.

Возраст 3 – 4 месяца.

Краткая характеристика умений и возможностей:

- увеличивается время бодрствования до 4 – 5 часов в сутки, сеансы проводить в это время;

- уверенно держит голову, занятия становятся более интенсивными, в массаже вводится приём растирания.

Цель занятий: нормализация тонуса ног, развитие ручной умелости. Воспитание первых навыков в изменении положения тела.

План занятий:

1. Поглаживание рук (6 – 8 раз на каждой).

2. Скрещивание рук на груди, разведение их в стороны (3 – 4 раза).

3. Массаж живота. Чередуются поглаживания по часовой стрелке с поглаживаниями прямых и косых мышц живота (5 – 6 раз).

4. Массаж ног. Поглаживание, обхватывающее растирание (5 – 6 раз).

5. Поворот со спины на живот (держим за ручку и ножку, заставляем переворачиваться (по одному разу влево и вправо).

6. Массаж спины. Поглаживание плоскостное и глубокое, растирание (примерно 4 раза).

7. Ребёнок лежит на спине, скрещивание рук на груди. Если плохо перенёс в начале сеанса, лучше не делать.

8. Ребёнок на боку, рефлекторное разгибание позвоночника (по одному разу на каждом боку).

9. Массаж живота. Поглаживание, если слабая брюшная стенка, тонизируем пощипыванием.

10. Подтанцовывание. Держим ребёнка подмышки, ставим на кончики стоп, не давая полностью опереться. Ребёнок «подтанцовывает».

11. При гипертонусе – покачивание в позе эмбриона (ребёнок согнут калачиком, туки и ноги прижаты к телу. Покачивание расслабляет мышцы).

Длительность сеанса 15-20 минут, в реальности выходит около 40, если заниматься на фитболе - точно будет не меньше 40 минут.

Не допускать резких движений!

Возраст 4 – 6 месяцев.

Краткая характеристика умений и возможностей:

- ребёнок сам переворачивается со спины на живот;

- лёжа на животе, приподнимает туловище на вытянутых руках. - «подтанцовывание» закрепилось;

- появляются попытки сесть.

Цель занятий: окончательная нормализация тонуса мышц ног, воспитание отводной реакции стоп, обучение удерживанию предметов. Поощрение желания сесть. Развивается чувство ритма, можно использовать ритмичный счёт, прибаутки. Активное общение с детьми.

План занятий.

1. Массаж рук. Поглаживание, лёгкое растирание. Если есть гипотонус, можно разминание добавить. (8 – 10 движений в целом).

2. Скрещивание рук на груди, разведение их в стороны. Можно делать упражнение «бокс» - держим за предплечья, «боксируем» ручками ребёнка, он сопротивляется. (4 – 6 раз).

3. Массаж живота. Поглаживание, растирание. (4 – 6 раз).

4. Массаж ног. Поглаживание, растирание. (6-8 раз).

5. «Топанье» - ребёнок на спине, берём ножки и «топаем» всей поверхностью стопы, или «велосипед» - ребёнок на спине, имитация езды.

6. Отведение ног в согнутом положении. Делаем до сопротивления, дальше не надо.

7. Со спины на живот (1 – 2 раза).

8. Массаж спины. Поглаживание, растирание.

9. Вводим мягкие приёмы разминания (щипцеобразное, валяние).

10. «Парение» - на согнутых в локтях руках поднимаем ребёнка (он в положении лёжа на животе), слегка покачиваем, если позволяет вес.

11. Массаж грудной клетки. Ребёнок лежит на спине, массажные движения совершаются двумя руками по направлению грудных мышц к подмышечным ямкам. При ударных приёмах обходим середину – область сердца. Проходим сверху сосков, не затрагивая их.

12. Поднимание выпрямленных ног.

13. Присаживание. Если 4 месяца – придерживаем за плечи, угол присаживания около 30 градусов. В 5 – 5,5 месяцев придерживаем за предплечья, слегка тянем, чтобы ребёнок попытался сесть сам, угол присаживания около 45 градусов. К 6 месяцам вкладываем пальцы, придерживаем за кисти. Сами не сажаем, если уже умеет, фиксируем ноги и ждём, чтобы сел.

14. Повторный массаж рук и ног.

Длительность около 20 минут, + гимнастика на мяче.

Возраст 6 – 9 месяцев.

Краткая характеристика умений и возможностей:

- движения становятся более целеустремлёнными, экономичными, может перекладывать игрушки из одной руки в другую;

- должен сам сидеть, хочет встать;

- некоторые ползают, хотя в наше время ползают всё реже и непродолжительно.

План занятий.

1. Массаж рук. Поглаживание, растирание, разминание.

