Архивная отрасль в начале XXI века.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство РФ изменило статус и название органа управления архивным делом. ФАС при Правительстве реструктурирован в Федеральное архивное агентство(ФАА) при Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ. Руководителем ФАА распоряжением правительства 13 марта 2004 г. назначен В.П. Козлов. Основные направления деятельности ФАА, его структура и штаты были определены Постановлением от 7 апреля 2004 г. № 177:

1) Установить, что Федеральное архивное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере архивного дела.

2) Федеральное архивное агентство находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.

3) Федеральное архивное агентство в установленной сфере деятельности осуществляет:

а) оказание государственных услуг в сфере архивного дела;

б) государственный учет документов АФ РФ, ведение Государственного реестра уникальных документов АФ РФ;

в) обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.

Сегодня сложно прогнозировать последствия этих преобразований. Руководитель ФАА В.П. Козлов в интервью «Российской газете» 17 марта 2004 г. высказал опасения, что при реформировании архивная система может разрушиться или даже утратит в значительной степени оперативность и действенность, поскольку многое из того, что раньше рассматривалось архивной службой самостоятельно (например, вопросы нормативно-законодательного обеспечения деятельности архивов), теперь придется решать вместе с министерством. Беспокоятся и архивные службы субъектов федерации: там возможны аналогичные изменения.

Единственным из современных архивистов, кто отважился напрямую высказать напрямую свое мнение о последних событиях в области отечественного архивного дела, стал А.В. Елпатьевский. Приведем ниже его слова.

Реформа марта 2004 г., объединившая «под одной крышей» все информационные службы (библиотеки, музеи, архивы, а также СМИ), внешне может выглядеть логичной. Однако нельзя забывать о принципиально различном характере, направленности деятельности, общественном предназначении архивов, с одной стороны, и библиотек и музеев – с другой. Если относительно последних можно считать, что общественно-культурная ипостась в них преобладает и их главной функцией является оказание государственных услуг и управление соответствующим имуществом, то архивная служба (мы предпочитаем употреблять именно эту формулу) не только хранит культурное достояние страны (государственное имущество – государственные архивы) и оказывает государственные услуги, но до недавнего времени осуществляла и определенные функции менеджмента, контроля и надзора за работой архивов государственных и иных организаций, ведения в них документальной части делопроизводства (ДОУ), а также и определенное нормативно-правовое регулирование в профессиональной области и в сфере деятельности государственных архивов.

Лишение ФАА этих функций чревато, по нашему мнению, в недалеком будущем существенным регрессом в формировании АФ РФ современными документами, ухудшением состояния архивов и делопроизводственных служб государственных организаций.

Надо отметить, что принятый недавно Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»также вызнавал неоднозначные оценки многих других отечественных специалистов в области архивного дела. Но мы считаем, что не стоит делать поспешных выводов – как всегда время и история все расставят по своим местам.

Вместо заключения.

Своеобразным индикатором политической зрелости, уровня самосознания любого правительства, является отношение его к архивному достоянию страны. Правительство должно понимать, что архивы, это те неразрывные узы, которые связывают страну с ее прошлым. Показательным является и отношение самого общества к архивам и их сокровищам – в характере запрашиваемых документов, как в зеркале отражаются следы общественных интересов к минувшему.

Один из современных историков-архивистов заметил, что по тому, как правительство относиться к бесценному архивному, да и в целом культурному и научному достоянию страны, можно судить, как это правительство относиться к своему Отечеству, к своему народу … Выводы делайте сами.

Приложение 1.

Наши рекомендации