2. Упражнения для рук. Скрещивание – разведение, имитация плавания брассом, «бокс».

3. Массаж живота.

4. Массаж ног. Поглаживание, растирание, разминание.

5. Попеременное и одновременное сгибание - разгибание ног. (4 – 6 раз).

6. Массаж стоп. Поглаживание, растирание, лёгкое поколачивание.

7. Поворот со спины на живот, держим только за ноги.

8. Массаж спины.

9. Приседание, если ребёнок стоит. Фиксируем за предплечья (одно или два), приседаем вместе с ребёнком.

10. Массаж грудной клетки.

11. Ребёнка посадить, выполнить сгибание – разгибание рук в положении сидя.

12. Если ползает – поощряем, подманиваем игрушкой.

13. Что слабовато – массируем ещё раз, руки или ноги.

Возраст 9 – 12 месяцев.

Краткая характеристика умений и возможностей:

- ребёнок достаточно активный, хорошо понимает просьбы взрослых;

- либо стоит, либо ходит, применяется больше активных упражнений.

План занятий.

1. Массаж рук.

2. Круговые движения руками попеременно.

3. Скрещивание – разведение рук.

4. «Тачка». Ребёнок на животе, опирается на руки, ноги поднимаем, он идёт или стоит, что уже хорошо.

5. Массаж ног. Массируем по сегментам, отдельно голень и бедро. Сначала бедро, потом голень, стопу. Направление движений обычное.

6. «Велосипед» ножками.

7. Попеременное отведение согнутых ног в стороны.

8. Приподнимание выпрямленных ног.

9. Массаж живота.

10. Массаж спины.

11. Приседание, если стоит.

12. «Подползание», «подлезание» - ребёнок проползает под преградой – палочкой.

Можно сшить специальный коврик с гречкой, пуговицами разного размера и т.п. для ходьбы. В этом возрасте больше упражнений, чем массажа, если ребёнок здоров.

Мышечной кривошее.

Классификация:

1. Идиопатическая форма кривошеи (примерно 50% от всех форм). Характеризуется наличием лёгкого нефиксируемого наклона головы ребёнка в одну сторону с ротацией в противоположную. При пальпации выявляется незначительное напряжение грудино-ключично-сосцевидной мышцы без укорочения и утолщения. Отсутствуют ограничения движений в шейном отделе позвоночника.

2. Нейрогенная кривошея. Возникает вследствие дистонического синдрома (примерно 30% от всех форм кривошеи). Повышение мышечного тонуса верхнего плечевого пояса с переходом на шейный отдел позвоночника. Движения в шейном отделе не ограничены, отмечается незначительное укорочение и утолщение грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

3. Мышечная форма кривошеи. Сильно выраженное укорочение и утолщение грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Ограничение движений в шейном отделе позвоночника.

4. Травматическая кривошея. Обусловлена ротационным подвывихом в атланто-аксиальном сочленении. (Примерно 5% от всех форм кривошеи). Движение в шейном отделе сильно ограничено, но безболезненною Болезненность в первые – вторые сутки после травмы. Припухлость и укорочение грудино-ключично-сосцевидной мышцы не отмечается.

5. Костно-суставная кривошея. Резкое ограничение движений в шейном отделе позвоночника. Значительное напряжение шейно-затылочных мышц. Движение и пальпация резко болезненные.

6. Врождённая костная кривошея (примерно 1-2 % от всех форм кривошеи). При осмотре – короткая шея, низкий рост волос. Достаточно часто обнаруживаются аномалии развития шейного отдела.

Кривошея случается и вследствие ангины.

Лечение положением.

1) Ребёнок должен лежать на полужёстком матрасе без подушки.

2) Любые раздражители (свет, игрушки, общение – должны быть со стороны кривошеи).

3) Необходимо укладывать ребёнка в корригирующее положение с помощью специальных колец или валиков.

Особенности массажа.

1. При массировании спины отдельно выделяют воротниковую область. На здоровой стороне проводят поглаживание, растирание, разминание, лёгкие тонизирующие приёмы. На больной стороне используются расслабляющие приёмы для снижения мышечного тонуса.

2. При массаже грудной клетки верхнюю часть обрабатываем дифференцированно, на больной стороне – расслабление. На относительно здоровой - тонизация. Нижняя часть обрабатывается симметрично.

3. Массаж грудино-ключично-сосцевидной мышцы проводим осторожно, тщательно, стараясь избегать резких движений и болевых ощущений. Для расслабления массируемой мышцы голова должна быть наклонена в сторону кривошеи. На больной стороне применяют только расслабляющие приёмы, на здоровой допустима лёгкая тонизация. Если слишком больно, тонизируем здоровую сторону, за счёт этого больная мышца растянется.

4. При асимметрии лица можно массировать щёчные мышцы. На здоровой стороне применяем поглаживание и растирание, на больной – поглаживание и непрерывная вибрация по направлению сверху вниз (можно 1-2 пальцами).

Примерный план занятий с ребёнком в возрасте от двух недель

До трёх месяцев.

1. Общий поглаживающий массаж рук и ног.

2. Массаж переднебоковой поверхности грудной клетки. Используем дифференцированные приёмы.

3. Поглаживание и вибрационный массаж шеи по стороне кривошеи.

4. Массаж мышц щёк на здоровой стороне.

5. Корригирующие гимнастические упражнения в поворотах через больной и здоровый бок в соотношении 3 к 1 – три через здоровый бок, 1 через больной.

6. Поглаживающий массаж грудино-ключично-сосцевидной мышцы с обеих сторон одновременно двумя руками).

7. Выкладывание на живот.

8. Общий поглаживающий массаж спины. Выделяем шейно-воротниковую зону, обрабатываем отдельно.

9. Рефлекторное ползанье.

10. Поворот на спину, массаж живота.

11. Рефлекторное разгибание позвоночника на правом и левом боку паравертебрально.

12. Дифференцированный массаж боковых поверхностей шеи.

13. Массаж стоп.

14. Общий поглаживающий массаж рук и ног.

Примерные пассивные и рефлекторные упражнения для новорожденных и детей грудного возраста.

1) Ребёнок на спине, мать удерживает за плечи в фиксированном положении. Массажист обхватывает голову ребёнка и мягко, с лёгкой вибрацией, поворачивает голову ребёнка в направлении поражённой стороны, затем в обратном направлении (2 – 3 раза).

2) В том же положении наклоны головы (2 – 3 раза), сгибание и разгибание головы в строго вертикальном направлении.

3) Подушечками 3-го и 4-го пальцев проводим по паравертебральным зонам лежащего на боку ребёнка, при этом разгибается спина, голова и таз.

4) Массажист стоит у ног ребёнка, лежащего на животе. Захватываем кисти рук ребёнка, выполняем имитацию плавания брассом. ЛФК и массаж проводят в одном сеансе, целесообразно вначале выполнение массажа. Курс составляет 15-20 занятий (ежедневно или через день). Интервал между курсами не более 1,5 месяцев. Во время перерыва родители должны сами заниматься с ребёнком. Родителям нужно оставлять памятку, учитывая особенности ребёнка. Для родителей допустимо делить сеанс на утро, вечер и т.п.

Упражнения в воде.

1. Руки взрослого под затылком ребёнка, лежащего на спине. Подушечками больших пальцев выполняем поглаживание грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Шея ребёнка обязательно должна быть в воде.

2. В том же положении плавные перемещения ребёнка за голову то в правую, то в левую сторону («змейка»).

3. Круговые движения лежащего на воде ребёнка за голову таким образом, чтобы поражённая сторона была наружной частью круга.

4. Ребёнок на спине, в круге или другом специальном приспособлении, ноги опущены вниз. Плавными движениями поднимаем руки вверх и опускаем вниз, делаем движение в стороны. Тем самым осуществляем плавную коррекцию кривошеи, усиливая тягу со стороны повреждения.

5. Лежащего на животе ребёнка придерживаем под подбородок и как бы «ведём» по ванной.

Видео «грудничковое плавание». Юлия Ермак.

Общие закономерности роста и развития детей и подростков. - student2.ru

План массажа.

1. Массаж спины с акцентом на пояснично-крестцовую область. Используем приёмы тонизации мышц.

2. Стандартная обработка ягодичной области, используем все приёмы.

3. Массаж задней поверхности бедра, используем поглаживание, растирание, лёгкое разминание. При тугоподвижности в коленном суставе используем большое количество поглаживаний и потряхиваний мышц бедра.

4. Дифференцированный массаж задней поверхности голени. По внутренней части икроножной мышцы используем расслабляющие приёмы и растяжение. По наружной части – тонизирующий массаж.

Расслабление Растяжение

Тонизация Задняя поверхность голени Тонизация Передняя поверхность голени

Тонизация

5. Область коленного сустава. Поглаживание и растирание боковых поверхностей.

6. Передняя поверхность бедра обрабатывается с использованием тонизирующих приёмов.

7. Переднебоковая поверхность голени. По передней поверхности голени – только поглаживание, боковые поверхности массируются дифференцированно (см. п. 4).

8. Массаж области коленного сустава. Поглаживание, растирание по контуру коленного сустава. Разминание в виде сдвигания наколенника в продольном и поперечном направлении.

9. Массаж стоп. Тыльную поверхность обрабатываем стандартными приёмами, + массируем каждый палец. Подошвенная поверхность обрабатывается дифферентно. Расслабление и вытяжение по внутреннему краю стопы, интенсивная тонизация по наружному краю.

Специальные упражнения.

1) Ползанье на четвереньках.

2) Корригирующее плавание.

3) Сгибание стоп в голеностопном суставе.

4) Вращение стоп кнаружи.

5) Поднимание прямых ног (придерживаем за коленки).

6) Езда либо на велосипеде, либо на велотренажёрах.

7) Поза «сидя между пяток».

8) Ходьба «ёлочкой».

План массажа.

1. Массаж спины с акцентом на пояснично-крестцовую область, используем тонизирующие приёмы.

2. Обработка ягодичной области стандартными приёмами.

3. Задняя поверхность бедра. Используем тонизирующие приёмы, повышаем мышечный тонус.

4. Дифференцированный массаж голени:

1) Наружная часть – поглаживание, растирание, глубокое разминание в медленном темпе, непрерывная вибрация и растяжение.

2) Внутренняя часть – используем интенсивные приёмы для повышения мышечного тонуса.

5. Область коленного сустава. Поглаживание и растирание боковых поверхностей, надавливаем на внутренний мыщелок бедра.

6. Ахиллово сухожилие. Используем поглаживание, растирание и мягкое растяжение.

7. Передняя поверхность бедра. Используем поглаживание, растирание, глубокое медленное разминание, непрерывистую вибрацию.

8. Переднебоковая поверхность голени. По передней поверхности – поглаживание, растирание. По боковым поверхностям дифференцированная обработка (см. п.4).

9. Коленный сустав. Поглаживание, растирание, надавливание на внутренний мыщелок бедра.

10. Массаж стопы. Тыльная поверхность – стандартная обработка, + обрабатываем каждый палец.

11. Подошвенная поверхность. Дифференцированный массаж: тонизация внутреннего края стопы, расслабление по наружному краю.

Специальные упражнения.

1) Сгибание и разгибание стоп в коленном суставе.

2) Вращение стоп.

3) Захват игрушек или мелких предметов стопами.

4) Вставание из позы «сидя по-турецки».

5) Приседание с разведением коленей в стороны.

6) Вставание и ходьба на носках.

7) Ходьба на наружных краях стопы.

Массаж при гипертонусе.

Назначается массаж детям от 3 месяцев до 1 года при гипертонусе. Хорошо, если температура в комнате примерно 25 градусов, на 2-3 градуса выше нормы. Иначе ребёнок сожмётся от холода и эффекта не будет. Массаж делается в соответствии с возрастом. Большое количество встряхиваний мышц и потряхиваний конечностей. Если ребёнок старше полугода, применяем приёмы разминания (S-образное), растяжение, валяние (как бы перекатываем мышцу). Вибрация – непрерывистая, ударные приёмы здесь не нужны. Хорошо – занятия в ванной, там тоже используем расслабляющие приёмы. Температура воды 37 градусов.

Специальные упражнения.

1. Покачивание в позе эмбриона.

2. «Качели».

3. Постукивание по ровной поверхности ручкой, добиваемся ударов открытой ладонью. И ручкой, и ножкой можно стучать по фитболу или пеленальному столу.

После массажа рекомендовано укутать в одеяло, чтобы сохранить тепло.

Массаж при гипотонусе.

Чаще всего обращаются после полугода. Вода для упражнений должна быть 35 градусов вместо обычных 37.

Массаж – поглаживания, в соответствии с возрастом. Растирания – интенсивные даже с 2-хнедельного возраста с маслами родителей. Можно использовать стерилизованное оливковое или растительное масло. Большое количество тонизирующих разминаний (С-образное, щипцеобразное достаточно отрывисто, пощипывание). Упражнения из пассивных переходят в активные. Например, учим переворачиваться, затем – чтобы сам работал. Если гипотонус в ногах, создаём опору для стопы, «пружиним». Закалять, не кутать ребёнка. Необходимо большое количество тонизации и упражнений. Грыжи – либо держим рукой, либо применяем эластичный бинт, пелёнку. Грыжи вдавливаем круговыми движениями до полугода, позже нельзя.

Детский массаж

Общие закономерности роста и развития детей и подростков.

Рост – это непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей жизни. Процесс развития протекает скачкообразно.

Периоды развития:

- период внутриутробного развития;

- период новорожденности (0-28 дней);

ранний неонатальный поздний неонатальный

(0-7 сутки жизни) (7-28 сутки жизни)

- грудной период (28 дней-1 год);

- ясельный (1 год – 3 года);

- дошкольный (3 – 7 лет);

- младший школьный возраст (7 – 12 лет);

- подростковый пубертатный (12 – 17 лет).

Наши рекомендации